kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА."»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА.

 В Послании Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства» указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Президент также отметил: «… в современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.»


                 «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» — писал В.А.Сухомлинский, подчеркивая особую роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в целом. К педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.

Что такое функциональная грамотность?

   Можно найти много определений в современной литературе.    Однако все они сводятся к одному: в отличие от элементарной грамотности, как способности человека читать, понимать, составлять тексты и осуществлять арифметические действия, функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает, говоря словами В.А.Сухомлинского, «приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике». 

 Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

 Какие же существуют формы функциональной грамотности?

  1. общая грамотность;

  2. компьютерная грамотность;

  3. информационная грамотность;

  4. коммуникативная грамотность;

  5. грамотность при овладении иностранными языками;

  6. бытовая грамотность;

  7. грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;

  8. общественно-политическая грамотность.     

С функциональной грамотностью связаны следующие компетенции - способность выбирать и использовать различные технологии; способность видеть проблемы и искать пути их решения; способность учиться всю жизнь.

Что же является индикаторами функциональной грамотности учителя?

  1. Компетентность в планировании и подготовке уроков: высокий темп работы; концентрация и переключение внимания учеников; многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютер.

  2. Компетентность в управлении классом: максимальная включенность всех учеников; разнообразие форм работы и заданий; сотрудничество между учителем и детьми.

  3. Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность: самостоятельная работа в группах и парах; эмоциональная вовлеченность учеников; построение коммуникации между учениками.

  4. Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся: дифференциация заданий по сложности и объему; индивидуальная работа и обратная связь; использование творческих заданий.

  5. Использование разнообразных методов оценивания: использование различных инструментов оценивания; партнерское оценивание, групповое и индивидуальное самооценивание.

Каков ожидаемый результат?

На уроках наблюдается высокая активность учеников, темп и интенсивность работы также чрезвычайно высоки. Дети энергичны, заинтересованы происходящим, их ответы эмоциональны, часто оригинальны. Обстановка в классах живая и приподнятая, в то же время не напряженная, комфортная для учеников. Учителя устанавливают на уроках положительную обратную связь: проявляют интерес и симпатию к ученикам, выражают удовлетворенность их работой, поддерживают тех, кто обнаруживает затруднения. Личная увлеченность учителя порождает обстановку приподнятости и энтузиазма на уроке.

 Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях:

1. Разработка заданий на функциональную грамотность.

  1. Самодиагностика, оценивание для обучения

  2. Взаимообучение + социализация

  3. Работа с дискретным текстом


Например, при изучении темы «Гидросфера», чтобы вспомнить тот материал, который ученики изучили в начальных классах, можно разработать следующее задание:

«Похитил зимой Змей Горыныч детей и посадил в темницу – подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что Горыныч потерял сон и покой, а главное – аппетит. Тогда решил он обхитрить детей. Мол, принесете мне ведро воды из ручья, тогда и отпущу. Но одно условие – воду принести без посуды. Но как же условие Горыныча выполнить – пригорюнились дети. А что бы посоветовал им ты?»



При разработке заданий, я стараюсь использовать пирамиду Блума



Работа с дискретным текстом в географии – это прежде всего работа с различными типами карт.



Дискретный - от лат. – «отдельный, отделённый». Отделять, разделять, отличать.

Задание:

Совершите путешествие по физической карте Австралии (маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты). Расскажите, какая природа будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью людей вы встретитесь.

Другой пример, география 9 класс, Тема: Миграция населения. 
В 1937-1944 годах на территорию Казахстана были принудительно переселены корейцы, поляки, немцы, чеченцы, ингуши, балкарцы и ряд других народов. Всего около 1 миллиона человек. Семья Гретты в 1942 году была так же переселена в Восточно-Казахстанскую область, тогда ей было 2 года .В 1991-1994 годах после обретения независимости многие немецкие семьи вернулись на свою историческую родину. Гретта после долгих раздумий решила вернуться в Германию.

Вопрос 1: Какая по форме миграция была в первом случае, во втором? Виды миграции по форме Да или нет 

В первом случае- принудительная Да/Нет 
В первом случае - добровольная Да/Нет 
Во втором случае – добровольная Да/Нет 
Во втором случае - принудительная Да/Нет 

Вопрос 2:

После переезда в Германию как назовут Гретту в Казахстане? В Германии? 

А) В Казахстане эмигрантом, в Германии- иммигрантом 

Б) В Германии –эмигрантом, в Казахстане –оралманом 

В) В Казахстане- иммигрантом, в Германии – реэмигрантом 

Г) В Германии- реэмигрантом, в Казахстане- иммигрантам 



При подготовке к итоговой аттестации можно использовать

  1. игру «Белая ворона»:  необходимо из набора понятий, терминов, слов, которые относятся к одному признаку, найти исключение

6 класс тема «Литосфера и рельеф Земли»

  • Магма, лава, пик, кратер, жерло

  • Кавказ, Карпаты, Памир, Анды, Тянь-Шань

  • ордовик, силур, триас, девон, мезозой

  • Б) даны два понятия – определить, что общего между ними:

  • барханы – дюны

  • Эльбрус – Килиманджаро

7 класс тема «Страны Европы»:

  • Болгария, Бельгия, Бразилия, Швейцария, Греция.


2. Географические анаграммы

А) Переставьте буквы в словах так, чтобы из них получилось или термин, или название географического объекта

  • УДАР - Р………………( ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ)

  • ФОРТ - Т……………..(ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ)

  • ПОДВОДА – В…………….(ПАДАЮЩИЙ ПОТОК ВОДЫ)

В) Решите анаграммы, классифицируйте объекты:

АМАДАГСКРА

АСАХЛНИ

АГАВЙКСЕИ


Наша задача, задача учителей заключается в следующем:

  • Руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования,

  • Способствовать развитию творческих способностей,

  • Максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира,

  • Способствовать формированию познавательного интереса к предмету.

Все это учитель сможет сделать при условии, если он сам является творческой личностью, постоянно находится в поиске, занимается самообразованием. И закончить свое выступление я хочу словами Конфуция:

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА."

Автор: Картабаева Валентина Амангельдиновна

Дата: 22.12.2016

Номер свидетельства: 372537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Статья «Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда »"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_rol_pedagoga_v_razvitii_funktsionalnoi_gramotnosti_shkolnikov_na_urokakh_"
    ["file_id"] => string(6) "515058"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560788419"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Статья:"Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда в условиях обновления содержания среднего образования.""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_rol_piedaghogha_v_razvitii_funktsional_noi_ghramotnosti_shkol_nikov_na_u"
    ["file_id"] => string(6) "433779"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508658950"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Научно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(75) "nauchno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-v-rabotie-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "124585"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414746064"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства