Статья "Образовательная среда как условие формирования патриотизма, исторической грамотности и активной гражданской позиции у подрастающего поколения"
Статья "Образовательная среда как условие формирования патриотизма, исторической грамотности и активной гражданской позиции у подрастающего поколения"
Данная статья знакомит своих читателей с формированием образовательной среды как важнейшим условием воспитания у детей патриотизма, исторической грамотности и активной гражданской позиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Образовательная среда как условие формирования патриотизма, исторической грамотности и активной гражданской позиции у подрастающего поколения"»
Воспитание нравственности в современной школе как условие становления патриота и гражданина
Важнейшей задачей нравственного воспитания подрастающего поколения является формирование у детей чувства любви к Родине, ее истории, и конечно, к людям. Задача педагога - воспитывать у детей чувство патриотизма, желания сохранять и обогащать наследие своей родной земли, стать достойным гражданином своего Отечества. Следует помнить, что нравственные качества, которые будут привиты детям, скажутся на их поведении и отношении к людям.
Проблема формирования нравственных качеств личности на современном этапе актуализируется сложившейся ситуацией в обществе. На постсоветском пространстве стала утверждаться нацистская идеология, идет настоящая информационная война, нагнетаются антироссийские настроения. В этих условиях осмысление духовного развития личности, ее самоопределения, поиска собственной идентичности, является актуальной теоретико-исследовательской и социально-практической задачей. Очевидна важнейшая функция образования, которое способствует воспитанию патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Ведь часто происходит неоправданная переоценка нравственных ценностей, что способствует порождению бездуховности, цинизма, равнодушия, моральной деградации. Поэтому общество и государство ставят перед школой серьезные задачи в плане воспитания нравственности, патриотизма, активной гражданской позиции у подрастающего поколения. Важно искать и применять самые эффективные методы и средства воспитания молодежи.
Безусловно, успешного решения поставленных задач можно добиться, объединяя усилия и действуя в данном направлении школы, родителей, социума, в котором взаимодействуют все заинтересованные участники образовательного процесса. Когда заходит речь о нравственно воспитании следует вспомнить слова великого педагога А.С. Макаренко :« Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной»[2]. Поэтому от воспитания наших детей напрямую зависит судьба Отечества.
Важно прививать школьникам чувство патриотизма уже в детстве, когда приходит понимание ценности человеческой жизни, уважения достоинства, способности к состраданию; приходит осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, сохраняет и преумножает историко-культурное и духовное наследие; происходит осознание учащимися смысла своего существования на планете, любовь и бережное отношение к природе. Следовательно, патриотизм, нравственность и гражданственность – показатели политической и нравственной культуры. А гражданин – человек, у которого эти виды культуры достаточно успешно сформированы.
В работе по патриотическому и нравственному воспитанию следует использовать гуманистический подход, основывающийся на вере педагога в возможности каждого воспитанника и его собственной вере в возможность достижения поставленных перед ним задач, создавать ситуацию успеха в различных видах деятельности и в процессе обучения. Это возможно на уроках и во внеурочной деятельности. В школе непосредственным проводником знаний, умений, навыков направляющей силой развития подрастающего поколения является учитель. Именно он призван научить и воспитать ребёнка, помочь социально адаптироваться к условиям окружающей жизни, стать конкурентно способной личностью.
Характерной чертой современного этапа общественного развития является кризис духовных ценностей. Во многом этому способствует поток вредной для молодежи информации, которую она черпает из непроверенных источников; сцены насилия, жестокости захлестнули экраны телевизоров и пришли нашу жизнь, а некоторые сайты из интернета наносят моральный вред еще неокрепшей психики детей. Поэтому в эпоху социальных, экономических, политических перемен, происходящих в России за последние три десятилетия проблема воспитания патриотизма учащейся молодежи не утратила своей значимости, а только ещё более обострилась. Патриотизм — это преданность Отечеству, чувство любви и гордости к своему народу, волнение, переживание за его успехи и горечи за победы и поражения стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования при защите Отечества [3].
Патриотизм на уровне общественного сознания проявляется в национальной и государственной идее единства, неповторимости своего народа, традиций, морали, истории, культуры и любви к Родине. Учитель сегодня призван решать задачи воспитания и обучения так, чтобы ученик получал не только определенный набор знаний и умений, но и мог активно применять их на практике, делая окружающую жизнь лучше, принося пользу людям и Отечеству [4].
На уроках и внеурочных мероприятиях следует развивать у детей познавательную активность, поисковую деятельность, личностную включенность всех участников в процесс обучения, его практическую направленность. В этом может помочь проблемное обучение, которое предполагает личностно-ориентированный подход и индивидуальный поход. Следует помнить, что любой урок или внеурочное мероприятие должны нести в себе изначально личностную оценку событий, как прошлого, так и современного её этапов. Дети не должны просто запоминать, заучивать предложенный объем учебного материала, а критически осмысливать его, давать свою аргументированную оценку. Работа в группах учит ребят проявлять свои способности. Очень важно давать ребенку высказаться, привести примеры из своего социально опыта. На уроках целесообразно проводить дискуссии, «круглые столы», практикумы, где можно успешно решать задачи нравственного и патриотического воспитания, тем более, что темы занятий этому способствуют: «Родина», «Нравственные основы жизни», «Защита Отечества» и т.д. Привлечение учеников к поисковой работе – важная составляющая патриотического воспитания. Изучение своей родословной (на примере написания сообщения «Мой родственник в годы войны») позволит ребенку привить навыки поисковой работы и воспитать чувство гордости за своих предков и сопричастности к судьбе Отечества. Выбор форм урока и методов работы остается за учителем. Важно, чтобы педагог был неравнодушным и служил личным примером благородства, доброты, человечности, патриотизма для своих воспитанников.
Список используемых источников
Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей посредством основ патриотических чувств // Вопросы педагогики. — 2015. — №2. — С. 9-11.
Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании //Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. 532 с.
Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 – т. – М.: АН СССР, 1954. – Т. 4. – 676 с.[1].
Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. – 258с.