kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа общекультурной направленности для обучающихся 9 классов (14-15 лет) «Занимательная география »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Занимательная география". Для учащихся 13-14 лет.Направлена на расширение кругозора обучающихся по предмету география.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа общекультурной направленности для обучающихся 9 классов (14-15 лет) «Занимательная география »»





























дополнительная общеобразовательная программа

общекультурной направленности


для обучающихся 9 классов (14-15 лет)

«Занимательная география »


1 год обучения




Составитель: педагог дополнительного образования Волкова Е. В.























2019 год

1,Пояснительная записка


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41;

  • Концепция развития дополнительного образования детей;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 .


Модернизация системы образования, переход на новые образовательные стандарты предполагают не только обновление содержания образования, но и пересмотр целей образования и разработку новых механизмов их достижения. Сегодня важно не просто дать ученику определенный объем знаний, а организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ученик самостоятельно овладел какими-либо способами деятельности, которые он в последующим сможет применить в жизни. Изучение географии должно иметь прикладной характер.


Идея данного кружка возникла не случайно, а на основе анализа данных о путешествиях россиян по разным странам и регионам мира. С развитием индустрии организованного туризма возник и так называемый самостоятельный («дикий») туризм.

1.2Организационно – педагогические условия реализации программы:

Форма обучения – очная,

Форма организации образовательной деятельности обучающихся:

- по группам,

- индивидуально.

Организация аудиторных занятий:

- учебное занятие,

- игра,

Наполняемость групп: – 15 человек

Такое количество обучающихся необходимо для более

тщательной проработки материала

Продолжительность одного занятия: 40 минут.

Объем нагрузки в неделю: 1 академический час в неделю

Перечень технических средств обучения:

Наименование технических средств обучения

Количество

Проектор

1

Компьютер

1


Цель кружка – расширение знаний по географии через создание проекта - экономически обоснованного туристического маршрута по России и странам мира


. При создании маршрута учащиеся проявляют творческую индивидуальность, развивают аналитические, речевые и эстетические навыки.


Задачи кружка:


Образовательные:

  • Расширить знания учащихся о странах;

  • Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;

  • Включитьучащихся в поисково-исследовательскую деятельность.


Развивающие:


  • Способствовать развитию у учащихся навыков организации самостоятельных путешествий;


  • Развивать познавательные возможности;


  • Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование),навыки систематизации информации.


  • Развивать логическое и образное мышление;


  • Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи;


  • Устанавливать межпредметные связи: с математикой, иностранным языком, историей, биологией и т.д.


Воспитательные:

  • Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;

  • Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;

  • Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.


Внеурочная деятельность организована в соответствии с требованиями ФГОС ООО по общеинтеллектуальному направлению.


Вклад учебного предмета в общее образование:


Вклад географических знаний в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:


  • целостного восприятия мира формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;


  • комплексного представления о среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных странах;


  • умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;


  • социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.



Место кружка в учебном плане


Предметный кружок в области географии, «Занимательная география» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) в 9 классе.


  • программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и


ключевых компетенций, предусмотренные стандартом и основной образовательной программой МБОУ СОШ № 6.





Виды универсальных учебных действий, формируемые у учащихся:


Познавательные (ПУУД): умения поиска и отбора необходимой информации, умения первичной обработки информации, умения творческой переработки текста;картографические умения; умения представления информации в виде презентации;


Регулятивные (РУУД): умения целеполагания, планирования, рефлексии, самооценивания;

Коммуникативные УУД (КУУД): умения публичного выступления, умения вступления в диалог, аргументация своей точки зрения, умения общения в группе;


Личностные УУД (ЛУУД): осознание личностного значения изучаемой темы, формирование адекватной самооценки.


Формы организации и виды деятельности:

По периодичности проведения формы внеклассной работы объединяются в две классификационные группы: эпизодические и систематические. Эпизодические формы представлены олимпиадами, вечерами, вечерами, викторинами, походами.


  • систематической форме внеклассной работы по географии относится работа географического кружка.


На заседаниях географического кружка по определённым темам могут быть использованы:


  1. Географические сообщения (краткие устные изложения небольших очерков, рассказов, описания самого разнообразного содержания по географии из литературных газет и журналов). На одном заседании заслушивается и обсуждается не более трёх сообщений.


  1. Географическая информация (от сообщения отличается тем, что излагаются наиболее новые сведения по материалам печати, радио, телевидения, интернет источникам).


  1. Доклады и рефераты по самым разнообразным темам ( реферат пишется по одному литературному источнику, а доклад – по нескольким).


  1. Географические игры на знание карты, на сообразительность, игры-путешествия, географическое лото, вопросы-загадки, викторины. Например, деловая игра – средство моделирования разнообразных условий деятельности методом поиска новых способов её выполнения. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил обсуждения. Стимулирования творческой активности учеников

Календарные периоды учебного года

1.1. Дата начала учебного года: 02 сентября 2020 г.

1.2. Дата окончания учебного года:

– 1-е классы – 25 мая 2019 г.;

– 2-4-е классы – 30 мая 2019 г.

1.3. Продолжительность учебного года:

– 1-е классы – 33 недели;

– 2-4-е классы – 34 недели.

Периоды образовательной деятельности

Продолжительность учебных занятий по четвертям в учебных неделях
и рабочих днях
9-й класс

Учебный период

Дата

Продолжительность

Начало

Окончание

Количество учебных недель

Количество рабочих дней

I четверть

02.09.2019

26.10.2019

8 недель

48

II четверть

05.11.2019

26.12.2019

7 недель 3 дня

45

III четверть

09.01.2020

20.03.2020

10 недель 3 дня

63

IV четверть

30.03.2020

25.05.2020

8 недель 1 день

49

Уроки по особому расписанию*

5 дней

5

Итого в учебном году

35 недель

210

Итого в учебном году с учетом ГИА

39

234

Продолжительность каникул, праздничных и выходных дней 9-й класс

Каникулярный период

Дата

Продолжительность каникул, праздничных и выходных дней
в календарных днях

Начало

Окончание*

Осенние каникулы

27.10.2019

04.11.2019

9

Зимние каникулы

27.12.2019

09.01.2020

13

Весенние каникулы

22.03.2020

29.03.2020

8

Летние каникулы

22.06.2020

31.08.2020

71

Праздничные дни

6

Выходные дни

74

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Кружок «Занимательная география» реализует общеинтеллектуальное направление

во внеурочной деятельности в 5 -9 классах в рамках Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Целесообразностьобщеинтеллектуальногонаправления заключается в создании

условий для саморазвития учащихся, их интеллекта и кругозора, применении ИКТ,


реализации проектной деятельности.

Основными задачами являются:

  • формирование навыков научно-интеллектуального труда;

  • развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;


  • формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;


  • овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.


По итогам работы в данном направлении проводятся защита презентаций, защита проектов.


Особенность кружка состоит в том, что он завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – проектом по разработке маршрута путешествий по своей стране и странам мира.


  • ходе занятий кружкаучащиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.


    • учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.





















3. Содержание работы кружка «Занимательная география»

  1. класс

Содержание занятий. Путешествие по России.

Вводное занятие. Россия на карте мира. Географические исследования России. Географические объекты «заговорили»


Самое - самое на планете Земля Россия на карте часовых поясов. Задачи на определение поясного времени Географические шутки-загадки Викторина «Население России» Жемчужина России – Байкал. Семь чудес света. Субъекты Российской Федерации. Викторина«Для любознательных». Проект «Гербы городов России». Народные обычаи и традиции. О чём рассказывает гляциология.


4. Учебный план


1.

Вводное занятие. Россия на карте мира.

2




2.

Географические исследования России.

2




3.

Географические объекты «заговорили»

2




4.

Самое - самое на планете Земля

2




5.

Россия на карте часовых поясов. Задачи на определение

2


поясного времени





6.

Географические шутки-загадки

2




7.

Викторина «Население России»

2




8.

Жемчужина России – Байкал.

2




9.

Семь чудес света

2




10.

Субъекты Российской Федерации

2




11.

Викторина

2


«Для любознательных»





12.

Проект «Гербы городов России»

2




13.

Народные обычаи и традиции

2




14.

О чём рассказывает гляциология

2




15.

Интеллектуальная игра по географии

2




16.

Викторина «Хозяйство России»

2




17.

Игра «Страна вопросов и ответов»

2










Согласовано: куратор ……………………………………………… Христофович Е.Е.








Список литературы

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2014 г

6.А.Муранов «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г

7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2013г.

8.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.

9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.

10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2012 г.


Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям 
Сайт:http://www.danilova.ru

5. География:Все для учителя географии 
Сайт:http://geo.1september.ru



Образовательные диски

1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).

3.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

4.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html ( Долина гейзеров. Общие сведения).

сайты:

--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

--Природа России priroda.ru

--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru

--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России

www. isles.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Волкова Евгения Владимировна

Дата: 28.12.2019

Номер свидетельства: 533869

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства