В современных реалиях актуальной проблемой образовательной технологии и практики вспомогательной школы является создание и внедрение инновационных технологий, направленных на четкое определение жизненного пространства ученика, способствующего развитию и самореализации социально - адаптированного выпускника, умеющего решать свои проблемы, и как-то изменять свою жизнь к лучшему.
Поэтому, освоение и применение проектной деятельности в школе-интернате значительно расширяет рамки, способствует достижению нового качества учебно-воспитательного процесса. Участие в проектировании создает предпосылки для развития у умственно отсталых детей: исследовательских и творческих навыков, умение самостоятельно работать, коммуникабельные умения и навыки, возможность ориентироваться в окружающем пространстве. Работа над проектами имеет большое коррекционное значение, воспитывает у учащихся общечеловеческие ценности, самодисциплину, желание выполнить свою работу качественно, умение слаженно работать в коллективе.
Предлагаем ознакомиться с проектом «Своя область», который был осуществлен в 9-Б классе с выходом на открытое мероприятие по географии (см. приложение). Над проектом работали два месяца ( 14 занятий ). Большая часть занятий была посвящена исследовательской и поисковой работе учащихся, работе в библиотеке, посещению краеведческого музея, планетария, промышленных предприятий, обзорных экскурсий по городу. Практическая работа дала возможность системно подойти к ожидаемым результатам.
Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что библиотекарь работает и воспитателем данного класса. Дети посещают библиотеку, читают книги; библиотекарь привила им любознательность, бережное отношение к книге, научила ориентироваться в библиотечном фонде, находить нужную информацию по первоисточникам. Целью данного проекта было исследование через программный материал по географии для 9 класса таких разделов и тем по географии Донецкой области:
- Положение на карте, границы области;
- Из истории образования Донецкой области;
- основные формы поверхности, Полезные ископаемые и их использование;
- климат ( на основе ведения наблюдений, анализа календаря погоды);
- реки и озера области, их хозяйственное использование;
- растительный и животный мир;
- экологические проблемы, охрана природы родного края;
- население и его состав;
- промышленность, ее ведущие отрасли;
- хозяйственная деятельность человека;
- транспорт;
- областной центр – Донецк;
Сведение отдельных разделов знаний в единое целое позволило дать полную и объективную картину Донецкой области, привития учащимся трудовых навыков, развитие образного логического мышления, индивидуальных творческих способностей, взаимовыручки, любви и бережного отношения к родному краю, желание познавать новое.
Конечными результатами проекта было проведение открытого мероприятия по географии «Своя область». Главным девизом проекта стали слова: «Все, что я узнаю – я сумею применить в своей жизни после выпуска из школы».
Первым шагом в реализации проекта стал поиск информации о Донецкой области, ее людях; учащиеся собирали сведения, общались с родителями, смотрели и обсуждали фильмы о Донецкой области, готовили самостоятельные задания по предмету.
Вторым шагом проекта стало проведение обзорных экскурсий по городу. Во время экскурсий учащиеся познакомились с музеями, планетарием, промышленными предприятиями, заведениями быта.
Третий шаг проекта - исследование характерных особенностей Донецкой области как составной части Украины.
Четвертый шаг проекта – сведение в единое целое полученных знаний и попытка систематизации своих представлений о Донецкой области.
Пятый шаг – открытое мероприятие. Определение качества знаний и умений учащихся по теме «Своя область».
Отдельные занятия были посвящены историческим и культурным местам области. Класс был разделен на две группы. Каждая группа имела свое направление работы. Например, первая собирала сведения о родном крае, вторая – систематизировала и объединяла отдельные разделы в единое целое. Каждый учащийся смог проявить свои способности, навыки и умения, работать с интересом. Яркое сопровождение работы над проектом – художественно-эстетические подборки иллюстраций, фильмов, альбомов о родном крае. Участники проекта выполняли свои функции в соответствии с индивидуальными способностями и выработанными трудовыми навыками и умениями; одни были исследователями, другие подбирали
материалы и готовили фотографии и рисунки, третьи занимались оформлением. В реализации проекта взрослые старались, чтобы дети уяснили для себя слово «творчество» и умели его проявить в своей практической деятельности.
Результатом нашей работы стало проведение открытого мероприятия по географии «Своя область». Материальное отображение - фотовыставка «Родной край», рисунки о Донецком крае, использование компьютерных технологий в ходе проведения мероприятия.
Основной результат – это осознание и понимание каждым учеником важности успеха от проделанной работы. Все, что участники проекта получили, узнали – они знают и могут применять там, где это нужно.
Нужно сказать и о том, что работа над проектом была интересной и не обременительной для учащихся. Возможность участия в интересной работе, ответственность по результатам своей деятельности, творчество и возможность самовыражения, создали необходимую мотивацию в ученическом коллективе класса для активной работы в проектной деятельности.