kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система оценивания. Рейтинг - здоровьесберегающий фактор в обучении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Система оценивания учебных достижений школьников. Ранговая (рейтинговая) система оценивания.

ШКОЛЬНАЯ ОТМЕТКА: стимулятор учения или «дамоклов меч»?

Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая система. По ряду признаков она имеет большое сходство с количественной шкалой, но таковой не является. Действительно рейтинг – число. Но получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, написал реферат – еще десяток баллов, сдал зачет – опять некую сумму баллов и т.д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочиваются по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ рейтинговая система промежуточных оценок уже действует.

         Для правильного построения рейтинговых систем есть целая технология с критериями согласования позиций экспертов и прочими серьезными вещами, т.к. количество баллов за то или иное учебное достижение назначается экспертным способом довольно произвольно. В школьной и вузовской практике эту процедуру для обучающих и обучающихся облегчают подготовленные для этого специальные компьютерные программы.

         Хорошо известен  и другой класс порядковых шкал – дескриптивные (описательные). Они характеризуются тем, что объект, с которым сравнивается данный, хоть и принадлежит тому же множеству, что и измеряемый, но представлен некоторой моделью, завуалирован, замаскирован, как бы скрыт и даже отсутствует. Знаковая дескриптивная  шкала – это описание с помощью знаковой системы, сравнивание со знаковой моделью эталона. Очевидная знаковая система – язык, менее очевидная – графические модели, такие, как полосовой код на товарах или нашивки за выслугу лет на рукавах военнослужащих. Типичная дескриптивная оценка – это некоторая характеристика.

         Преимущество количественных шкал – их простота и определенность. Плата за это – заметная потеря информированности.

         Порядковые шкалы, особенно дескриптивные, очень информативны и содержательны. Но за это мы расплачиваемся высокой мерой неопределенности, необходимостью иметь сложный и дорогой инструмент экспертов и наличием сомнений в объективности оценки.

         И все-таки порядковые шкалы значительно лучше, чем неинформативные критерии оценок старой школы, сообщавшие, что в текстах такого-то вида ученик с вероятностью 80 % делает не более одной ошибки, но ничего не говорившие о характере этих ошибок.

        

         ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.Ю. Ксензова. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Г.Ю. Ксензова. Школьная отметка: стимулятор учения или «дамоклов меч»? // Директор школы. 2000. № 5.Конева Л.С., Агалакова Е.А. и др. Технология разноуровневого обучения учащихся основной школы. Омск:.2001.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания. Рейтинг - здоровьесберегающий фактор в обучении. »

Система оценивания учебных достижений школьников.

Ранговая (рейтинговая) система оценивания.


ШКОЛЬНАЯ ОТМЕТКА:

стимулятор учения или

«дамоклов меч»?

В немецких схоластических школах средневековья, наравне с наказаниями и детскими страхами, возникла и оценочная балльная система как способ усилить влияние общественности (в первую очередь родителей) на ребенка. Она разграничивала учащихся по их способностям, знаниям и социальному положению. Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментом давления на учащихся.

В дальнейшем педагоги, обращаясь к проблеме гуманизации образования, всегда сталкивались с вопросом усовершенствования оценочной системы, исходя из демократических начал школьного дела.

Недостаток традиционной оценочной системы, основанной на отметках как стимуляторах учения, обнаружился уже в середине 19 в., когда возникла теория свободного воспитания, направленная против любого подавления личности ребёнка. Выдающимся представителем идей свободного воспитания в России был Л.Н. Толстой. В своих трудах он сформулировал несколько основополагающих положений. «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно», «чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях».

Лев Николаевич выделяет причины, которые вытеснили действительную суть образования, подменив ее ложными основаниями. «Ложные, но ощутимые, эти основания следующие: первое и самое употребительное – ребенок учится для того, чтобы не быть наказанным; второе – ребенок учится для того, чтобы быть награжденным; третье - ребенок учится для того, чтобы быть лучше других; четвертое – ребенок или молодой человек учится для того, чтобы получить выгодное положение в свете».

Об отметках как о способах оценки знаний учащихся Толстой подробно не пишет, однако отмечает, что «отметки, впрочем, остаются только от старого нашего порядка и сами собой начинают падать». И далее замечает: «Если посторонний хочет оценить эту степень знания, пусть он поживет с ними (учениками), изучит результаты и приложения к жизни наших знаний».

Классическую точку зрения на учение и обучение школьников сформулировал К.Д. Ушинский. Учение, по его утверждению, «есть труд и должен оставаться трудом, но трудом, полным мысли, чтобы сам процесс учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас». «Серьезную мысль» тут следует рассматривать как познавательную активность, естественными побудителями которой должны быть познавательные потребности и интересы. «Учение, лишенное всякого интереса, - писал Ушинский, - и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет, а учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли». Ушинский подчеркивает, что доведение процесса обучения до такой степени, чтобы учащиеся усваивали знания без особого умственного напряжения, без серьезного труда, было бы вредно развитию личности, ибо выявление и развитие задатков, способностей и других психических сил ребенка происходит при необходимости разрешать жизненные задачи, требующие от него предельного напряжения и мобилизации собственных возможностей.

Во второй половине 19 века в кругах прогрессивной общественности России, кровно озабоченной проблемами воспитания подрастающего поколения, все чаще и чаще ведутся дискуссии о пороках сложившейся практики обучения. В этих дискуссиях прослеживаются три направления педагогического поиска:

  • Усовершенствование оценочной основы и методики применения отметок как стимуляторов учения.

  • Создание условий, ограничивающих сферы влияния отметок и их отрицательных последствий на формирование личности школьника.

  • Изыскание возможности замены отметок другими формами оценки.

Сторонники отметок говорили о том, что балл есть сформулированное выражение известного мнения о труде школьника, стимул к соревнованию, средство приобщения к труду. Они утверждали, что баллы нужны не только преподавателю, ведущему предмет, но и преподавателям других предметов, необходимы новым учителям, только поступившим в данное учебное заведение. Замена отметок письменными или устными характеристиками учеников на практике не дает лучших результатов. Причины конфликтов между учителем и учащимися, связанных с «баллопроизводством», надо видеть в неумении учителя выставлять оценку, не оскорбляя детей.

Противники баллов считали, что труд ученика должен быть оценен, но средством такой оценки балл служить не может. Отметки широко применяются и кажутся обязательными, потому что система отметок имеет то же значение, что и некогда розга – значение вечного «дамоклова меча» над головой ребенка. Это орудие, более утонченное, облагороженное, но не менее гнетущее. При помощи балла преподаватель старается карать или поощрять ученика, а в результате в детях заглушается естественное стремление к знаниям, и они начинают учится исключительно ради баллов. Интересы учащихся фокусируются не на существе учения, а на внешних принадлежностях учебного процесса.

Последствие применения отметок неблагоприятны. Влияние существующей системы оценивания признано наиболее вредным на сам ход урока. Обязательная постановка отметок за ежедневные ответы учащихся незаметно превращает каждый урок в экзамен, отнимает время, необходимое для объяснений, придает классным занятиям нежелательный характер.

Отметки ухудшают отношения между обучающими, отдаляют учителя от учащихся, создают почву для постоянных столкновений, вызываемых обоюдным недоверием, что вредно сказывается на нравственном развитии ученика.

Под гнетом системы отметок ученик испытывает постоянное чувство тревоги, страха, у слабых натур это подавленное состояние может вызвать настоящие психозы и привести к самым прискорбным последствиям. Отражаясь неблагоприятно на здоровье учащихся, неприятные чувства понижают умственную работоспособность школьников на 15-20 процентов, и это кризисное состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Постоянные опасения получить плохую отметку способствуют появлению неуверенности в себе, формируют ощущение неспособности справиться с трудностями и нежелание действовать, подавляют стремление к самосовершенствованию. Нетрудно представить себе, как должно действовать на творческий настрой ребенка ежедневное повторение языком цифр по нескольку раз в день в течении многих лет повторяют, что они умники. Дети могут принять относительную оценку за абсолютную и составить о себе мнение, не соответствующее действительности.

Непонятно, что вообще фиксирует отметка. Баллы, выставляемые членами экзаменационной комиссии одному и тому же ученику за один и тот же ответ, отличаются друг от друга, и часто очень существенно. Преподаватели совершенно различно смотрят на само значение классной отметки: одни выставляют ее за один выученный урок, другие - за знания всего курса, третьи примешивают сюда оценку поведения, внимания, прилежания, способностей ученика и т.п. Балл есть число, которым стараются измерить разные, в том числе и нравственные, свойства учеников, но они не могут быть выражены числами, так как не могут быть измерены. Да и познания ученика оценивать во всех случаях одной и той же отметкой непедагогично, потому что несправедливо.

Наиболее важной обычно признаётся регулирующая функция отметки. На самом же деле подобная регуляция деятельности учащегося малопродуктивна, потому что недостаточно констатировать факт успешности или безуспешности усилий ученика – необходимо определить причины этого явления. Запомнить ответы учеников с помощью записанных для себя отметок невозможно. Балл может напомнить, что данный ученик когда – то отвечал урок, но чего именно он не знал, при каких обстоятельствах отвечал, не скажет, а эти факты для добросовестного учителя имеют огромное значение. Постановка баллов часто предоставляет учителю возможности чрезвычайно легко отделаться от обязанности обдумать, каким образом радикально помочь непониманию или невниманию ученика. Применение немногих известных шаблонов при оценке в значительной степени избавляет учителя от необходимости учитывать индивидуальные особенности детей.

Баллы являются негодным средством для установления связи семьи со школой: молчаливая цифра ничего не может сказать родителям, но способна вызвать гневную реакцию, если отметка не соответствует их ожиданиям.

В России и некоторых странах Европы были осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характеристиками. Например «Знание пройденного удовлетворительно, читает с ошибками, рассказывает хорошо, в правописании слаб, письменное изложение по содержанию хорошее. Должна обратить внимание на правописание и чтение».В конце 19 века В.И. Фармаковский выдвинул идею о внедрении графических оценок. В 1918 году было принято постановление Народного комиссариата по просвещению «Об отмене отметок». В нем говорилось: «1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики. 2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производятся на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы». В то время, пожалуй, как и сегодня, одной из активизации интереса школьников к учению. Опыт, не увенчался успехом – опять была введена оценка знаний учащихся с помощью отметок. Одной из причин – игнорирование личности ученика обедняли мотивационную сторону учения.

Одним из новаторов, увязывавших решение оценочной проблемы с перестройкой обучения в целом, был С.Т. Шацкий.В своих школах он ввел поиски разнообразных форм текущего и годичного контроля. Выступая против отметок и экзаменов, С.Т.Шацкий обращал внимание на то, что учет и оценка должны составлять основу успешности обучения. Он так определяет основные требования к оценке. Главное – нужно оценивать не личность ребенка, а его работу с учетом тех условий, в которых она выполняется.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.

Психолого-педагогические исследования коллективов ученых под руководством А.В. Запорожца, Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина, В.В. Даввыдова, Д.Б. Эльконина, Н.Т. Талызиной и других привели к основополагающему выводу: познавательные возможности учащихся практически неисчерпаемы, и многие из них поддаются целенаправленному воздействию и развитию через качественное, сущностное изменение процесса обучения и его содержания. Главную роль играет целенаправленное изменение условий обучения как целостной системы, чем обеспечивается эффективное управление процессом усвоения знаний и развития необходимых умений. В связи с этим уместно вспомнить о емком и образном выражении А.Н. Леонтьева «прожить обучение», которое используется для обозначения такой педагогической ситуации, когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий практический смысл.

Таким образом, перед обновляющейся школой стоит совершенно определенная задача: организовать процесс обучения так, чтобы учение стало для школьника одной из ведущих личностных потребностей, определяющихся внутренним мотивом; без этого нереально изменить процесс обучения и характер оценочной деятельности.

ВИДЫ ОЦЕНОЧНЫХ ШКАЛ

и возможности их применения в школе.

Одним из существующих недостатков традиционной системы оценивания является ее полнота, ограниченность, а также несориентированность оценочного акта на психофизиологические возможности детей различных возрастных групп.

Различают несколько видов оценочных шкал.



Оценочная шкала


количественная


порядковая




абсолютная


относительная




ранговая


дескриптивная




аналоговая


знаковая


Если в качестве измерения выступает числовое множество, то говорят о количественной шкале. Таким образом, количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это хорошо всем известная система школьных отметок.

Если точка отсчета абстрактна, то есть лежит вне ученика, не зависит от него, а оценка знаний и усилий ученика выглядит как некий числовой символ, то говорят об абсолютной оценочной шкале. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которые соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – «5», одна ошибка – «4» и т.д.

Относительная оценочная шкала предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад. Таким образом, относительная шкала связана с самим измеряемым объектом и отражает его изменение, развитие. Она снабжена своим измерительным инструментом – шкалой приращений.

В слабоструктурированных областях – таких, как искусство или, скажем, личностное развитие, - чаще используются порядковые шкалы. Их особенность состоит в том, что объект оценки сравнивается с подобными объектами. Сравнение в этом случае производится экспертным путем. Экспертная оценка всегда связана с порядковой шкалой и состоит в упорядочивании множества по какому-то набору признаков или критериев. Этот способ распространен в судействе некоторых видов спорта (фигурное катание, гимнастика и др.), а также в западной системе образования. Порядковая шкала отвечает на вопрос «который».

Когда-то подобный способ оценивания широко применялся и в школах России. Все знают, что В. Ульянов окончил гимназию первым учеником. Это не значит, что он был по каждому предмету лучшим, но по всему комплексу в целом он опережал остальных. При этом первые ученики других гимназий могли как превосходить Ульянова, так и уступать ему.

Такой вариант порядковой шкалы называется ранговым: каждому объекту присваивается ранг, номер в иерархии объектов. Типичные и распространенные примеры ранговых шкал – система воинских званий или система должностей на университетской кафедре.

Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая система. По ряду признаков она имеет большое сходство с количественной шкалой, но таковой не является. Действительно рейтинг – число. Но получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, написал реферат – еще десяток баллов, сдал зачет – опять некую сумму баллов и т.д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочиваются по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ рейтинговая система промежуточных оценок уже действует.

Для правильного построения рейтинговых систем есть целая технология с критериями согласования позиций экспертов и прочими серьезными вещами, т.к. количество баллов за то или иное учебное достижение назначается экспертным способом довольно произвольно. В школьной и вузовской практике эту процедуру для обучающих и обучающихся облегчают подготовленные для этого специальные компьютерные программы.

Хорошо известен и другой класс порядковых шкал – дескриптивные (описательные). Они характеризуются тем, что объект, с которым сравнивается данный, хоть и принадлежит тому же множеству, что и измеряемый, но представлен некоторой моделью, завуалирован, замаскирован, как бы скрыт и даже отсутствует. Знаковая дескриптивная шкала – это описание с помощью знаковой системы, сравнивание со знаковой моделью эталона. Очевидная знаковая система – язык, менее очевидная – графические модели, такие, как полосовой код на товарах или нашивки за выслугу лет на рукавах военнослужащих. Типичная дескриптивная оценка – это некоторая характеристика.

Преимущество количественных шкал – их простота и определенность. Плата за это – заметная потеря информированности.

Порядковые шкалы, особенно дескриптивные, очень информативны и содержательны. Но за это мы расплачиваемся высокой мерой неопределенности, необходимостью иметь сложный и дорогой инструмент экспертов и наличием сомнений в объективности оценки.

И все-таки порядковые шкалы значительно лучше, чем неинформативные критерии оценок старой школы, сообщавшие, что в текстах такого-то вида ученик с вероятностью 80 % делает не более одной ошибки, но ничего не говорившие о характере этих ошибок.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.Ю. Ксензова. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 2000.

  2. Г.Ю. Ксензова. Школьная отметка: стимулятор учения или «дамоклов меч»? // Директор школы. 2000. № 5.Конева Л.С., Агалакова Е.А. и др. Технология разноуровневого обучения учащихся основной школы. Омск:.2001.


ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА


Существующая в школе пятибалльная система оценивания успешности обучения не создает условий для формирования оценочной деятельности учащихся. Многозначности педагогической оценки в реальной практике подменяется моноотметкой по жёсткой пятибалльной шкале (фактически – четырехбалльной), что не создает условий для объективного оценивания продвижения учащихся в обучении, а потому может иметь результатом снижение уровня мотивации учения, особенно в классах педагогической поддержки.

Кроме того, пятибалльная система характеризуется противоречивостью, так как отражает различные отношения учащихся и учителя к отметке, что может стать серьёзной причиной отсутствия взаимопонимания между детьми и педагогом, а в дальнейшем – причиной изменения отношения учащихся к школе на негативное.

С целью более эффективного формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся я пришла к выводу о необходимости использования рейтинговой системы оценивания успешности учащихся в обучении.

Переход на рейтинговую систему оценивания и само оценивания успешности учащихся в обучении позволит более точно определить продвижение ребенка в интеллектуальном развитии, а значит, обеспечить и его личный рост, который найдет своё проявление в повышении уровня мотивации и адекватизации самооценки школьников, что особенно важно для обучающихся с проблемами в обучении.

Рейтинговая система предлагает ученикам через накопление баллов по разным видам деятельности более полную и точную отметку ( в баллах). Однако для того, чтобы система оценивания способствовала эффективному научению, текущие оценки должны быть направлены преимущественно на относительные показатели успешности ребенка, характеризующие продвижение его по сравнению с самим собой, а итоговые оценки – преимущественно на абсолютные показатели данного ребенка, характеризующие успешность данного ребенка в ряду других детей. С учетом такой их равной направленности удобные единые формы текущих и итоговых оценок будут найдены, видимо, не скоро.

Что же я делаю в первую очередь?

  • Выделяю в учебном процессе ряд этапов: конец темы, конец курса, конец раздела и т.д.;

  • Проецирую ожидаемые итоговые результаты, сформулированные в требованиях образовательного стандарта, на выделенную тему, и на этих этапах провожу промежуточную оценку, максимально приближенную по формам и содержанию к итоговой;

  • В ходе изучения темы последовательно веду детей к успешному достижению ожидаемых тематических результатов, пользуясь при этом стимулирующими обучение набором баллов, фиксирую продвижение каждого ребенка к достижению каждого ребенка к достижению каждой из поставленных целей.

Надо внимательно следить за тем, чтобы набор баллов позволял одновременно а) в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения детей и б) на определенном этапе сравнивать их достижения с некоторым эталоном. Как в итоговой, так и в текущей проверке задается, фиксирую и отслеживаю достижение всеми детьми базового уровня. Наряду с этим отдельно отслеживаю и поощряю достижения учащихся по превышению этого уровня, которые могут носить индивидуальный характер.

Как я реализую эту схему «безотметочного обучения» на практике.

Рассмотрим это на примере одной из ключевых тем 6 класса


Тема: «Гидросфера» 12 часов.

К концу изучения темы «Гидросфера» добиться от учащихся следующих знаний:

  • Понятия. Гидросфера, Мировой круговорот воды, материки, острова, архипелаги, полуострова, море, пролив, соленость воды, длина волны, высота волны, прибой, цунами, течения, подземные воды; водопроницаемый, водоупорный, водонепроницаемый, водоносный слой, межпластовая, грунтовая вода, источники (родники), минеральные воды, река: исток, устье, приток, речная система, бассейн, водораздел, равнинные, горные реки, пороги, водопад, смешанное питание, половодье, пойма, паводки; озеро, озерная котловина, старицы, сточные, бессточные озера, болото, ледник, снеговая линия, морена, айсберг, каналы, водохранилища, пруды;

  • состав и строение гидросферы;

  • роль воды в природе и жизни людей;

  • круговорот воды;

  • части Мирового океана;

  • взаимодействие океана с сушей;

  • поверхностные и подземные воды суши;

  • ледники и многолетняя мерзлота;

  • водные ресурсы и Земли, их размещение и качество;

  • природные памятники Гидросферы.

Уметь:

  • описывать объекты гидросферы на местности и по карте (части Мирового океана, воды суши, речной бассейн, речную систему);

  • давать оценку обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли;

  • приводить примеры характерных природных явлений в гидросфере;

  • объяснять особенности вод.




Список планируемых промежуточных результатов обучения на конец изучения темы «Гидросфера».

п/п

Планируемые результаты

Образцы проверочных заданий

Требования к выполнению

Сроки

1.

Нахождение объектов по карте

Найди объекты на карте и определи их географическое положение:

моря Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское; заливы Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский; проливы – Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский; острова – Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея; полуостроваАравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали; течения Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское; рекиНил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь,Янцзы,Хуанхэ; озераКаспийское,Арал, Байкал, Ладожское.Виктория,Танганьика, Верхнеее; области оледененияАнтарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильеры Аляски


Знание местонахождения данных объектов и правильное определение географического положения. Смотри план г.п. на стр.94,116 и тетрадь «Учись-учиться» (планы)


2.

Правильное оформление контурной карты и определение средних глубин морей и океанов.

  1. По физической карте определить географическое положение и среднюю глубину Черного, Берингова, Средиземного, Карского морей. Обозначить эти моря на контурной карте.

  2. На контурную карту полушарий нанести проливы, заливы и наиболее крупные острова, полуострова Северного Ледовитого и Тихого океанов.

  3. На контурную карту РФ нанести наиболее крупные реки и озера нашей страны.

Как минимум: аккуратность и правильность оформления карты.


3.

Свободное владение и правильное использование в речи географических терминов.

  1. Дать описание гидросферы.

  2. Нарисовать по памяти и рассказать схему Мирового круговорота воды. Проверить по рис. 52

Правильное использование терминов


4.

Умение анализировать, сравнивать, обобщать. Умение пересказывать, выбирать главное. Умение работать со справочной дополнит. литературой

Составлять описание.

  1. Проанализировать рис.51 и сделать выводы.

  2. По рис. 66 сравни и сделай вывод об изменении уровня воды в реке до и после возведения плотин.

  3. Сравни изображение реки на плане местности и на географической карте, объясните различия.

  4. Стр. 116. Задание №5

  5. Стр.125 Задание № 10, 12

  6. Найди дополнительную литературу по темам: «Человек и море», «Вода, река, жизнь», Экологические проблемы Мирового океана. Охрана воды. Подготовь устное сообщение по одной из тем.

Анализировать, сравнивать, обобщать. Умение пересказывать, выбирать главное. Умение работать со справочной дополнит. литературой

Составлять описание































Лист индивидуальных достижений Ученик____________________________Класс______Учитель_________________________________


Формируемые навыки и умения

Даты



1

Практическая работа Местонахождение географических объектов и правильное определение их географического положения.

г.п. океана


- моря


- реки


- острова


- полуострова


- залива


- пролива


- озера


- течения


2

Правильное оформление контурной карты. Практическая работа Определение средних глубин морей и океанов.

к.к. – шрифт


- цвет подписи


- направление подписи


- Определение глубин


3

Правильное использование в речи гео. терминов.

Описание:

- Гидросферы


- Мирового океана


4




Знание номенклатуры

- моря


- реки


- озера


- острова


- полуострова


- заливы, проливы


- течения


5

Умение анализировать, сравнивать, обобщать. Умение пересказывать, выбирать главное. Умение работать со справочной и дополнительной литературой

Составлять описание.

- анализировать


- сравнивать


- обобщать


- выбирать главное


- работать с дополнит.

литературой.











Лист контроля Класс______Учитель_________________________________


Всего заданий: обязательных, дополнительных


Оценка

зачтено

хорошо

отлично

Обязательная часть

4 и более баллов

5 и более баллов

5 и более

Дополнительная часть

менее 5 баллов

5-7 баллов

более 7 баллов


Ф.И.

Выполнение заданий, направленных на проверку достижения выделенных целей


Обязательная часть(цели-1-3, зад.1-9)

Дополнительная часть


1 (3 б.)

2 (3 б.)

3 (3 б.)

оценка

4(5 б.)

5 (5 б.

6 (7 б.)


оценка


1

2

3

4

5

6

10

11

12






































































































































































































































































































































Обучающие и развивающие цели


Знать:

  1. Понятия. Гидросфера, Мировой круговорот воды, материки, острова, архипелаги, полуострова, море, пролив, соленость воды, длина волны, высота волны, прибой, цунами, течения, подземные воды; водопроницаемый, водоупорный, водонепроницаемый, водоносный слой, межпластовая, грунтовая вода, источники (родники), минеральные воды, река: исток, устье, приток, речная система, бассейн, водораздел, равнинные, горные реки, пороги, водопад, смешанное питание, половодье, пойма, паводки; озеро, озерная котловина, старицы, сточные, бессточные озера, болото, ледник, снеговая линия, морена, айсберг, каналы, водохранилища, пруды;

  2. Состав и строение гидросферы;

  3. Роль воды в природе и жизни людей;

  4. Круговорот воды;

  5. Части Мирового океана;

  6. Взаимодействие океана с сушей;

  7. Поверхностные и подземные воды суши;

  8. Ледники и многолетняя мерзлота;

  9. Водные ресурсы и Земли, их размещение и качество;

  10. Природные памятники Гидросферы.

















Уметь:

1. Описывать объекты гидросферы на местности и по карте (части Мирового океана, воды суши, речной бассейн, речную систему);

  1. Давать оценку обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли;

  2. Приводить примеры характерных природных явлений в гидросфере;

  3. Объяснять особенности вод.


ОУУН:


1. Умение сравнивать.


2. Умение обобщать.


3. Умение анализировать.

















































Технологическая карта по теме «Гидросфера» 6 класс (12 часов)


№ урока

Тема уроков

Дидактические цели

ОУУН

Тип урока

Обратная связь

Домашнее задание

знать

уметь

По форме организации

По способу предъявления информации

1

Урок целеполагания

1-10

1-5

1-3

ВУ

Ф

П в тетр.

§ 21 – 32

2















































Логико-структурная схема по теме

«

ВОДА НА ЗЕМЛЕ



ГИДРОСФЕРА» 6 класс




Три части


Свойства воды


Мировой круговорот

воды


  • Мировой океан

  • Воды суши

  • Водяной пар




  • Соленость

  • Температура

  • Течения

  • Приливы


МИРОВОЙ ОКЕАН

И ЕГО ЧАСТИ






Участки суши:

  • Материки

  • Острова

  • Полуострова



Части:

  • Океаны

  • Моря

  • Заливы

  • Проливы


ВОДЫ СУШИ




Подземные:

  • Грунтовые

  • Межпластовые


Реки: долина, бассейн, питание, режим, система, водораздел.

Озера: котловины, сточность, соленость.

Ледники.

Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды.

Охрана вод.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система оценивания. Рейтинг - здоровьесберегающий фактор в обучении.

Автор: Малимонова Надежда Ивановна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Рейтинговая  система оценивания "
    ["seo_title"] => string(37) "rieitinghovaia-sistiema-otsienivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "147684"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419445683"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства