Просмотр содержимого документа
«: Движение частиц вещества. Диффузия.»
5 класс
Тема: Движение частиц вещества.Диффузия.
Цель: Расширить представление о строении физических тел и свойствах вещества, сформировать начальные представления о движении частиц вещества, явлении диффузии и её роли в природе; воспитывать познавательный интерес и абстрактное мышление.
В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
2.Самостоятельная работа
Из пластилина смоделируйте расположение молекул воды в разных агрегатных состояниях.
Охарактеризуйте превращение воды в окружающей среде.
Заполните таблицу:
Вещество
Твёрдое
Жидкое
Газообразное
Имеет постоянную форму и объём.
Не имеет постоянной формы, сохраняет объём посуды.
Не имеет собственного объёма и формы.
3.Мотивация учебной деятельности.
Учащиеся стоят возле парт неподвижно на одной ноге, пока не начнут двигаться.
Легко ли вам было стоять, не двигаясь?
Молекулы, как и вы , очень непоседливы, поэтому при каждой возможности пытаются двигаться. Молекулы передвигаются всегда по прямой линии, а если наталкиваются на что-то (другую молекулу), то поворачиваются на 180 градусов и движутся в другую сторону. Попробуйте представить себя молекулой воды.
Изучение нового материала.
1.Объяснение. Движение молекул.
Все мы знаем определённый объём ( классную комнату) и более- менее равномерно двигаемся в нём. У молекул такое беспорядочное движение называется броуновским движениям. Если понизить температуру или увеличить давление, взаимное притяжение становится сильнее, и молекулы скапливаются к определённому объёму. Возьмитесь за руки. Если потянуть одного из вас ( молекулу) , то вместе с ним начнут двигаться другие. Это свойство у молекул называется текучестью.
Но, как вас не « свернуть», вы будете иметь разную форму, но одинаковый объём.
В твёрдой форме связи между молекулами крепче. Положите одну руку на плечо соседа, который впереди, а другую- соседа справа. Крепко держитесь и не сгибайте руки. Вы вместе «построили» кристаллическую решетку твёрдого вещества.
Вместе вы имеете определённую форму и занимаете определённый объём. Если даже я потяну какой-либо край, вы продвигаетесь вместе, не изменяя форму.
Рассказ учителя. Диффузия.
Каждое вещество имеет свои свойства (цвет, запах, плотность и т.д.), которые называются физическими. Благодаря движению атомов и молекул вы ощущаете запахи (молекулы парфюмерии движутся и, отрываясь от общего количества молекул, разносятся потоком воздуха на определённое расстояния), так можно заварить чай, растворить кусочек сахара в стакане воды.
Эти явления, объясняются проникновением молекулы одного вещества в промежутки между молекулами другого вследствие их, хаотичного движения.
Слово «диффузия» в переводе с латинского обозначает «развитием». Явления диффузии свойственно и газам, и жидкостям, и твёрдым телам. Она свойственна всем трём состоянием вещества. В жидкостях диффузия происходит медленнее, чем в газах, а в твёрдых телах – ещё медленнее. Диффузию в металлах впервые наблюдали в конце прошедшего столетия. Две хорошо отшлифованные металлические пластинки (золотую и свинцовую) плотно прижали одну к другой. Через пять лет было замечено, что молекулы золота и свинца проникли из одной пластины в другую приблизительно на 1мм.
Опыт
Установлено, что старость диффузии зависит от температуры. Приготовил два стакана(с горячей и холодной водой), два пакетика чая, секундомер. Вывод. Скорость диффузии больше в горячей воде. 4.Игра «Молекулы»
Роль диффузии в природе.
Диффузия происходит и в живой природе: проникновение воздуха, который мы вдыхаем в лёгкие, работа пищеварительной системы человека и животных; всасывания корнем воды и растворённых в ней минеральных веществ; проникновения воды и питательных веществ в клетки растений.
5.Работа с учебником.
Какую роль играет диффузия в живой природе?
6.Обобщение и закрепление знаний.
Работа в тетради.
Учащиеся выполняют 1-3 задания с обсуждением.
Вывод. Явление проникновения молекул одного вещества в пространство между молекулами другого вещества вследствие их хаотичного движения называют диффузией.
7. Итог урока.
8. Домашнее задания. Повторить стр.64-65, выучить стр.66-67. Ответить на вопросы с.71.