Статья "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА."
Статья "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА."
Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В Послании Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства» указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Президент также отметил: «… в современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.»
«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» — писал В.А.Сухомлинский, подчеркивая особую роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в целом. К педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.
Что такое функциональная грамотность?
Можно найти много определений в современной литературе. Однако все они сводятся к одному: в отличие от элементарной грамотности, как способности человека читать, понимать, составлять тексты и осуществлять арифметические действия, функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает, говоря словами В.А.Сухомлинского, «приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике».
Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.
Какие же существуют формы функциональной грамотности?
общая грамотность;
компьютерная грамотность;
информационная грамотность;
коммуникативная грамотность;
грамотность при овладении иностранными языками;
бытовая грамотность;
грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;
общественно-политическая грамотность.
С функциональной грамотностью связаны следующие компетенции - способность выбирать и использовать различные технологии; способность видеть проблемы и искать пути их решения; способность учиться всю жизнь.
Что же является индикаторами функциональной грамотности учителя?
Компетентность в планировании и подготовке уроков: высокий темп работы; концентрация и переключение внимания учеников; многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютер.
Компетентность в управлении классом: максимальная включенность всех учеников; разнообразие форм работы и заданий; сотрудничество между учителем и детьми.
Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность: самостоятельная работа в группах и парах; эмоциональная вовлеченность учеников; построение коммуникации между учениками.
Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся: дифференциация заданий по сложности и объему; индивидуальная работа и обратная связь; использование творческих заданий.
Использование разнообразных методов оценивания: использование различных инструментов оценивания; партнерское оценивание, групповое и индивидуальное самооценивание.
Каков ожидаемый результат?
На уроках наблюдается высокая активность учеников, темп и интенсивность работы также чрезвычайно высоки. Дети энергичны, заинтересованы происходящим, их ответы эмоциональны, часто оригинальны. Обстановка в классах живая и приподнятая, в то же время не напряженная, комфортная для учеников. Учителя устанавливают на уроках положительную обратную связь: проявляют интерес и симпатию к ученикам, выражают удовлетворенность их работой, поддерживают тех, кто обнаруживает затруднения. Личная увлеченность учителя порождает обстановку приподнятости и энтузиазма на уроке.
Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях:
1. Разработка заданий на функциональную грамотность.
Самодиагностика, оценивание для обучения
Взаимообучение + социализация
Работа с дискретным текстом
Например, при изучении темы «Гидросфера», чтобы вспомнить тот материал, который ученики изучили в начальных классах, можно разработать следующее задание:
«Похитил зимой Змей Горыныч детей и посадил в темницу – подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что Горыныч потерял сон и покой, а главное – аппетит. Тогда решил он обхитрить детей. Мол, принесете мне ведро воды из ручья, тогда и отпущу. Но одно условие – воду принести без посуды. Но как же условие Горыныча выполнить – пригорюнились дети. А что бы посоветовал им ты?»
При разработке заданий, я стараюсь использовать пирамиду Блума
Работа с дискретным текстом в географии – это прежде всего работа с различными типами карт.
Дискретный - от лат. – «отдельный, отделённый». Отделять, разделять, отличать.
Задание:
Совершите путешествие по физической карте Австралии (маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты). Расскажите, какая природа будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью людей вы встретитесь.
Другой пример, география 9 класс, Тема: Миграция населения. В 1937-1944 годах на территорию Казахстана были принудительно переселены корейцы, поляки, немцы, чеченцы, ингуши, балкарцы и ряд других народов. Всего около 1 миллиона человек. Семья Гретты в 1942 году была так же переселена в Восточно-Казахстанскую область, тогда ей было 2 года .В 1991-1994 годах после обретения независимости многие немецкие семьи вернулись на свою историческую родину. Гретта после долгих раздумий решила вернуться в Германию.
Вопрос 1: Какая по форме миграция была в первом случае, во втором? Виды миграции по форме Да или нет
В первом случае- принудительная Да/Нет В первом случае - добровольная Да/Нет Во втором случае – добровольная Да/Нет Во втором случае - принудительная Да/Нет
Вопрос 2:
После переезда в Германию как назовут Гретту в Казахстане? В Германии?
А) В Казахстане эмигрантом, в Германии- иммигрантом
Б) В Германии –эмигрантом, в Казахстане –оралманом
В) В Казахстане- иммигрантом, в Германии – реэмигрантом
Г) В Германии- реэмигрантом, в Казахстане- иммигрантам
При подготовке к итоговой аттестации можно использовать
игру «Белая ворона»: необходимо из набора понятий, терминов, слов, которые относятся к одному признаку, найти исключение
6 класс тема «Литосфера и рельеф Земли»
Магма, лава, пик, кратер, жерло
Кавказ, Карпаты, Памир, Анды, Тянь-Шань
ордовик, силур, триас, девон, мезозой
Б) даны два понятия – определить, что общего между ними:
барханы – дюны
Эльбрус – Килиманджаро
7 класс тема «Страны Европы»:
Болгария, Бельгия, Бразилия, Швейцария, Греция.
2. Географические анаграммы
А) Переставьте буквы в словах так, чтобы из них получилось или термин, или название географического объекта
УДАР - Р………………( ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ)
ФОРТ - Т……………..(ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ)
ПОДВОДА – В…………….(ПАДАЮЩИЙ ПОТОК ВОДЫ)
В) Решите анаграммы, классифицируйте объекты:
АМАДАГСКРА
АСАХЛНИ
АГАВЙКСЕИ
Наша задача, задача учителей заключается в следующем:
Руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования,
Способствовать развитию творческих способностей,
Максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира,
Способствовать формированию познавательного интереса к предмету.
Все это учитель сможет сделать при условии, если он сам является творческой личностью, постоянно находится в поиске, занимается самообразованием. И закончить свое выступление я хочу словами Конфуция:
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.