Просмотр содержимого документа
«Булгакова Любовь Михайловна»
Интегрированный урок в 9 классе «Информационная инфраструктура»
Цель урока: Сформировать представление об информационной инфраструктуре и уровне ее развития, используя межпредметные связи географии и информатики.
Образовательные:
-показать элементы инфраструктуры и географию сферы услуг;
-закрепить представление о фундаментальном понятии информатики, таком, как “информация”;
-познакомиться с такими понятиями как: web-страницы, браузер, гиперссылка;
-рассмотреть влияние телекоммуникационных сетей на территориальную организацию общества и образ жизни людей;
-научить учащихся искать нужную информацию;
использовать ресурсы сети Internet для поиска информации.
Развивающие:
-способствовать развитию дальнейших навыков работы с прикладными программами;
-развить потребности самообразования;
- использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках географии и информатики.
Воспитательные:
-адаптировать учащихся для жизни в информационном обществе;
- продолжать формировать социокультурные компетенции, предусматривающие овладение навыками и умениями для успешной межкультурной коммуникации;
-повышать самомотивацию к изучению географии;
-понимать важность и актуальность использования современных обучающих мультимедийных программ.
Тип урока:
Интегрированный урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эпиграф урока: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»
Н. Ротшильд
Сообщение темы урока: Прочитайте эпиграф нашего урока. Ребята, как вы думаете, с каким ключевым вопросом связана наша тема?
Ученики: С информацией
Тема урока “ Информационная инфраструктура. Информация. Информационные процессы. Практическая работа с программой Internet Explorer (Фобус- Internet -электронный практикум)”. Учитель информатики: Тема урока тесно связана с предметом информатики, поэтому урок проведем совместно с учителем информатики и географии.
Учитель географии: Давайте определим цель нашего урока
Ученики: познакомиться с непроизводственной отраслью современного хозяйства, информационной инфраструктурой, с главными ее составляющими, значением для экономики страны и жизни людей.
Учитель информатики: Сегодня на уроке также конкретизируем и обобщим знания об информации, выполним практическую работу
Учитель географии: Необходимым условием существования современного общества является развитая инфраструктура. Давайте дадим определение инфраструктура
Ученики: Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение), совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества
Учитель географии: Давайте перечислим главные элементы Инфраструктуры, запишем в тетрадь
здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, учреждения культуры
связь (телефон, телеграф, компьютерные сети), информационные агентства, банки данных, архивы
Учитель географии: Ребята, развитая информационная инфраструктура для современного общества дает много преимуществ стране и обществу. Почему так происходит?
Учитель информатики: для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним определение информации и назовем основные свойства информации. Ученики Информация- это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности. Свойства – полезность, актуальность, достоверность, надежность, безопасность
Учитель географии: В чем ценность информации как нематериального ресурса
Ученики. Доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы Примеры исторические и современные (торговля на биржах, политика, экономика ит.д).
Учитель информатики: Ребята сегодня в период лавинообразного развития телекоммуникационных сетей, электронных средств связи и появления сети Интернет. Наиболее популярной ее частью стала Всемирная информационная паутина. Что такое Всемирная информационная паутина? Как найти информацию с помощью всемирной паутины Интернет?
Ученики: Интернет это телекоммуникационная сеть. К началу 1997 года в Интернете работало 4 миллионов пользователей, в 2000 году их стало 100 млн. человек. Сегодня количество пользователей сети интернет в России: 118 000 000 человек (81% популяции). Из них пользуются смартфонами для входа в интернет: 102 100 000 человек (87%). Изменение по сравнению с 2019: -0.4%. Активно пользуются социальными сетями: 70 000
Учитель информатики: Информация в WWW организована в виде Web-страниц.
Web-сайт – это несколько Web-страниц, связанных между собой по содержанию.
Гиперссылки – ключевые слова или изображения от которых идут гиперсвязи. Они выделяются цветом или подчёркиванием. Каждый сайт, и каждая страница имеют свой адрес, по которому к ним можно обратиться. Web-браузеры - прикладное программное обеспечение для просмотра страниц, содержания веб-документов, компьютерных файлов и их каталогов; управления веб-приложениями. Все системы поиска информации во Всемирной паутине располагаются на специально выделенных компьютерах с мощными каналами связи. Действие поисковых систем основано на постоянном, последовательном изучении всех страниц всех сайтов Всемирной паутины. Ребята, а теперь обратите внимание на слайд и расставьте стрелочки определяя, направление способов поиска информации в сети Интернет?
Учитель информатики: В результате интеграции различных типов телекоммуникационных сетей- радио и телевидение, телефонной, мобильной, сотовой связи, компьютерных сетей, передача разных видов информации происходит по одним и тем же каналам. С помощью компьютера появилась возможность воспользоваться услугами всех видов связи. Какие виды связи вы знаете?
Ученики: Связь-это отрасль, которая обеспечивает передачу информации. Связь делится на два вида: почтовую и электрическую
Почтовая связь занимается перевозкой и доставкой почтовых отправлений. Уровень развития почтовой связи высок: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи.
Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической, электронной почты, телефонной, телевизионного и радиовещания.
Учитель географии: Ребята итак мы назвали основные элементы информационной инфраструктуры. А как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества, т. е на размещение населения и производства по территории нашей страны
Ученики: Они способствуют более свободному размещению, как населения, так и производства. При выборе населенного пункта, люди также интересуются не только есть ли газ, дороги, мосты, учреждения, но и есть ли интернет вай – фай, скорость работы интернета и.т.д.. Я знаю, что буквально в конце 2020 начале 2021 года у нас в Акбулаке был проведен высокоскоростной интернет, которым воспользовались многие акбулакчане. Это дало им ряд преимуществ, в том числе в период, когда мы находились на дистанционном обучении для получения нужной информации на различных обучающих сайтах и платформах.
Учитель географии: Ребята, скажите, а какие регионы России имеют развитую инфраструктуру (показать на карте)
Вывод в тетрадь, таким образом, доступ к информационным сетям, обработка и передача информации создает преимущества в развитии регионов и страны в целом, на геополитическое положение страны. Информационный ресурс становится ценным ресурсом, который необходимо не только обладать, но и обеспечить контроль и охрану, безопасность, чтобы не зависеть от иностранных государств и компаний
Учитель информатики: Ребята, а теперь давайте выполним практическую работу, которая покажет ваши умения находить и отбирать необходимую информацию в Интернете.
Задание: С помощью интернет - ресурсов найти информацию об экономике Оренбургской области, составить 5-6 слайдов и презентовать .
Ученики работают, составляют мини-презентацию
IY Подведение итогов
Учитель географии: Сегодня на уроке мы с вами работали при помощи географических карт, текста учебника, статистических данных
Учитель Информатики: Вы выполнили практическую работу, давайте сделаем выводы по нашей теме.
Вопросы к классу
-Как выдумаете, почему информацию считают ценным ресурсом?
- Чем объяснить, что в сельской местности так медленно идет развитие современных средств связи?
-Чем объяснить, что в сельской местности так медленно идет развитие современных средств связи?
-Как наш населенный пункт получает и отправляет нужную информацию?
-Влияет ли информационная структура на образ жизни людей?
-Что такое браузер, web-страница, гиперссылка?
-Как сохранить информацию из web?
Выводы.
С развитием телекоммуникаций возникает и новый вид “груза”, это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион. Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение. Современное хозяйство немыслимо без развития инфраструктуры, она непосредственно влияет на развитие всех других отраслей. Развитая инфраструктура и квалифицированные кадры притягивают, как магнит, современные отрасли промышленности и услуги. Модернизация и развитие всей инфраструктуры – жизненная задача России, условие успешного развития экономики и необходимая часть нормальной жизни людей. Используя Интернет-ресурсы можно найти всю необходимую информацию любых предметных областей, включая такие предметы, как география и информатика.
Подводим итоги урока, благодарим детей за активное участие и хорошую подготовку.