Этапы и методы географического изучения территории
Этапы и методы географического изучения территории
Цели урока: • Выяснить, как заселялась территория России. • Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны. • Формировать умение работать с текстом и картами учебника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Этапы и методы географического изучения территории»
Этапы и методы географического изучения территории.
Цели урока: • Выяснить, как заселялась территория России. • Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны. • Формировать умение работать с текстом и картами учебника. Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников. Практикум. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору). Способы действия учащихся: вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § 10 и картами (рис. 10 и 11 учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России. Ценностный компонент урока: значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России; проблемы, связанные с освоением территории. Ход урока.
1.Организацонный момент.
2.Проверка д.з..
3.Изучение нового материала.
Эпиграфом к уроку могут стать слова историко-географа В. И. Малова: «История географических открытий, формирование русских территорий — это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт». Особенность данного урока — опора на знания, полученные учащимися из курса истории: когда была заселена территория, входящая ныне в состав России? Чем занималось население? Как оно приспосабливалось к природным условиям? В связи с тем что учащиеся только начинают знакомиться с новым учебником, с учетом междисциплинарного характера урока, рекомендуется провести его на основе работы с текстом § 10 и анализа карт . Для того чтобы раскрыть вклад отечественных путешественников и исследователей в формирование территории России, используются мини-сообщения учащихся на основе опережающих заданий по плану: 1. Краткая биография первопроходца (путешественника, исследователя). 2. Вклад в освоение территории России. 3. Вклад в развитие географии. 4. Вклад в развитие хозяйства России. 5. Что в биографии привлекло ваше внимание и почему. Мини-сообщение можно оформить в виде таблицы.
Таблица 3
ФИО
Годы жизни
Исследуемая территория
Основной вклад в развитие географии
При подготовке мини-сообщений учащимся следует определить лейтмотив рассказа, сформулировав его в виде эпиграфа. Этим подчеркивается ценностный аспект урока. Обсуждая с учениками материал параграфа, нужно привести слова известных ученых, например географа В. В. Покшишевского, который отмечал, что в своих переселениях наш народ прошел многие муки, но для его великого географического пути не было характерно то ощущение расставания с Отчизной, какое знала иностранная зарубежная миграция. Известный географ Н. Н. Михайлов выделил такие особенности в освоении территории: «...в пределах необъятной России вновь осваиваемые места прилегали к ранее освоенным, и русский человек, переселяясь, не покидал своей Родины, а лишь раздвигал ее границы. Он не переставал быть русским человеком, непосредственно и кровно связанным с Отечеством». Путешественник И. Д. Черский писал: «Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?» Учитель предлагает проанализировать слова ученых, высказать свое мнение по поводу справедливости этих высказываний. Учитель задает вопрос: «Какое из высказываний вам ближе и почему?» В завершение урока учащиеся выполняют одно из заданий тренажера по изучаемой теме (на выбор). 4. Домашнее задание: изучить § 10