kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Природная топонимика родного края. Донецкая область» 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Природная топонимика родного края. Донецкая область» 8 класс

Цель урока: сформировать представление об источниках образования топонимики родного края (Донецкая область), показав связь происхождения топонимов от исторического развития территории.

Цели:

Развивающая: развить инстерес к научно-исследовательской деятельности. Установление межпредметных связей:география, язык, краеведение, история. Продолжать развивать умения работать с географическими картами.

Обучающая:познакомить с понятиями (гидроним, ороним, ойконим), уметь приводить примеры и по возможности обьяснять их. Формировать навыки распознования происхождения топонимов.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и любви к родине!

Оборудование: карта Донецкой области, к/карта региона, иллюстрации топонимов.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих)
  2. Проверка д/з по предыдущей теме
  3. Изучение нового материала.

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!

Человека с детства окружают имена, различные названия, через них он, как и другие источники познает окружающий мир. Мы нечасто задумываемся о том, почему данное место называется так, а не иначе.

Все собственные названия именуются топонимами (от греч. «топос»-место, «онома»-имя). В результате многовекового изучения географических названй сформировалась такая наука, как топонимика-наука, которая всесторонне изучает географические названия, их происхождение, смысловое значение, изменения в написании, произношении.

Топонимы делятся на группы:

  • населенные пункты (Соледар, Угледар, Дебальцево, Донецк)
  • водные объекты (Волчья река, Кальмиус)
  • объекты рельефа (г. Могила Гончариха)

Топонимы:

  1. Названия, отражающие физико-географические особенности региона
  2. Названия, непосредственно связанные с практической деятельностью человека.

Еще в глубокой древности, поселяясь в каком-либо месте человек, давал названия рекам, холмам, горам, озерам, самим поселениям. В каждом из таких наименований был заключенный смысл. Названия рек, часто связывались с характером их течения, глубины, цвета воды. Названия поселков нередко определялись особенностью ландшафта, растительности, фактами из жизнедеятельности самих поселенцев. Т.о., и особенности ландшафта, растительного и животного мира, названия древних племен и народов, имена первых поселенцев и владельцев земель, черты социально-экономической и культурной жизни, и многие другие факты из истории послужили основой для образования донецкой топонимики. (Приведите пример)

Гидронимы-названия водных объектов.

Во все времена реки играли важную роль в жизни людей, это были пути передвижения, источник прохлодительной влаги (воды) и конечно же, пищи.

(Пример гидронима)

Северский Донец. Река названа так, потому что этот приток Дона (отсюда и форма Донец, вначале имевшая уменьшительное значение малый Дон) начинался в древней Северской земле, где обитало одно из восточнославянских племен-северяне. Возникшая позже в разговорной речи населения Донбасса форма Северный Донец неправильна и являет собой пример ложной этимологии, объясняющей название реки её течением с севера на юг.

Кальмиус. К северу от Донецка находятся истоки реки Кальмиус. Ее нынешнее название встречается лишь в памятниках со второй половины XVI века, а до этого она была известна под именами «Калки и Калы». Последний вариант гидронима (Кальмиус) дает «Книга большому чертежу» (1627 г.) рукописное приложение к «чертежу, т. е. К карте Русского государства начала XVII века. А т. к. Кальмиус имеет широко разветвленную сеть притоков, то все они в древности назывались ещё собирательно Калками или Калами. Кроме того, в ряде памятников XVI- XVII вв. (Миюсом). В дальнейшем оба параллельно встречающихся имен (Кала и Миус) сливаются в один-Кальмиус, благодаря чему устраняется путаница в употреблении одинаковых названий Миус (он же Кала, Калка) и Миус-современный Миус, другой приток азовского моря. Вначале присоединившееся имя Кала выступало в роли приложения к одинаковому для обеих рек названию, и сложный топоним Кал(а) Миус означал что-то вроде Каловый Миус, или «Миус он же Кала», но затем смысловое взаимодействие частей в названии Кальмиус стирается, и оно превращается в неясное и неразложимое на составные части элементы имя. (На контурной карте обозначить реки, в тетради дать краткое описание их происхождения — 5 примеров)

Ойконимы — названия населенных пунктов.

(Примеры ойконимов)

п. Каютино (поселок расположенный возле Углегорска). В дореволюционном Донбассе балаганами назывались принадлежавшие заводам длинные барака, заселенные рабочими и служащими, каютами — низкие сырые землянки заводских рабочих щахтеров. Отсюжа и произошло название поселка Каютино.

г.Селидово (село Селидовка) связана такая история. Рассказывают, что вначале оно звучало, как Селидовка и что дано было чиновником землемером в отместку за скудное подношение ему от крестьян. Скорее всего перед нами форма притяжательного прилагательного с суффиксом -ов, прямо указывающая на имя первого поселенца или владельца данной местности-какого-то Селида. В XVIII в здесь было запорожское землище «старожейная казацкая местность».

Еще примеры Углегорск, Угледар (нписать краткое описание истории происхождения)

Ороним собственное название различных форм рельефа.

Например, г. Могила Гончарихи. (дать краткое описание данного оронима в тетради)

Д/з.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Природная топонимика родного края. Донецкая область» 8 класс»

Тема урока: «Природная топонимика родного края. Донецкая область» 8 класс



Цель урока: сформировать представление об источниках образования топонимики родного края (Донецкая область), показав связь происхождения топонимов от исторического развития территории.

Цели:

Развивающая: развить инстерес к научно-исследовательской деятельности. Установление межпредметных связей:география, язык, краеведение, история. Продолжать развивать умения работать с географическими картами.

Обучающая:познакомить с понятиями (гидроним, ороним, ойконим), уметь приводить примеры и по возможности обьяснять их. Формировать навыки распознования происхождения топонимов.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и любви к родине!

Оборудование: карта Донецкой области, к/карта региона, иллюстрации топонимов.

Тип урока: изучение нового материала.



Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих)

  2. Проверка д/з по предыдущей теме

  3. Изучение нового материала.

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!

Человека с детства окружают имена, различные названия, через них он, как и другие источники познает окружающий мир. Мы нечасто задумываемся о том, почему данное место называется так, а не иначе.

Все собственные названия именуются топонимами (от греч. «топос»-место, «онома»-имя). В результате многовекового изучения географических названй сформировалась такая наука, как топонимика-наука, которая всесторонне изучает географические названия, их происхождение, смысловое значение, изменения в написании, произношении.

Топонимы делятся на группы:

  • населенные пункты (Соледар, Угледар, Дебальцево, Донецк)

  • водные объекты (Волчья река, Кальмиус)

  • объекты рельефа (г. Могила Гончариха)









Топонимы:

  1. Названия, отражающие физико-географические особенности региона

  2. Названия, непосредственно связанные с практической деятельностью человека.



Еще в глубокой древности, поселяясь в каком-либо месте человек, давал названия рекам, холмам, горам, озерам, самим поселениям. В каждом из таких наименований был заключенный смысл. Названия рек, часто связывались с характером их течения, глубины, цвета воды. Названия поселков нередко определялись особенностью ландшафта, растительности, фактами из жизнедеятельности самих поселенцев. Т.о., и особенности ландшафта, растительного и животного мира, названия древних племен и народов, имена первых поселенцев и владельцев земель, черты социально-экономической и культурной жизни, и многие другие факты из истории послужили основой для образования донецкой топонимики. (Приведите пример)



Гидронимы-названия водных объектов.



Во все времена реки играли важную роль в жизни людей, это были пути передвижения, источник прохлодительной влаги (воды) и конечно же, пищи.



(Пример гидронима)

Северский Донец. Река названа так, потому что этот приток Дона (отсюда и форма Донец, вначале имевшая уменьшительное значение малый Дон) начинался в древней Северской земле, где обитало одно из восточнославянских племен-северяне. Возникшая позже в разговорной речи населения Донбасса форма Северный Донец неправильна и являет собой пример ложной этимологии, объясняющей название реки её течением с севера на юг.

Кальмиус. К северу от Донецка находятся истоки реки Кальмиус. Ее нынешнее название встречается лишь в памятниках со второй половины XVI века, а до этого она была известна под именами «Калки и Калы». Последний вариант гидронима (Кальмиус) дает «Книга большому чертежу» (1627 г.) рукописное приложение к «чертежу, т. е. К карте Русского государства начала XVII века. А т. к. Кальмиус имеет широко разветвленную сеть притоков, то все они в древности назывались ещё собирательно Калками или Калами. Кроме того, в ряде памятников XVI- XVII вв. (Миюсом). В дальнейшем оба параллельно встречающихся имен (Кала и Миус) сливаются в один-Кальмиус, благодаря чему устраняется путаница в употреблении одинаковых названий Миус (он же Кала, Калка) и Миус-современный Миус, другой приток азовского моря. Вначале присоединившееся имя Кала выступало в роли приложения к одинаковому для обеих рек названию, и сложный топоним Кал(а) Миус означал что-то вроде Каловый Миус, или «Миус он же Кала», но затем смысловое взаимодействие частей в названии Кальмиус стирается, и оно превращается в неясное и неразложимое на составные части элементы имя. (На контурной карте обозначить реки, в тетради дать краткое описание их происхождения — 5 примеров)



Ойконимы — названия населенных пунктов.

(Примеры ойконимов)

п. Каютино (поселок расположенный возле Углегорска). В дореволюционном Донбассе балаганами назывались принадлежавшие заводам длинные барака, заселенные рабочими и служащими, каютами — низкие сырые землянки заводских рабочих щахтеров. Отсюжа и произошло название поселка Каютино.



г.Селидово (село Селидовка) связана такая история. Рассказывают, что вначале оно звучало, как Селидовка и что дано было чиновником землемером в отместку за скудное подношение ему от крестьян. Скорее всего перед нами форма притяжательного прилагательного с суффиксом -ов, прямо указывающая на имя первого поселенца или владельца данной местности-какого-то Селида. В XVIII в здесь было запорожское землище «старожейная казацкая местность».

Еще примеры Углегорск, Угледар (нписать краткое описание истории происхождения)



Ороним собственное название различных форм рельефа.

Например, г. Могила Гончарихи. (дать краткое описание данного оронима в тетради)

Д/з.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Природная топонимика родного края. Донецкая область» 8 класс

Автор: Дегтярёва Светлана Гаоргиевна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 349863


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства