В нашем городе много достопримечательностей. Есть театры, музеи, памятники архитектуры, монументы и сооружения, связанные с великими историческими событиями. Волгоградцы могут гордиться и Волго-Донским судоходным каналом имени В. И. Ленина. Во-первых, это красивейшее рукотворное сооружение, построенное в кратчайшие сроки, состоящее из 13 шлюзов. Во-вторых, только после Великой Отечественной войны осуществился проект, задуманный в 16 веке.
Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина — канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г. Волгограда. Звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Волго-Донской канал." »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № _7
Дзержинского района г. Волгограда
Областной конкурс учебно – исследовательских работ и творческих проектов учащихся.
«Царицын – Сталинград - Волгоград».
Волго-Донской канал.
Работу выполнил:
Неудахина Анастасия, ученица 7а класса
Волгоград, 2015
Содержание
1. Введение. 3-4
2. История создания Волго-Донского судоходного канала. 5-6
3. Опрос по теме “Волго-Донской канал” 7
4. Заочное путешествие по Волго-Донскому каналу. 8-11
5. Заключение. 12
6. Список литературы. 13
Введение
Дон и Волга с объятьями встретились,
Стройку века затеяв в пыли…
В нашем городе много достопримечательностей. Есть театры, музеи, памятники архитектуры, монументы и сооружения, связанные с великими историческими событиями. Волгоградцы могут гордиться и Волго-Донским судоходным каналом имени В. И. Ленина. Во-первых, это красивейшее рукотворное сооружение, построенное в кратчайшие сроки, состоящее из 13 шлюзов. Во-вторых, только после Великой Отечественной войны осуществился проект, задуманный в 16 веке.
Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина — канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г. Волгограда. Звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.
Цель работы:
1.Узнать историю создания Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина.
2.Узнать, какие памятники архитектуры расположены на канале.
3.Выступить с презентацией по данной теме перед шестиклассниками.
Задачи:
1. Определить и найти материалы, где описана история создания Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина.
2.Составить слайды для презентации.
2.Исследовать знания учащихся 6 классов о Волго-Донском судоходном канале.
Актуальность и практическая значимость:
Каждый, живущий в нашем городе, должен знать историю своего региона. Данную работу можно использовать как на классном часе, так и на внеклассных уроках по географии.
История создания Волго-Донского судоходного канала.
Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».
Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель. Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри. Однако в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено.
До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться по двум причинам. Во-первых, сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Во-вторых, даже если бы произошло чудо, и канал был бы построен, движение судов по нему могло бы осуществляться лишь в весеннее время, когда реки были полноводными. Без тотальной реконструкции рек о полноценной навигации не могло быть и речи. Однако, нельзя не отметить неоценимый вклад русского гидротехника Нестора Платоновича Пузыревского по изучению междуречья Волги и Дона и выбору трассы для будущего канала.
Проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончании Сталинградской битвы, в 1943 году. Работами на трассе канала руководил Сергей Яковлевич Жук, опытный строитель и гидротехник. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Стройка велась силами так называемых «врагов народа» — политзаключённых, осуждённых по 58 статье действующего в то время Уголовного Кодекса.
Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал, длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а Суэцкий канал, длиной 164 километра, строился без малого 11 лет. В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов.
Основным назначением канала являлось воднотранспортное соединение между Москвой — центром СССР и новыми странами Социалистического блока в Восточной Европе.
31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя В. И. Ленина.
Опрос по теме “Волго-Донской канал”
(опрошено 40 человек среди учащихся 6 и 9 классов)
№
п/п
Вопросы
классы
Ответили правильно
6а
9в
1
Какой знаменитый канал есть в Волгограде и что он соединяет?
20
20
40 чел.
2
Чье имя носит канал?
5
19
24 чел.
3
Какова его протяженность?
0
10
10 чел.
4
Сколько шлюзов на канале?
0
1
1 чел.
5
Какие памятники архитектуры, расположенные на нем, вы знаете?
15
19
34 чел
6
Какой памятник занесен в книгу рекордов Гиннеса?
19
19
38 чел
7
В каком веке был построен и введен в эксплуатацию канал?
2
19
21 чел
8
Каково назначение канала?
12
4
16 чел
Выводы.
Большинство учащихся знают о существовании Волго-Донского судоходного канала имени В.И.Ленина. Особую трудность вызвали вопросы под номерами 3,4,7. Конечно, знания девятиклассников шире и точнее. Хорошо, что в нашем лицее ежегодно проводятся мероприятия, на которых мы узнаем об истории нашего города. Данную работу можно использовать как на классном часе, так и на внеклассных уроках по географии.
Заочное путешествие по Волго-Донскому судоходному каналу.
Общая протяжённость канала — 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам. Глубина — не менее 3,5 м.
Движение по Волго-Донскому судоходному каналу начинается от Сарептского затона Волги, хорошо защищённого от течений и ледохода по долине р. Сарпы, вдоль подножия Ергеней. Первые три шлюза расположены в черте Волгограда.
У входа в канал на Сарпинском полуострове в 1953 г. поставлен маяк высотой 26 метров. Стены его украшены чугунными рострами – изображениями носовых частей старинных судов. На стене, обращенной к Волге, надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918–1919 гг., Сталинграда – в 1942–1943гг.» Автор проекта - архитектор Р. А. Якубов.
От первого шлюза Волго-Донского судоходного канала набережная ведет нас к монументу Ленина. Когда был открыт канал, на высоком постаменте был установлен памятник И.В. Сталину. Монумент был сооружен в кратчайшие сроки, на отливку фигуры вождя пошла самородная медь. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. В ходе процесса десталинизации, начатого 20 съездом в 1961 году, памятник был убран, но остался пустой железобетонный постамент, переходящий в монолитное свайное основание набережной. На старом пьедестале было решено создать новый монумент, но уже В.И. Ленину. Высота скульптуры, выполненной из монолитного железобетона, 27 метров, высота постамента – 30 метров. Авторы памятника – скульптор Е.В. Вучетич и архитектор В.А. Делин. Интересный факт: монумент В.И.Ленина занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку.
Вход в шлюз № 1 отмечен парадной аркой, высотой 40 м.
На расстоянии 7 км от шлюза № 3 начинается т. н. «Чапурниковская лестница»: на участке длиной 9 км суда поднимают по ступенькам шести шлюзов на высоту 50 м. Архитектурное оформление шлюза № 4 посвящено Великой Отечественной Войне. Участок канала между шлюзами № 7 и № 8 проходит по полям сражений Гражданской войны, о чём повествует мемориальная доска на шлюзе № 8. Далее путь канала выходит в долину р. Червлёной. За шлюзом № 9 находится самая высокая точка водораздела, за которой начинается Варваровское водохранилище.
От шлюза № 10, рядом с которым установлены памятники героям Гражданской войны — А. Я. Пархоменко, Ф. А. Сергееву (Артёму) и Н. А. Рудневу, канал плавно спускается в сторону реки Дон. С этих мест в 1918 году началось наступление войск Царицынского фронта Красной армии на юг. Затем канал проходит Береславское водохранилище, а после шлюза № 12 — крупнейшее в каскаде Карповское водохранилище. Непосредственно у выхода из шлюза № 13 установлен 16-метровый монумент "Соединение фронтов" скульптора Е. В. Вучетича. Волго-Донской судоходный канал выходит в реку Дон рядом с городом Калач-на-Дону.
Заключение
Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина стал важнейшим звеном единой воднотранспортной системы европейской части, соединил пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское. Азовское и Черное. Канал открыл путь от камских лесных массивов до степного безлесного юга, от Донецкого угольного бассейна к индустриальным районам.
Кроме того, на берегах канала выросли благоустроенные рабочие поселки, разрослись зеленые насаждения; к степным селам, часто страдавшим от засухи, подошла большая вода. Голубая трасса канала - это трасса новой жизни многих сел.
Литература.
П.А.Гундырин. Путешествие по Волгограду.
Продюсерский центр «Орбис». Слово о городе на Волге реке…