Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему: "Интерактивные технологии обучения на уроках географии"»
Интерактивные технологии обучения на уроках географии
ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУ
Структура интерактивного урока отличатся от структуры обычного урока, что требует профессионализма и опыта преподавателя. Интерактивные технологии позволяют осуществлять обмен идеями, информацией, активизирует познавательную деятельность, формируют умение самостоятельно добывать новые знания, совершенствовать у учащихся как учебные, так и специальные, свойственные только методам географии умения (проводить наблюдения, соотносить наблюдаемые явления с изменением географической среды, составлять прогнозы изменения географических объектов). Интерактивные технологии обучения формируют у школьников ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную, то есть такие компетенции, которые можно применять в различных жизненных ситуациях. Они позволяют формировать гармонично развитую личность, целостность которой нельзя свести только к развитию интеллекта Реализация этих целей требует от учащихся владения большим объёмом информации, которую надо умело использовать и применять. Наряду с этим в моей педагогической практике стало очевидным противоречие между большим объёмом информации, которое несёт современное общество, и слабыми навыками учащихся ориентирования в информационном пространстве, неумением использовать различные источники информации для решения учебных задач, проблемных ситуаций.
Интерактивные технологии - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними. Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктирующих (изменяющихся) субъектно-объектных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь её автономным активным элементом .Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией. Учитель (ведущий, тренер) выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. Таким образом, в процессе обучения изменяются роли и функции учителя на уроке. Из передатчика информации он превращается в организатора учебной деятельности, помощника, консультанта. Велика роль коллективной учебной деятельности, так как в процессе сотрудничества у детей формируется чувство коллективизма, ответственности, коммуникабельность, толерантность, «возможности оценивать себя в роли руководителя и подчинённого, что важно не только для школьного возраста, но и сослужит хорошую службу в жизни» Интерактивные методы широко используются на этапе изучения нового и создают в классе атмосферу сотрудничества, способствующую осознанному усвоению учебного материала. Данные методы делают процесс обучения интересным, =то способствует повышению мотивации, росту познавательной активности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, творческие задания, решение вопросов на основании анализа информации. Но кроме этого следует обратить внимание на наличие определенных условий обучения - это режим работы на уроке. Он заключается в четкой организации урока, взаимоотношениях учителя и ученика, желании учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике .Структура интерактивного урока отличатся от структуры обычного урока, что требует профессионализма и опыта преподавателя. На уроке используются интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. При организации учебно-познавательной деятельности, я использую современные педагогические технологии: проблемное обучение, игровые технологии, проектные технологии, опережающее обучение, КСО, исследовательские методы, ИКТ технологии, а также различные формы проведения уроков: урок-конференция, урок-практикум, урок-презентация, видео-урок, урок-практикум, урок-игра, деловая игра, урок-проект. Результат обучения находится в прямой зависимости от умения учителя организовать учебный процесс на всех ступенях обучения. Научить ребёнка использовать сразу все формы и приёмы нельзя. Поэтому в 6-7-х классах я больше внимания уделяю формированию картографических умений учащихся с элементами групповой работы. В 8-9-х классах приоритетным направлением является создание решения и обсуждения проблемных ситуаций, в 10-11-х классах отдаю предпочтение проектно-исследовательской деятельности в совокупности со всеми направлениями интерактивных технологий.