Формирование исследовательских умений учащихся на примере изучения темы "Ледники" в 6 классе
Формирование исследовательских умений учащихся на примере изучения темы "Ледники" в 6 классе
Исследовательская деятельность учащихся на уроке - одно из требований Федерального образовательного стандарта второго поколения.Тема "Ледники" в 6 классе предлагает учителю широкое поле деятельности по формированию исследовательских умений и навыков. Это и работа с картой, и решение географических задач, и построение графика снеговой линии. Создание проблемной ситуации ( "Почему снеговая линия в горах расположена на разной высоте?") мотивирует познавательную деятельность учащихся. На уроке нашел отражение региональный компонент, который позволил вовлечь учащихся в ситуацию моделирования и прогнозирования ("При каких условиях наша местность превратится в ледник?"). Урок помогает осуществить межпредметные связи с литературой, математикой, историей.В основе данного урока лежит системно-деятельностный подход, при котором ученик является активным участником образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательских умений учащихся на примере изучения темы "Ледники" в 6 классе »
МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа№2»
МО – Михайловский муниципальный район Рязанской области
ЛЕДНИКИ
УРОК В 6 КЛАССЕ
Учитель географии
высшей квалификационной категории
Сомова Наталья Анатольевна
ЦЕЛЬ УРОКА:
I уровень: II уровень:
- познакомить учащихся с основными - формировать умение анализировать,
видами ледников и условиями их образования; сравнивать и обобщать информацию,
полученную в ходе самостоятельной
- научить определять местоположение горных работы;
и покровных ледников с помощью условных знаков - выявлять и объяснять зависимость
- показать практическое значение ледников образования ледников от рельефа и климата;
- прогнозировать изменение внешнего
облика своей местности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
-Мы продолжаем изучать оболочку Земли - гидросферу. Что такое гидросфера?
-Что входит в состав гидросферы?
-Где встречаются ледники?
III. Изложение нового материала.
Тема нашего сегодняшнего урока «Ледники». Открываем тетради, записываем число и тему урока. Наша задача – выяснить условия образования ледников, познакомиться с их видами, научиться определять высоту снеговой линии и ответить на вопрос: « В чем состоит практическое значение ледников?».
Откройте учебник и прочитайте определение ледника.
- Лед на реке – это ледник? Почему?
- Айсберг в океане – это ледник? Почему?
Ледник – это... продолжим определение.
- Как же образуются ледники на суше? Из чего?
СНЕГ
ФИРЫ
ГЛЕТЧЕР (прозрачный голубоватый лед)
1 блок. Условия образования ледников.
Посмотрите на картины - вулкан Килиманджаро, Уральские горы.
Чем отличаются эти горы?
Почему же одни вершины покрыты ледником, а другие - нет?
Какие условия необходимы для образования ледника?
Какая температура нужна, чтобы снег не таял? (ниже 0°С).
Правильно. 0°С – это и есть та самая граница, выше которой снег не тает. Эту границу называют снеговой линией. На какой высоте образуется снеговая линия? Вы затрудняетесь ответить. Давайте на этот вопрос постараемся ответить вместе.
Запишем в тетрадь:
Через 1 км подъема температура воздуха понижается на 6°С.
Начертим в тетради следующий рисунок.
1. Найдем на карте самую высокую точку Африки. Как она называется? Покажем на карте. Какова его абсолютная высота? Изобразим его на нашей схеме, подпишем высоту и название.
2. Как называется самая высокая точка России? Где она находится? Покажем на карте. Какие русские поэты и писатели воспевали красоты Кавказа в своих произведениях?
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
(А.С. Пушкин)
Изобразим на схеме самую высокую точку Кавказа.
Теперь найдем самую высокую вершину Северной Америки. Как она называется? Она носит название одного из президентов США. В каких горах она расположена? Покажем на карте горы и вершину. Назовем абсолютную высоту. Изобразим на схеме.
Теперь разместим целый материк – Антарктиду. Его средняя высота – 2000м. Это самый высокий материк. Почему?
- Нам нужно узнать, на какой высоте будет располагаться снеговая линия на этих вершинах и на материке Антарктида.
- Что такое снеговая линия?
- Что происходит с температурой воздуха при подъеме?
- Что еще нам нужно знать для решения этой задачи? (температуру воздуха у подножия гор).
- Какую температуру – зимнюю или летнюю?
Средняя Т°С июля у подножия Килиманджаро = +28°С, у подножия Эльбруса - +24°С, у подножия Мак-Кинли - +8°С, в Антарктиде - -32°С. Определим высоту снеговой линии Как будем решать эту задачу? (решаем и обозначаем границы на рисунке).
- От чего же зависит высота снеговой линии? (ГП, высоты гор)
- Какие условия необходимы для образования ледников? (низкая температура, осадки, суша).
Физкультминутка.
2 блок. Дифференцированно-групповая работа.
Посмотрим на нашу схему. На экваторе снеговая линия находится на высоте 4600 м над уровнем моря, а к полюсам понижается. В одних районах планеты, даже в районе экватора, ледники покрывают самые высокие горные вершины, а в полярных широтах - целые материки и острова. Поэтому материки делят на горные (подписываем на схеме) и покровные.
- Посмотрите на карту. Как обозначаются ледники? Найдите горы, вершины которых покрыты ледниками (работа с картой).
- Где мы видим покровные ледники? (работа с картой).
- Теперь, в ходе самостоятельной работы мы с вами должны ответить на следующие вопросы:
1 группа - чем отличаются горные и покровные ледники?
2 группа поработает с дополнительной литературой и расскажет нам об айсбергах.
3 группа - возможно ли образование ледников в нашей местности?
3 блок. Отчет групп.
4 блок. Самостоятельная работа с учебником.
– Прочитайте пункт 4 учебника и ответьте на вопрос: «В чем заключается практическое значение ледников?»
– Ребята, посмотрите за окно. Может ли из снега, который сейчас лежит белым покрывалом на земле, образоваться ледник?