Программа внеурочной деятельности по географии для учащихся 6 класса. 34 часа в год 1час в неделю.Занятия проводятся по подгруппам во второй половине дня.Программа составлена на основе краеведческого материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Занимательная география"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ" 6 КЛАСС
В связи с возрастанием роли географии в жизни Российской Федерации меняются требования к задачам школьного предмета на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие, страноведческие курсы. Это позволяет реализовать повторение и обобщение базового курса географии, и наполнить дополнительным содержанием по каждой теме: изучение интересных фактов, легенд, природных рекордов. Изучение родного края, страны, мира - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своей планете вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины, страны... Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в отличие от школьного курса географии с его загруженностью теорией и небольшой возможностью проведения практических работ, настоящая программа дает обучающимся возможность осваивать материал путем самостоятельных исследований, выездных занятий на местности. Таким образом, у ребят формируется интерес к географии и смежным наукам, умение самостоятельно приобретать и применять полученные знания, творческий подход к выполнению заданий и исследовательских работ.
Цель программы: Создание условий для формирования у обучающихся полноценной картины окружающего мира и культуры исследовательской деятельности путем обучения их полевой географии и основам туризма. Развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
Задачи:
I. Образовательные: Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
1. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
2. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
- Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет - ресурсов в изучении родного края.
II. Развивающие: 1. Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.
III. Воспитательные: 1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения. 2. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края. 3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки. 4. Включение обучающихся в значимую общественно-полезную деятельность
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Занимательная география» направлена на формирование интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету. В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется потребность применять знания в повседневнойжизни.
Новизна предлагаемой программы:
Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий.
Педагогическая целесообразность:
Состоит в том, что в её содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь более сложные вопросы»
Эффективным, для развития детей, является введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями социализации обучающихся.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).
- средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)
Цели:
- Освоение знаний об основных географических понятиях,
- овладение умением решения заданий повышенной сложности.
- развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний;
Воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Задачи: :
1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
4.Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю. Программа рассчитана на учащихся 6-го класса.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы являются:
-формировать у учащихся навыки решения заданий повышенной сложности;
-обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения качества подготовки учащихся по предмету.
- отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях;
- формировать у них отношение к географии как возможной области будущей практической деятельности;
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка обучающиеся имеют возможность в полном объеме получать знания, которые им необходимы для жизни и деятельности.
Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни
Программа предусмотрена на один год обучения. По расписанию занятия проводятся по 45 минут. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Ожидаемые результаты:
Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:
- умение работать с разными источниками географической информации;
-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- картографическая грамотность;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- умение составлять географический прогноз.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей учебной деятельностью.
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Личностным результатом обучающихся по программе факультатива «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.
Образовательные результаты предусматривают :-овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Место учебного курса в учебном плане школы.
Рабочая программа курса «Занимательная география» для учащихся 6 класса рассчитан на 34 ч. в год (1 час в неделю).В программе предусмотрены как теоретические занятия , так и практические работы . В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю.
Содержание и планируемые результаты изучения разделов курса «Занимательная география»
Содержание раздела (темы)
Планируемые результаты изучения раздела.
Источники географической информации. Карта-величайшее творение человечества.
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы .Приключения с географией (история географических названий)
Знать и объяснять понятия «географический объект».Применять изображения из космоса для определения географических объектов. Уметь определять направления по карте и на местности. Различать географические карты, различные по содержанию и масштабу. Определять значение карт для людей разных профессий. Знать и объяснять роль и вклад выдающихся ученых-географов в развитие науки географии.
Путешествие по родному краю.
История заселения Оренбургского края. Регионы нашего края.
Составления визитных карточек регионов области. Обычаи, традиции, и праздники народов. Необычные памятники нашего края.
«И жизни след оставили свой…»
Проектная деятельность учащихся.
Защита проектов.
Знать историю своего края, его заселение , формирование обычаев, традиций.
Знать отечественных географов-исследователей, их вклад в изучение природы. Уметь давать характеристику регионов области. Приводить примеры событий и явлений, значимых для нашего края. Использовать полученные знания в повседневной жизни, для самостоятельного поиска информации об истории и заселении края и занимательного материала .
Загадки географических оболочек Земли.
Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера- каменная оболочка Земли.. Геологическое прошлое планеты. Неразгаданные тайны глубин земли .Уникальные памятники созданные природой.
Загадки атмосферы. Живые барометры.. Загадки атмосферы. Аномальные зоны. Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека.
Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас). «Зеленая аптека». Лекарственные растения Красная книга. Скверы и парки. Природные парки и заповедники. Экскурсия.
Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.
Знать и иметь представления о взаимосвязи процессов происходящих на Земле, о величии природных явлений, о значимости природы в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Прогнозировать изменение окружающей среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры действий во время стихийных явлений на территории края.
Отбирать источники для поиска занимательной и научной информации. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции лекарственных трав.
Страны мира.
Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Материальная и духовная культура народов мира. Памятники всемирного культурного наследия. Обычаи и традиции народов мира. Страны, которых нет
Знать и объяснять причины разнообразия народов на Земле. Устанавливать зависимость человека , его хозяйственной деятельности, видов жилищ, пищи, обычаев и традиций от природных условий. Понимать причины неравномерного размещения людей на земле. Знакомство с основными религиями мира.
Содержание курса «Занимательная география» 6 класс.
№
Название темы
Содержание темы
1
Введение. Программа курса.
1 час
Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива
2
Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.
6 часа
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. По следам географических открытий. Без карты нет географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы .Приключения с географией (история географических названий)
Пособия: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.
3
Путешествие по родному краю .
6 часов
Занимательный материал по родному краю .Рекорды в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек регионов области(«блинная столица», родина выдающихся поэтов ,композиторов). Необычные памятники нашего края. Обычаи, традиции, и праздники. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.
Оборудование: презентации видеоматериала
4
Загадки географических оболочек Земли.
15 часов
Удивительное разнообразие оболочек Земли. Литосфера- каменная оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин земли. Геологическое прошлое планеты.
Загадки атмосферы. Живые барометры. Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека.
Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас).Красная книга.
Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.
Оборудование и пособия: видеоматериал «История развития жизни на планете Земля» энциклопедии, справочники, хрестоматии.
5
Страны мира
5 часов
Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Страны, которых нет. Обычаи народов мира.
Проектная деятельность учащихся. Защита проектов.
Оборудование и пособия:политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.
6
Итоговое занятие
1ч.
Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива.
34ч.
Распределение часов внеурочной деятельности «Занимательная география».
№
п.п.
Перечень тем и разделов
Количество часов
Теория
Практика
Виды и формы деятельности
1.
Введение. Программа факультатива
1 ч
1
1
Беседа
2.
Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества
6 ч.
4
2
Лекция. Практикум .
Проектная деятельность учащихся. Защита проектов
3.
Путешествие по родному краю
6 ч.
4
2
Лекция. Практикум. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов
4.
Загадки географических оболочек Земли.
15 ч.
7
7
Практикум
5.
Страны мира
5 ч.
3
2
Практикум
Проектная деятельность учащихся. Защита проектов
6.
Итоговое занятие
1 ч.
1
Итоговое тестирование .
Защита проектов.(Кроссворды, викторины, презентации )
Предметные:-представление о природных условиях, о растительном и животном мире, умение наблюдать за окружающей природой.
Универсальные: умение постановки цели и задач, развитие познавательного интереса.
Личностные: осознание значения знаний о природе и применение их в жизни, осознание целостности мира природы.
Наблюдения
Справочники, учебник географии
атласы.
Источники географической информации. 6 час.
2.
Основные источники географической информации.
Найти необходимую информацию с помощью географических источников.
Раскрыть историю создания карт, их значение для людей различных профессий. Познакомить с интересными фактами возникновения названий на карте.
Предметные:-представление о способах изображения местности на карте; умение работать с источниками информации. представление об ориентировании на местности, умение определять направление на карте, представление о картах городов и военных картах, о значении карт для людей разных профессий.
Универсальные: умение сравнивать, анализировать, сличать , вносить коррекцию, развитие навыков
Работы с различными источниками знаний.
Личностные: формирование целостного восприятия мира, основ экологической культуры.
Типы географических карт. Географическая карта в профессиях.
5.
История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте
6.
По следам великих географических открытий. Географические закрытия.
7.
Приключения с географией.(История с географическими названиями)
Путешествие по родному краю. 6 часов.
8.
История заселения Оренбургского края.
История заселения края древними племенами (сарматские племена, формирование народностей Урала).Знакомство с народной культурой, выдающимися земляками, их вклад в историю края.
Предметные:
умение овладевать картографическими знаниями
Универсальные: формирование устойчивого познавательного интереса к истории своего края.
Личностные: осознание своей этнической принадлежности.
Методы исследования.
Метод проектирования.
Карта Оренбургской области
Практикум
Практикум
9.
Составление визитной
Карточки Новотроицка.
10.
Регионы нашего края.
11.
Обычаи и традиции Оренбургского края.
12.
Обычаи и традиции Оренбургского края.
13.
«И жизни след оставили свой…»
Загадки географических оболочек Земли.15 часов.
14.
Неразгаданные тайны глубин Земли.
Особенности
Рельефа Земли.
Изучить памятники природы Выявить роль рельефа, климата, и мирового океана в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Формировать потребность в бережном отношении к окружающей природе. Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым
географическим объектам.
Предметные: представление о геологическом прошлом Земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кару, и силах формирующих рельеф планеты, умение сопоставлять метеорологические карты и прогнозировать изменение погоды, выявлять причины изменения состояния вод мирового океана, сходство и различие географических объектов.
Умение доказывать необходимость охраны природы.
Универсальные: анализировать необходимую информацию из различных источников(карты, дневник наблюдения, диаграммы).
Личностные: формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию.
Метод исследования и проектов.
Физические карты мира , России.
Практикум
Практикум
Практикум
Защита проектов
Практикум
Защита проектов
Экскурсия
15.
Геологическое прошлое планеты.
16.
Уникальные памятники ,созданные природой.
17
Уникальные памятники ,созданные природой
18
Загадки атмосферы.
19
Живые барометры.
20.
Защита проектов по темам.
21.
Аномальные зоны океанов.
22.
Атлас несуществующих земель. Топонимика.
23.
Биосфера.
24.
Эти удивительные растения. «Зеленая аптека».
25.
Защита проектов по теме «Лекарственные растения»
26
Природные парки и заповедники.
27.
Парки и скверы города Ландшафтный дизайн.
28.
Экскурсия по парку
Страны мира.5 часов.
29.
Путешествие по странам мира.
Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам.
Знакомство с обычаями и традициями народов мира.
Предметные: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей и изменения в пространстве и времени.Универсальные: умение организовать свою деятельность по описанию народов разных материков.
Личностные: уважение к другим народам; осознание своей этнической принадлежности.
Исследовательский.
Политическая карта мира и отдельных стран.
Защита проектов
30.
Различие стран по площади, положению на карте.
31.
Люди такие разные. Народы мира.
32.
Обычаи и традиции народов мира.
33.
Защита проектов. Презентации.
34
Итоговое занятие.1ч.
Подведение итогов. Самоанализ курса.
Тестирование.
Методическое обеспечение
Наименование программы факультатива
Литература для учащихся
Литература и пособия для учителя
Медиаресурсы
«Занимательная география».
6 класс
1. Чибилев А.А География Оренбургской области 8-9 класс. 2-е издание.
Оренбург, М.: Издательство МГУ, 2003.
2. Русскин Г.А. География Оренбургской области. Природные ресурсы и природные