kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная среда как условие формирования патриотизма, исторической грамотности и активной гражданской позиции у подрастающего поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья знакомит своих читателей с формированием образовательной среды как важнейшим условием формирования у учащихся патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная среда как условие формирования патриотизма, исторической грамотности и активной гражданской позиции у подрастающего поколения»

Научный альманах (Педагогические науки)

Смирнова Ю.А., Пахомова Е.И.

Образовательная среда как условие формирования патриотизма, исторической грамотности и активной гражданской позиции у подрастающего поколения

В современных условиях воспитание патриотизма российской молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики в условиях реформирования общества. Добиться положительного результата в этом направлении возможно при наличии у детей прочных базовых знаний и исторической грамотности. Образовательный процесс предполагает широкий воспитательный аспект, и задача педагогов обучать и воспитывать учащихся, учитывая реалии современности, подготавливать юное поколение к вступлению во взрослую жизнь, будучи готовыми оценивать, анализировать события и явления с позиции критического мышления и исторической объективности.

Главной целью воспитательного процесса в данном направлении является обеспечение средствами учебных предметов и внеурочных форм занятий воспитания гражданина и патриота Отечества, человека политически грамотного и активного, который способен в потоке дезинформации найти правильный, объективный ответ на происходящие события. Важно научить учащихся самостоятельно мыслить, принимать решения, искать пути преодоления трудностей, понимать, где и когда можно применить полученные знания.

Актуальность данной проблемы определяется социальным заказом современного общества. Выпускник современной школы должен действовать в реальных условиях. Патриотизм и гражданственность – показатели политической и нравственной культуры. А гражданин – человек, у которого эти виды культуры достаточно успешно сформированы.

Теоретическая база для решения задач патриотического воспитания достаточно обширна. Применение различных методик помогают преподавателю грамотно решать поставленные задачи. Проблемное обучение позволяет учить ребенка мыслить, творчески усваивать знания. [2]

Понимание проблем – это уже развитие, движение вперед. Проблемное обучение позволяет активизировать развивающий потенциал обучения, самостоятельную поисковую деятельность, высокий познавательный уровень, личностную включенность всех участников в процесс обучения, его практическую направленность. Уроки с использованием проблемного обучения способствуют формированию активной позиции учащихся.

Важно, чтобы основной целью педагогической деятельности педагог считал воспитание гражданина и патриота, живущего в демократическом правовом государстве. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями, умениями, навыками, ценностями, с тем, чтобы стать активным участником в жизни общества. Реализуя свои цели и задачи на практике, педагог должен использовать разнообразные формы учебно-воспитательной деятельности.

Большую роль играет целевая установка на уроке, которая определяет средства решения задач, поставленных учителем, и сюжетно организует занятие. Целевая установка ставиться на начальном этапе изучения нового материала и может быть определена в виде логического задания или эпиграфа, которые формулируются как проблемные вопросы, над которым нужно поразмышлять. Следует отметить, что патриотическое воспитание можно и должно осуществлять на уроках по разным предметам, будь то история, биология, география, литература или химия. Всегда можно отметить вклад ученого, спортсмена, полководца в общенациональное дело своего народа; выразить отношение к тому или иному явлению, вызвать эмоции у детей. Воспитание чувства гордости за свой народ, его научные, трудовые или военные успехи, а также успехи других наций и народов, достигнутые на благо человечества, нужно осуществлять систематически.

Важным моментом в организации учебной работы является систематическое и целенаправленное формирование, развитие и совершенствование у школьников общеучебных интеллектуальных умений, определяющих результативность учебной деятельности.

Работа с терминологией, по алгоритмическим схемам позволяет научить школьников ориентироваться в соответствующей области действительности: распознать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства и т.д. Для решения данной проблемы можно использовать разные методики: вычленение существенных признаков из определенного термина; подбор сходных, родственных терминов для анализа, подведение родственных терминов под признаки изучаемого термина и т.д.

При организации учебно–воспитательного процесса целесообразно использовать групповые формы работы. Они особенно эффективны, если в работу над решением проблемы нужно вовлечь всех учащихся. Работу в группах лучше использовать на повторно-обобщающих занятиях или на заключительном этапе урока. Нужно обозначить проблему и мотивировать учащихся на её решение. Важными принципами такой деятельности являются разноуровневость участников группы, сотрудничество и взаимопомощь между ними. Поэтому даже слабый ученик понимает, что от его реальных усилий зависят результаты труда всех. Сказать свое слово, отстоять свою точку зрения, поспорить, если это нужно, помогает воспитывать у ребенка активную жизненную позицию, даже если не всегда с его аргументами согласятся другие дети. Особое место следует отвести работе с источниками. Это способствует развитию творческого мышления, результатом которого является не просто применение известных представлений, понятий, а создание новых образов и путей решения задач. В практической деятельности можно использовать различные формы урока: уроки-консультации, уроки-зачеты, конференции, уроки-лекции, уроки-суды, диспуты и т.д. Выбирая тип урока, учитель должен руководствоваться местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, своим педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Любой урок должен нести в себе изначально личностную оценку событий, как прошлого, так и современного её этапов. Различные формы урока позволяют учителю и ученику более реально оценить и выявить общие возможности. А когда урок является эмоционально насыщенным, дает не только определенный объем знаний, но вызывает эмоциональные переживания у ребенка, не оставляет его равнодушным, тогда можно говорить о его результативности.

Учитель должен использовать разнообразные методы и приемы в работе с тем, чтобы сделать обучение максимально эффективным, а любой урок значимым и полезным.


Список используемых источников

1. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. Из опыта работы в сельской школе / В.А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1959. – 148 с.

2. Тезисы к научно-практической конференции по проблемам гражданского и патриотического воспитания молодежи. – Курган, 1998. – 47 с.

3. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.

4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Смирнова Юлия Александровна

Дата: 25.11.2018

Номер свидетельства: 487460

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства