kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Волго-Донской канал."

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В нашем городе много достопримечательностей. Есть театры, музеи, памятники архитектуры, монументы и сооружения, связанные с великими историческими событиями. Волгоградцы могут гордиться и Волго-Донским судоходным каналом имени В. И. Ленина. Во-первых, это красивейшее рукотворное сооружение, построенное в кратчайшие сроки, состоящее из 13 шлюзов. Во-вторых, только после Великой Отечественной войны осуществился проект, задуманный в 16 веке.

    Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина — канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г. Волгограда. Звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Волго-Донской канал." »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № _7

Дзержинского района г. Волгограда



Областной конкурс учебно – исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

«Царицын – Сталинград - Волгоград».



Волго-Донской канал.




Работу выполнил:

Неудахина Анастасия, ученица 7а класса







Волгоград, 2015


Содержание


1. Введение. 3-4

2. История создания Волго-Донского судоходного канала. 5-6

3. Опрос по теме “Волго-Донской канал” 7

4. Заочное путешествие по Волго-Донскому каналу. 8-11

5. Заключение. 12

6. Список литературы. 13





























Введение


Дон и Волга с объятьями встретились,

Стройку века затеяв в пыли…


В нашем городе много достопримечательностей. Есть театры, музеи, памятники архитектуры, монументы и сооружения, связанные с великими историческими событиями. Волгоградцы могут гордиться и Волго-Донским судоходным каналом имени В. И. Ленина. Во-первых, это красивейшее рукотворное сооружение, построенное в кратчайшие сроки, состоящее из 13 шлюзов. Во-вторых, только после Великой Отечественной войны осуществился проект, задуманный в 16 веке.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина — канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г. Волгограда. Звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.

Цель работы:

1.Узнать историю создания Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина.

2.Узнать, какие памятники архитектуры расположены на канале.

3.Выступить с презентацией по данной теме перед шестиклассниками.

Задачи:

1. Определить и найти материалы, где описана история создания Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина.

2.Составить слайды для презентации.

2.Исследовать знания учащихся 6 классов о Волго-Донском судоходном канале.

Актуальность и практическая значимость:

Каждый, живущий в нашем городе, должен знать историю своего региона. Данную работу можно использовать как на классном часе, так и на внеклассных уроках по географии.
















История создания Волго-Донского судоходного канала.

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».

Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель. Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри. Однако в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено.

До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться по двум причинам. Во-первых, сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Во-вторых, даже если бы произошло чудо, и канал был бы построен, движение судов по нему могло бы осуществляться лишь в весеннее время, когда реки были полноводными. Без тотальной реконструкции рек о полноценной навигации не могло быть и речи. Однако, нельзя не отметить неоценимый вклад русского гидротехника Нестора Платоновича Пузыревского по изучению междуречья Волги и Дона и выбору трассы для будущего канала.

Проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончании Сталинградской битвы, в 1943 году. Работами на трассе канала руководил Сергей Яковлевич Жук, опытный строитель и гидротехник. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Стройка велась силами так называемых «врагов народа» — политзаключённых, осуждённых по 58 статье действующего в то время Уголовного Кодекса.





Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал, длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а Суэцкий канал, длиной 164 километра, строился без малого 11 лет. В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов.

Основным назначением канала являлось воднотранспортное соединение между Москвой — центром СССР и новыми странами Социалистического блока в Восточной Европе.

31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя В. И. Ленина.






Опрос по теме “Волго-Донской канал

(опрошено 40 человек среди учащихся 6 и 9 классов)


п/п

Вопросы

классы

Ответили правильно

1

Какой знаменитый канал есть в Волгограде и что он соединяет?

20

20

40 чел.

2

Чье имя носит канал?

5

19

24 чел.

3

Какова его протяженность?

0

10

10 чел.

4

Сколько шлюзов на канале?

0

1

1 чел.

5

Какие памятники архитектуры, расположенные на нем, вы знаете?

15

19

34 чел

6

Какой памятник занесен в книгу рекордов Гиннеса?

19

19

38 чел

7

В каком веке был построен и введен в эксплуатацию канал?

2

19

21 чел

8

Каково назначение канала?

12

4

16 чел


Выводы.

Большинство учащихся знают о существовании Волго-Донского судоходного канала имени В.И.Ленина. Особую трудность вызвали вопросы под номерами 3,4,7. Конечно, знания девятиклассников шире и точнее. Хорошо, что в нашем лицее ежегодно проводятся мероприятия, на которых мы узнаем об истории нашего города. Данную работу можно использовать как на классном часе, так и на внеклассных уроках по географии.





Заочное путешествие по Волго-Донскому судоходному каналу.


Общая протяжённость канала — 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам. Глубина — не менее 3,5 м.

Движение по Волго-Донскому судоходному каналу начинается от Сарептского затона Волги, хорошо защищённого от течений и ледохода по долине р. Сарпы, вдоль подножия Ергеней. Первые три шлюза расположены в черте Волгограда.





У входа в канал на Сарпинском полуострове в 1953 г. поставлен маяк высотой 26 метров. Стены его украшены чугунными рострами – изображениями носовых частей старинных судов. На стене, обращенной к Волге, надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918–1919 гг., Сталинграда – в 1942–1943гг.» Автор проекта - архитектор Р. А. Якубов.



От первого шлюза Волго-Донского судоходного канала набережная ведет нас к монументу Ленина. Когда был открыт канал, на высоком постаменте был установлен памятник И.В. Сталину. Монумент был сооружен в кратчайшие сроки, на отливку фигуры вождя пошла самородная медь. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. В ходе процесса десталинизации, начатого 20 съездом в 1961 году, памятник был убран, но остался пустой железобетонный постамент, переходящий в монолитное свайное основание набережной. На старом пьедестале было решено создать новый монумент, но уже В.И. Ленину. Высота скульптуры, выполненной из монолитного железобетона, 27 метров, высота постамента – 30 метров. Авторы памятника – скульптор Е.В. Вучетич и архитектор В.А. Делин. Интересный факт: монумент В.И.Ленина занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку.






Вход в шлюз № 1 отмечен парадной аркой, высотой 40 м.




На расстоянии 7 км от шлюза № 3 начинается т. н. «Чапурниковская лестница»: на участке длиной 9 км суда поднимают по ступенькам шести шлюзов на высоту 50 м. Архитектурное оформление шлюза № 4 посвящено Великой Отечественной Войне. Участок канала между шлюзами № 7 и № 8 проходит по полям сражений Гражданской войны, о чём повествует мемориальная доска на шлюзе № 8. Далее путь канала выходит в долину р. Червлёной. За шлюзом № 9 находится самая высокая точка водораздела, за которой начинается Варваровское водохранилище.

От шлюза № 10, рядом с которым установлены памятники героям Гражданской войны — А. Я. Пархоменко, Ф. А. Сергееву (Артёму) и Н. А. Рудневу, канал плавно спускается в сторону реки Дон. С этих мест в 1918 году началось наступление войск Царицынского фронта Красной армии на юг. Затем канал проходит Береславское водохранилище, а после шлюза № 12 — крупнейшее в каскаде Карповское водохранилище. Непосредственно у выхода из шлюза № 13 установлен 16-метровый монумент "Соединение фронтов" скульптора Е. В. Вучетича. Волго-Донской судоходный канал выходит в реку Дон рядом с городом Калач-на-Дону.













Заключение

Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина стал важнейшим звеном единой воднотранспортной системы европейской части, соединил пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское. Азовское и Черное. Канал открыл путь от камских лесных массивов до степного безлесного юга, от Донецкого угольного бассейна к индустриальным районам.

Кроме того, на берегах канала выросли благоустроенные рабочие поселки, разрослись зеленые насаждения; к степным селам, часто страдавшим от засухи, подошла большая вода. Голубая трасса канала - это трасса новой жизни многих сел.





















Литература.

  1. П.А.Гундырин. Путешествие по Волгограду.

  2. Продюсерский центр «Орбис». Слово о городе на Волге реке…

13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Волго-Донской канал."

Автор: Неудахина Анастасия Андреевна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Предыстория города Волгодонск. "
    ["seo_title"] => string(33) "priedystoriia-ghoroda-volghodonsk"
    ["file_id"] => string(6) "134653"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416766051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства