Внеурочная работа по географии как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Внеурочная работа по географии как способ активизации познавательной деятельности учащихся
~~ Работа по новым образовательным стандартам обязывает педагога пересматривать подходы к обучению, менять тактику преподавания. ФГОС имеют в своей основе системно-деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-значимых проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа по географии как способ активизации познавательной деятельности учащихся »
Содержание
№
Страницы
1.
Введение
1
2.
Учебно-познавательная деятельность во внеурочное время
2.1.
Цели и задачи внеурочной деятельности по географии
1
2.2.
Формы внеурочной деятельности
3
2.2.1.
Мероприятия соревновательного характера
3
2.2.2.
Конференции
3
2.2.3.
Неделя географии
4
2.2.4.
Экскурсии
10
2.2.5.
Предметные кружки
14
3.
Методы проведения внеурочной работы по географии
17
4.
Заключение
18
5.
Список литературы
19
6.
Интернет – ресурсы
20
Внеурочная деятельность по географии.
Введение
Работа по новым образовательным стандартам обязывает педагога пересматривать подходы к обучению, менять тактику преподавания. ФГОС имеют в своей основе системно-деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-значимых проблем.
2. Учебно-познавательная деятельность во внеурочное время.
2.1.Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.
Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.
В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа - важное звено учебно-воспитательного процесса, остается актуальной в наше время.
Целью данной работы является: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в школе.
Из выше изложенной цели вытекают следующие задачи:
1) Охарактеризовать особенности внеурочной деятельности по географии
2) Выяснить роль внеурочной деятельности в обучении и воспитании
3) Разработать неделю географии - как одну из форм внеурочной деятельности
Согласно ФГОС внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса.
2.2.Анализ собственного опыта показывает, что наиболее востребованными формами внеурочной деятельности по географии являются:
1.Мероприятия соревновательного характера, в том числе в Интернет-конкурсах
2. Конференции.
3.Неделя географии.
4.Предметные кружки.
2.2.1. Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия:
Конкурсы на знатока географии « Гео-графы и гео-графини», лучшую стенную газету, символ географии, чтеца на географическую тематику «Литературная география», мини-проектов, экскурсионных проектов. Мои учащиеся активные участники школьного, муниципального и областного этапа Всероссийской олимпиады по географии.
Среди мероприятий соревновательного характера хочется отметить Дни здоровья, когда проходят состязания между классами по туристической технике (установка и сбор палатки, разжигание костра, переход по «кочкам», «маятник» и т.д.), ориентированию на местности (поиск контрольных пунктов в окрестностях школы с помощью карты местности, ответы на вопросы на каждом контрольном пункте), эколого-краеведческая викторина, конкурс туристических песен, газет, укладка рюкзака. На каждом этапе подготовки и проведения Дня здоровья помощниками учителя являются ученики класса, где я являюсь классным руководителем.
2.2.2. Основой учебно-исследовательской деятельности учащихся являются конференции. Эта форма работы позволяет в большей степени индивидуализировать работу ученика, придать ей личностный характер, усилить самостоятельное проявление способностей и интересов. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников готовят доклады, сообщения, презентации. Так, например, презентации «Машиностроительный комплекс Ульяновской области», «Традиции и обычаи народов Испании», «Экология Байкала» и другие.(См.Приложение №1)
Особенностью данной работы является то, что она ставит учителей и учащихся в положение исследователей. Поэтому обязательной частью является сотворчество учителя и ученика. Исследовательская работа выводит учащихся за рамки урока, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к жизни, формирует социальную позицию " Я исследователь".
На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту.
2.2.3. Массовой формой внеурочной деятельностью является неделя географии: так как предполагает участие в ней широкого контингента учащихся. Как и многие формы проведения внеурочной работы по географии в школе начинаются с подготовительного периода. Как правило, вся ответственность лежит на педагога по данному предмету. Учитель планирует игры, конкурсы, выставки викторины и другие мероприятия, их тематику классы, которые будут в них принимать участия, время и место проведения. За несколько недель на одном из уроков географии сообщается ученикам о времени проведения недели географии в школе и о тех мероприятиях, в которых они могут принять участие или прийти посмотреть. Заранее рассказывается о правилах игры и даётся классу задание, чтобы учащиеся могли готовиться к конкурсам.
Для проведения недели географии создается организационная группа: ведущие игр, конкурсов, помощники ведущего, фотографы, экскурсоводы, редколлегия и другие, которые сначала помогут учителю в подготовке, а затем и в проведении недели географии. Они готовят все необходимое: оборудование, реквизит и многое другое.
За неделю в учительской вывешивается план проведения недели географии, чтобы классные руководители ознакомились с мероприятиями, а по возможности могли прийти в свой класс на игру. Можно пригласить родителей. И вывешивается объявление с планом проведение недели географии. Можно записать в дневниках, когда и что проводится.
В отдельной тетради отмечается, кто из учеников принял активное участие в подготовке к неделе географии. Каждому из них, как и их родителям, будет приятно прочитать свою фамилию в геофотогазете. Ребята показывают умение применять полученные на уроках знания во внеурочной деятельности. В каждой параллели проходят определённые мероприятия
День недели
классы
мероприятие
Время проведения
Понедельник
6-10
1. Открытие недели, ознакомление с планом мероприятий
2. Конкурс стенд газеты на тему "Земля - наш дом"
После уроков
Вторник
6-8
1. Интелектуальная игра: "Что? Где? Когда?"
На 5 - 6 уроке
9-10
2. Фотоконкурс на тему "Есть в природе чудеса»
После уроков
Среда
6-10
1. "Викторина для настоящих географов"
После уроков
9-10
2. Иди туда, не зная куда, найди то не зная чего (в лесу ориентирование по карте)
На последних уроках
Четверг
6-8
1. КВН
На первых 2 уроках
Активные участники мероприятий
2. Экскурсия в музей Красногуляевского городского поселения
После уроков
Пятница
6-10
1. Представление от класса (страна)
2. Подведение итогов
После уроков
Выступление от класса около 7 минут
Критерии оценки. Подведение итогов
Во всех видах деятельности должна учитываться не только оценка знаний, но и творческие способности ученика. Его активность и дисциплина в выполнение заданий.
Каждое мероприятие оценивается по бальной системе, максимальное количество - 10 баллов, минимальное 1 балл.
В пятницу, после проведения последнего конкурса, подсчитывается общее количество баллов каждого класса за все мероприятия. С 6-8 и 9-10 классы оцениваются отдельно. Максимальное количество баллов за все конкурсы недели географии составляет 50 баллов.
После подведения итогов, классы занявшие первые места награждаются призами, грамотами или медалями. Остальным участникам вручаются утешительные призы.
III Интеллектуальная игра: "Что? Где? Когда?"
Цель проведения игры:
В игровой форме проверить знания; дать возможность учащимся проявить находчивость, чувство юмора, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы; воспитывать уважение к географии; способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности и сопереживания за свою команду.
Ход игры
От каждого класса собирается команда по 5 человек. Команды представляются: название, эмблема, девиз и т.д.
I Тур
Разминка
Представители от каждой команды получают одинаковое задание (вопросы) и выполняют его. На это отводится определенное время. Ответы подают в письменном виде жюри, а затем комментируют. Максимальная оценка за задание - 3 балла
С помощью жестов, мимики, телодвижений команды должны представить на суд жюри данное явление. Побеждает команда, правильнее и выразительнее выполнившая задание. Максимальная оценка за задание - 4 балла.
Задания для команд:
1. Водопад
2. Извержение вулкана
3. Рассвет и закат
4. Лунное затмение
5. Туман
6. Сильный ветер
III Тур
Разминка самые, самые, самые
Первая команда ответившая правильно на вопрос, получает балл.
· Самое маленькое море, омывающий берег России
· Назовите океан, который пересекает все меридианы Земли
· Самые молодые горы в России
· Самое саленное озеро в мире
· Какой город считается полюсом холода в России
· Самое глубокое озеро мира
· Самый большой материк
· Самые древние горы в России
· Самой толстое дерево
· Самая крупная из современных птиц (быстро бегает, но не летает)
· Птица, не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая
· Самая длинная река в мире
· Самый теплый океан
IV Тур
Конкурс знатоков
Команды получают листы с одинаковым заданием: написать как можно больше фамилий путешественников, географов, первооткрывателей.
Листы по истечении времени (3 мин) сдаются жюри, которое подводит итог. Максимальная оценка за задание - 3 балла.
V Тур
Конкурс "Путешествия по карте"
Ведущий читает маршрут движения путешествий, а участники конкурса
должны нанести его на контурные карты, не пользуясь атласами.
Оценивается точность выполнения задания. Усложнить, его можно добавив
несколько географических ошибок, которые участникам необходимо
определить. Максимальная оценка за задание - 5 баллов.
VI Тур
Конкурс " Составить название города"
Участникам нужно как можно быстрее составить название городов из предложенных слов: веки (Киев), вверена (Ереван), игра (Рига), Куба (Баку).
Жюри в конце подводит итоги и награждает победителей Максимальная оценка за задание - 2 балла (5).
Подведение итогов
Максимальное количество - 30 баллов. Команды, набравшие большее количество баллов награждаются.
Предметная неделя географии проводится совместно учителями географии и биологии. Кроме открытых уроков, в течение Недели проводятся внеурочные мероприятия с привлечением обучающихся всей школы. Это шефские мероприятия в начальной школе (викторины, игры, конкурсы), географические вечера («В гостях у географии», «Вечер вопросов и ответов» и др.), природоохранные акции, географическая игра «Клад на школьном дворе. В рамках предметной недели также проходят дистанционные викторины, проекты и олимпиады по географии и биологии, в которых могут принять участие не только обучающиеся нашей школы, но и других школ. Как, например, Гелиантус и Колосок, в которых участие наши школьники принимают уже в течение нескольких лет, добиваясь хороших результатов. (См. Приложение №2, №3)
2.2.4.Одна из форм проведения внеурочной работы может быть экскурсионно-туристическая работа. К ней привлекаются, как правило, старшеклассники (5).
Существует несколько определений понятия "экскурсия". Различные словари, дают примерно одинаковую трактовку этого термина: "экскурсия от лат. ехсursіо - поездка - коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездка с учебными или культурно-просветительными целями". В педагогической практике - форма внеаудиторной работы, обеспечивающая наглядность обучения. Истинность знаний демонстрируется в обстановке непосредственного наблюдения явлений и процессов. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности (8).
По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные; по целям - на учебные, производственные, краеведческие и пр.
Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды знаний, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.
В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.
Экскурсионный метод построен на примере (преобладании, первенствующем значении) показа. В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.
Под экскурсией подразумевается любой выход в природу с учебной целью, независимо от того, на какое расстояние придется идти, на сколько времени и когда. Поэтому экскурсией в природу одинаково будет являться и выход за город на геологический памятник природы, и в ближайший сквер к гранитному постаменту памятника, и на улицы города (наблюдение за каменным убранством домов и т.д.).
Экскурсия, как форма организации учебно-воспитательной работы, близка к уроку. С некоторым приближением можно считать, что экскурсия - тот же урок, но урок, в непривычной обстановке класса, а в условиях экскурсионного объекта (геологического обнажения, леса, реки и т.д.).
На уроке природа изучается лишь с помощью слова и специальных пособий, а на экскурсии учащиеся имеют дело с натуральными объектами природы.
Экскурсии в природу можно использовать для решения разнообразных дидактических задач. Например, предварительные, или вводные, экскурсии проводят перед изучением нового материала. В задачи этих экскурсий входит: расширение жизненного опыта, накопление наблюдений и сбор материала, который будет использован на последующих занятиях.
Текущие экскурсии проводятся параллельно с изучением учебного материала. Их основная цель - обогатить знаниями учащихся при изучении законов, явлений, понятий; дать возможность узнавать изучаемые явления в их естественном проявлении. (1)
Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения (5).
С развитием компьютерных технологий школьники имеют возможность путешествовать, побывать на экскурсии через выход в Интернет, а также сравнить результаты своих наблюдений полученных в результате экскурсии, походов, создать свои проекты на компьютере.
В последнее время появилось очень много различных пособий, разработок по изучению родного края, достопримечательностей родного города.
Помимо экскурсий в природу, я регулярно провожу обзорные экскурсии по городам России.
С уч-ся своего класса посетила г.Москву, где ребята познакомились с особенностями нашей столицы, которая выполняет функции не только административного значения, но и является промышленно-транспортным узлом.
Особенный интерес вызвала поездка с учащимися в г.Казань, столицу Татарстана, центр авиационного комплекса, научный центр по подготовке профессиональных кадров промышленности, где посетили Казанский кремль – один из самых древних в России,
С учащимися 9-10 классов посетили Волгоград- город -герой, где совершили экскурсию на Мемориальный комплекс "Мамаев Курган",музей "Сталинградская битва". На экскурсии по экспозициям музеев учащиеся увидели всю тяжесть войны, заинтересовались сменой названия Царицын-Сталинград-Волгоград. Посетили крупнейший планетарий, речной вокзал, посмотрели на весеннюю Волгу, ознакомились с промышленными и природными ландшафтами и особенностями планировки города.
Посетили также г.Санкт – Петербург, где ознакомились с экспозициями Эрмитажа, Пушкинского музея, Петергофа.
Регулярными являются экскурсии в г.Ульяновск. Учащиеся с интересом бывают в музее «Симбирская засечная черта» и метеостанцию, музей гражданской авиации, геологический музей в УлГПУ.
Большие возможности для учителя географии в организации внеурочной работы предоставляет краеведческий музей г.Сенгилея.
Экскурсии в природу, на производство помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучать их изучать окружающую местность, находить новое интересное, знакомиться с разными профессиями и формируют позицию "Я житель ", " Я работник", " Я гражданин". С этой целью мною была организована экскурсия на завод «ООО Симбирские стройматериалы», расположенный в нашем поселении. На территории нашего поселения находится уникальный памятник природы – пещеры на горе Змеинка, которые мы посещаем со своими учениками.
Совместно с районным методическим объединением учителей географии организован поход в с.Криуши, в который был вовлечён 21 уч-ся из моих учеников 7-9 классов. Этот поход, не только перемещение в пространстве из одной географической точки в другую, но и применение знаний полученных на уроках географии, например, ориентирование по компасу и местным признакам. В преодолении трудностей и сложностей в пути ребята делали выводы, приобретали опыт самостоятельного действия. В этом походе мы посетили Криушинский ремонтный завод.
После посещения городов учащиеся составили свой туристический проспект "Достопримечательности Северной столицы", приготовили презентации о профессии" Экскурсовод" , провели исследования по топонимике "Царицын-Сталинград-Волгоград", "Криуши". При этом изучили историю происхождения названия нашего посёлка.
На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма.
С появлением Интернета в школе появилась возможность знакомиться с экспозициями других музеев посредством виртуальных экскурсий. Учащиеся являются активными пользователями музейных экспозиций и даже пробуют себя в качестве экскурсоводов.
2.2.5. География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Разработчики стандарта второго поколения, понимая важность предмета, предложили начать преподавание географии с 5-го класса. Таким образом, материал начального курса географии теперь изучается в течение двух лет. Курс географии в 5-6 классах является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры человека. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирования ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве. Для более полного усвоения образовательной программы необходимо интегрировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Организации внеурочной деятельности школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, в школе уделяется особое внимание. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартам направлениям. В
В 2013 – 2014 учебном году для работы с учащимися 5 класса мною было выбрано общеинтеллектуальное направление – кружок «Школа географа - следопыта». Наблюдения в процессе изучения географии учащиеся начинают вести при изучении начального курса географии. Они включают метеорологические и фенологические наблюдения, результаты которых фиксируются в специальных дневниках. Материалы наблюдений используются в процессе изучения теоретического материала об атмосфере, гидросфере и биосфере. Обработка собранных материалов наблюдений состоит в вычерчивании графиков хода температур, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов средних температур и т.д. Материалы наблюдений за погодой своей местности, началом вегетации растений и другими явлениями служат ценным материалом для проведения практических работ на уроках. Система практических работ на местности - необходимое условие обучения географии. Назначение этих работ - закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.
На уроках и во внеурочной деятельности важно осуществлять межпредметные связи с биологией, историей, экологией, математикой, физикой, а также с реальной жизнью школьника для формирования более полной картины мира, а также для развития универсальных учебных действий. Внеурочная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Она позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой. Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.
Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения географии приобретают наблюдения и практические работы на местности, в том числе на пришкольном участке.
3.Методы проведения внеурочной деятельности по географии.
К числу методов проведения внеурочной работы по географии, выделяемых по источнику знаний, можно выделить: Словесные методы: лекция, беседа, доклад, интервью; Практические, осуществляемые во время проведения практических занятий; Наблюдения, которые можно применять при изучении природных явлений; Опытно-экспериментальный, применяемый с целью изучения процессов и явлений природы; Экскурсионный, позволяющий изучать объекты и явления в природе; Картографический, который имеет особую важность для географии. Применение и сочетание всех перечисленных методов внеурочной работы по географии в 5-6 классах позволяет повысить эффективность изучения предмета.
Эффективность внеурочной работы определяется активностью учащихся, их заинтересованностью. Эта проблема актуальна. Одной из активных форм внеурочных занятий, способствующих развитию мышления учащихся, стала игра. Игровой момент способствует возникновению интересов, восстанавливает эмоциональную уравновешенность и обеспечивает социальную ориентацию.
Игры бывают деловые и имитационные.
Имитационные игры позволяют строить занятие таким образом, чтобы ученик чувствовал себя свободным, мог проявить активность и полную самостоятельность, учиться соотносить собственные интересы с интересами природы и всего общества в целом. Понятие "имитационные" игры появилось в педагогической литературе в 60-80 годы ХХ века и означало предоставление ученикам возможности "проживания" реальных ситуации приближенных к реальности. Имитационные игры имеют общие требования, которые позволяют методически верно их организовать и провести. Каждая игра должна иметь подготовительный этап, сюжет или сценарий, связанный с определенной проблемой, в каждой ситуации участники игры получают свои роли, позиции, которые отличаются по точкам зрения.
Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности учеников
4. Заключение
Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы по географии - это специальная подготовка педагогов.
5. Список литературы
1. География: уроки-игры в средней школе/сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007, - 138 с
2. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого-географических наук / Е.М. Гурвич // География в школе. - № 4. - 2002. - С. 49-50
3. Емильянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емильянов. - М.: Советский спорт, 2000. - С. 10 - 11
4.Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. - № 4. - 1998. - С. 76-78
5. Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.Г.. Географическое краеведение Ульяновской области в тестах, схемах, таблицах, заданиях: Мет. пособие. – Ульяновск, Корпорация технологий продвижения, 2004
6. Нестеров Е.Н. Геология в современном естествознании. Образы геопрастранства / Е.Н. Нестеров. - Спб., СПБТТУ, 2000 - С. 31-38
7. Николина Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - №6. - 2002. - С. 37-43
8. Николина В.В. География, Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
9. Петрова Н.Н.- Темы школьного курса: Земля – планета Солнечной системы – М.: Дрофа, 2004
10. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / География в школе. - №6. - М., 2000. - 80 с.