kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Электроэнергетика России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена изучение электроэнергетической отрасли как составляющей ТЭК России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Электроэнергетика России"»

Сценарий урока по теме «Электроэнергетика»

Составители:

Аршинова Т.В.

Образовательный центр36 город Череповец


Цель:  изучение электроэнергетической отрасли как составляющей ТЭК России.

Задачи:

- Познакомить со значением электроэнергетики, видами электростанций, энергосистемами;
- формировать умения работать с картами и делать выводы, выявлять закономерности;
- активизировать познавательный интерес;
- развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами;

- воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии



Планируемые образовательные результаты:

Предметные: формирование знаний об электроэнергетике как базовой отрасли экономики России.

Личностные: формирование экологического мышления на основе выявления влияния электроэнергетики на состояние окружающей среды; осознание необходимости экономии электроэнергии.

Метапредметные: развивать навыки планирования и целеполагания, прогнозирования, развивать творческую активность учащихся, прививать навыки пользования предметной технологией, продолжить формирование умений работать с учебной литературой, анализировать тематические карты, оформлять результаты работы в виде отчета группы, анализировать, синтезировать, обобщать информацию.

Оборудование:  карты «Электроэнергетика России» Мультимедийный проектор, компьютер.

Тип урока: комбинированный.


Этап

Прием обучения и

учебно-познавательная задача

Форма работы, особенности работы учеников

Продукт (результат)

Подготовительный


Прием «Интеллектуальные качели».

Про бедную Золушку сказку читаю
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справится девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Ни кто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится Золушке дом убирать.
Но где пылесос, чтоб ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо ещё приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка – всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую фею.


Определяют тему урока.

Определяют цель деятельности.

Определяют план деятельности.

Определяют продукт деятельности.




Слушают стихотворение

В ходе обсуждения высказывают предположения, делают выводы о теме урока.






Называют тему урока.

Составляют план урока:

1. Изучить состав электроэнергетики

2. Определить значение различных видов электростанций мировой экономикеXXIвека.

3. Составить характеристику различных видов электростанций.

4.Установить зависимость развития ТЭК от уровня развития экономики страны.

5.Выявить проблемы и перспективы развития электроэнергетики.


Принятие по форме и по содержанию ситуации обучения и предъявленной учебной задачи.













Формирование групп по темам:

Группа №1. Выработка электроэнергии станциями


Группа №2. нетрадиционные способы выработки энергии


Группа №3. ТЭС

Группа № 4 АЭС

Группа №5 ГЭС

Используя источники географической информации составляют по предложенному учениками плану характеристику видов электростанций

Интраактивный

Работа в группах

Задание:Изучив материал учебника и дополнительную информацию (статистические данные, картосхемы, таблицы) составьте опорную схему для построения интеллект-карты «Электроэнергетика России». Алгоритм работу группы обсудите самостоятельно сравните его с алгоритмом предложенным учителем

В ходе самостоятельной работы учитель применяет прием «Измерение температуры»

Группа №1составляет круговую диаграмму на основании статистических данных “Доля выработки электроэнергии разными электростанциями”.

Группа №2

Анализ учащимися географической информации "Использование нетрадиционных источников энергии" составляют схему.

Группа №3, 4, 5 используя текст учебника ставляют по предложенному плану характеристику видов электростанций и представляют в виде блок-схемы

Поиск решения учебной задачи внутри микрогруппы.

Освоение правил учебного сотрудничества. Включение в групповое взаимодействие.

Прием Рассуждение по алгоритму»

Составить алгоритм оценки работы видов электростанций, описать вид электростанций согласно плану, представить продукт своей деятельности классу.


Прием «Измерение температуры»

Учащиеся выполняют работу в группах, учитель останавливает ход урока и задает вопросы обучающимся:

1.На каком этапе выполнения работы вы находитесь?

2.Что еще предстоит сделать для достижения цели?

3.Нужно ли внести, какие -то корректировки в заранее намеченный план работы?


Работа в группах

Анализ карты

Составление диаграммы.

Заполнение таблицы.

Схем, в которых отражена характеристика видов электростанций

Подготовка внутригруппового решения, выбор варианта его предъявления и защиты; принятие полиролевой основы взаимодействия.


Составление группой опорной схемы или кластера по своему вопросу




Интерактивный

Организация «тендера решения» с включением всех участников в процесс поиска оптимального варианта разрешения поставленной задачи

Группы презентуют свою работу, обмениваются вопросами и закрепляют блок схемы на доске в виде интеллект – карты «Электроэнергетика России»

Какова роль Электроэнергетики в топливно энергетическом комплексе?



Предъявление групповых решений, их сравнение и оценка, т.е. объективация представленных вариантов


Прием «Минута говорения»

Учащиеся высказывают свое мнение. Делают выводы.


Наносят на контурную карту крупнейшие электростанции России




Во время выступлений составление в тетрадях интеллект-карты «Электроэнергетика России», которая объединит выступления всех групп.








Оформление учащимися контурной карты







Рефлексивный

Обеспечение возможности представить мнение по поводу учебной и коммуникативной задачи занятия

Рефлексия «Микрофон» Оцените свои достижения на уроке, что нового вы узнали, какие умения приобрели, кто из вас свяжет свое будущее с работой электроэнергетикой

Учитель предлагает оценить вклад каждого в работу группы.

Конструктивная актуализация мнения по поводу форм и содержания проведенного занятия.






Учащиеся оценивают свою деятельность

Развитие групповых и личностных навыков рефлексии, формирование позитивных групповых процессов



Итоговое задание урока. Составить кроссворд 10 понятий ТЭК

Карточки для работы групп:

Задание для группы №1. Составьте круговую диаграмму, используя статистические материалы:

  • Тепловые станции: 628,0 ТВт*ч

  • Гидроэнергетика: 186,7 ТВт*ч

  • Атомные станции: 196,4 ТВт*ч

  • Ветроэнергетика: 0,09 ТВт*ч

  • Солнцеэнергетика: 0,16 ТВт*ч


Задание для группы № 2 Составить схемы нетрадиционные виды топлива

Нетрадиционные источники энергии:  .


1. Солнечная энергетика. Это использование солнечного излучения для получения энергии в каком-либо виде. Солнечная энергетика использует возобновляемый источник энергии и в перспективе может стать экологически чистой.

Преимущества солнечной энергии:

– Общедоступность и неисчерпаемость источника; 
– Теоретически, полная безопасность для окружающей среды.

Недостатки солнечной энергии:

– Поток солнечной энергии на поверхности Земли сильно зависит от широты и климата; 
– Солнечная электростанция не работает ночью и недостаточно эффективно работает в утренних и вечерних сумерках; 
Фотоэлементы содержат ядовитые вещества, например, свинец, кадмий, галлий, мышьяк и т. д., а их производство потребляет массу других опасных веществ.

2. Ветроэнергетика. Это отрасль энергетики, специализирующаяся на использовании энергии ветра — кинетической энергии воздушных масс в атмосфере. Так как энергия ветра является следствием деятельности солнца, то её относят к возобновляемым видам энергии.

Перспективы ветроэнергетики.

Ветроэнергетика является бурно развивающейся отраслью, так в конце 2007 года общая установленная мощность всех ветрогенераторов составила 94,1 гигаватта, увеличившись впятеро с 2000 год. Ветряные электростанции всего мира в 2007 году произвели около 200 млрд кВт·ч, что составляет примерно 1,3 % мирового потребления электроэнергии. Прибрежная ферма ветроэнергетических установок Миддельгрюнден, около Копенгагена, Дания. На момент постройки она была крупнейшей в мире.

Возможности реализации ветроэнергетики в России. В России возможности ветроэнергетики до настоящего времени остаются практически не реализованными. Консервативное отношение к перспективному развитию топливно-энергетического комплекса практически тормозит эффективное внедрение ветроэнергетики, особенно в Северных районах России, а также в степной зоне Южного Федерального Округа, и в частности в Волгоградской области.

3. Термоядерная энергетика. Солнце — природный термоядерный реактор. Ещё более интересной, хотя и относительно отдалённой перспективой выглядит использование энергии ядерного синтеза. Термоядерные реакторы, по расчётам, будут потреблять меньше топлива на единицу энергии, и как само это топливо (дейтерий, литий, гелий-3), так и продукты их синтеза нерадиоактивны и, следовательно, экологически безопасны.

Перспективы термоядерной энергетики. Данная область энергетики имеет огромный потенциал, в настоящее время в рамках проекта "ITER", в котором участвуют Европа, Китай, Россия, США, Южная Корея и Япония во Франции идет строительство крупнейшего термоядерного реактора, целью которого является вывести УТС (Управляемый термоядерный синтез) на новый уровень. Строительство планируется завершить в 2010 году.

4. Биотопливо, биогаз. Биотопливо — это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки стеблей сахарного тростника или семян рапса, кукурузы, сои. Различается жидкое биотопливо (для двигателей внутреннего сгорания, например, этанол, метанол, биодизель) и газообразное (биогаз, водород).

Виды биотоплива:

– Биометанол 
– Биоэтанол 
– Биобутанол 
– Диметиловый эфир 
– Биодизель 
– Биогаз 
– Водород

На данный момент самые развитые – биодизель и водород.

5. Геотермальная энергия. Под вулканическими островами Японии скрыты огромные количества геотермальной энергии, этой энергией можно воспользоваться извлекая горячую воду и пар. Преимущество: выделяет примерно в 20 раз меньше углекислого газа при производстве электричества, что снижает ее влияние на глобальную окружающую среду.

6. Энергия волн, приливов и отливов. В Японии важнейший источник энергии волновые турбины, которые преобразуют вертикальное движение океанских волн в давление воздуха вращающего турбины электрогенераторов. На побережье Японии установлено большое количество буев, использующих энергию приливов и отливов. Так используют энергию океана для обеспечения безопасности океанского транспорта.

Огромный потенциал энергии Солнца мог бы теоритически обеспечить все мировые потребности энергетики. Но КПД преобразования тепла в электроэнергию всего 10%. Это ограничивает возможности Солнечной энергетики. Принципиальные трудности возникают и при анализе возможностей создания генераторов большой мощности, использующих энергию ветра, приливы и отливы, геотермальную энергию, биогаз, растительное топливо и т.д. Всё это приводит к выводу об ограниченности возможностей рассмотренных так называемых «воспроизводимых» и относительно экологически чистых ресурсов энергетики, по крайней мере, в относительно близком будущем. Хотя эффект от их использования при решении отдельных частных проблем энергообеспечения может быть уже сейчас весьма впечатляющим.









Задания для групп № 3-5 составление характеристик электростанций используя источники информации

Сообщения обучающихся об основных видах элетростанций.

  1. Тепловые электростанции работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны. ТЭС строят быстро, и обходится строительство дешевле, чем строительство АЭС и ГЭС. Их мощность может быть очень большой. Это позволяет получать дешевую электроэнергию. Крупнейшая по мощности ТЭС страны – Сургутская (4, 8 млн. кВт).
    Размещение ТЭС зависит от качества топлива, на котором они работают. Топливо низкого качества (торф, сланцы, бурый уголь) перевозить на большие расстояния не выгодно. В этих случаях ТЭС создают непосредственно в районах его добычи (Кузбасс, Канско - Ачинский бассейн). Высококачественное топливо (природный газ, мазут) можно транспортировать достаточно далеко. Поэтому его используют на ТЭС, построенных в районах с большим потреблением электроэнергии, но бедных собственными ресурсами (Европейский Центр и др.).
    Разновидностью тепловых станций являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые кроме электроэнергии вырабатывают тепло. ТЭЦ строят в городах, так как горячий пар и вода передаются на расстояние не более 20-30 км (горячая вода остывает)

  2. Гидроэлектроэнергетика. По величине гидроэнергетического потенциала, который может быть использован в энергетике, Россия занимает 2-е место после Китая – 850 млрд. кВт. ч в год. Но он сейчас используется только на 18% Подавляющая его часть сосредоточена в Восточной Сибири (41%) и на Дальнем Востоке (35%). В других странах уровень использования гидроэнергетического потенциала гораздо выше: во Франции – 90%, Германии, Швеции – 65%, Китае, Индии – 20 - 45%.
    ГЭС выгоднее строить на реках с большим падением и расходом воды. Главное достоинство ГЭС – использование возобновимого вида энергоресурсов, поэтому они производят самую дешевую электроэнергию. Работа ГЭС позволяет экономить 60 млн. т топлива в год. Она снижает выбросы в атмосферу. Мощность ГЭС больше, чем у ТЭС (Саянская – 6,4 млн. кВт, Красноярская – 6 млн. кВт). 

  3. Атомная энергетика. Мощность атомных электростанций (АЭС) и производство электроэнергии на них постоянно растут. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов. Нет дорог, а энергия нужна (европейская часть России, Чукотка). АЭС работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Из 1 кг ядерного топлива выделяется столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т каменного угля. Для работы ядерного реактора в течение нескольких лет достаточно загрузить в него 20-30 т ядерного топлива..




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Электроэнергетика России"

Автор: Аршинова Татьяна Владимировна

Дата: 24.02.2019

Номер свидетельства: 501262

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок  географии   9 класс  Конференция:     «Электроэнергетика России» "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-ghieoghrafii-9-klass-konfierientsiia-eliektroenierghietika-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "102276"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493463"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Электроэнергетика России"
    ["seo_title"] => string(26) "elektroenergetika_rossii_1"
    ["file_id"] => string(6) "576809"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1616738206"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация к конспекту урока по теме "Электроэнергетика России." "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-k-konspiektu-uroka-po-tiemie-eliektroenierghietika-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "128356"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415473900"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "План урока: Электроэнергетика России"
    ["seo_title"] => string(39) "plan_uroka_eliektroenierghietika_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "364017"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480444028"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме: "Электроэнергетика" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-tiemie-eliektroenierghietika"
    ["file_id"] => string(6) "128321"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415470094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства