Просмотр содержимого документа
«Статья "Самостоятельная работа на уроках географии"»
Самостоятельная работа на уроках географии.
Самостоятельная работа- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Для чего же нужна самостоятельная работа на уроке? Самостоятельная работа задает:
Формирование способности к самообразованию и умению самостоятельно получать знания из огромного количества источников информации.
Формирование познавательного интереса к предметам «география» и «биология» на основе самостоятельного добывания знаний, умений и навыков.
Развитие способностей у учащихся постоянного поиска знаний и умения их использовать и применять на практике.
Кроме того, учащийся учится самостоятельно мыслить, иметь свою точку зрения на возникающие вопросы, искать пути преодоления трудностей, осознавать, где и когда можно применить полученные знания. А еще она развивает у учащихся творческое воображение.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Требования к организации самостоятельной работы на уроке
1.Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения.
2.Наличие конкретного задания.
3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки.
4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.
5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны:
Наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;
Отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу ученика;
Внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;
Собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла;
Готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;
Соединение собственных мыслей с действием;
Проявление инициативы и творчества.
Рассмотрим некоторые примеры организации самостоятельной работы.
Азия.
1. Используя материалы учебника, определите по какому критерию выбраны перечисленные страны, и определите страну, не соответствующую этому критерию.
2. Задание:О пределите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Африка
1. С помощью карты атласа «Африка. Природные условия и ресурсы» (стр. 42) установите принадлежность перечисленных столиц странам Африки.
1. Нджамена:
2. Антананариву:
3. Найроби:
4. Каир: ________
2. Без помощи атласа определите по перечню признаков африканскую страну.
Страна расположена на юге материка в поясах тропического и субтропического климата. Государственные языки - английский и африкаанс. Население имеет сложный национально-этнический состав. Богатейшие минеральные ресурсы как по запасам, так и по номенклатуре. Территория в прошлом была голландской, а затем - английской колонией. На территории этой страны происходит действие знаменитого романа Луи Буссенара «Капитан Сорви-Голова».
Страна: . Столица: .
Групповая работа. Используя текст учебника и политическую карту мира в атласе, выпишите по несколько примеров развитых и развивающихся стран.
Развитые страны:
- 1-ая группа: страны «Большой семерки» (США, Япония, Германия, Великобритания, Италия, Канада);
- 2-ая группа: менее крупные страны Западной Европы (Австрия, Швейцария, Испания);
- 3-я группа: внеевропейские страны (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль);
- 4-я группа: к ней относятся такие страны как Республика Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань.
Развивающиеся страны:
- 1-ая группа: ключевые страны (Индия, Бразилия, Мексика, Китай);
- 2-ая группа: Аргентина, Уругвай, Чили и др.;
- 3-я группа: новые индустриальные страны (Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины);
- 4-я группа: нефтеэкспортирующие страны (Бангладеш, Йемен, Нигер, Чад и др.).
Самостоятельная работа приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания.