kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Работа с тестами как средство подготовки учащихся к ЕНТ на уроках географии.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: обоснование необходимости формирования у учащихся практических компетенций, разработка необходимой методики.

Задачи: изучить и проанализировать научно-педагогическую, психологическую и методическую литературу

провести опытно-педагогическую работу по внедрению и использованию различных видов тестов на уроке географии. Сформировать навыки работы с тестовым материалами.

сформировать выводы и рекомендации для кафедры естественно-научного цикла.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Работа с тестами как средство подготовки учащихся к ЕНТ на уроках географии.» »


«Работа с тестами как средство подготовки учащихся

к ЕНТ на уроках географии.»

  1. Вводная часть Актуальность

В настоящее время управление педагогическим процессом в педагогике эффективно лишь при наличии оперативной и адекватной системы обратной связи. Использование в образовательных учреждениях различных систем многоэтапного контроля знаний и умений вызывает необходимость разработки и апробации разнообразных взаимосвязанных средств входного, текущего и итогового контроля.

Систематический плановый контроль помогает оценить правильность организации учебно-воспитательного процесса по географии и эффективность использования современных методов и приемов обучения по предмету.

В «Государственной программе развития образования РК на 2011 – 2022 гг» ставятся задачи направленные на повышение качества обучения предметам естественноно-математического цикла на основе использования контрольно-измерительных материалов для выявления уровня подготовки обучающихся и их итоговой аттестации.

Данная тема опыта является особенно актуальной в последнее время, так как важной задачей учителя становится квалифицированная помощь ученикам в подготовке к ЕНТ, состоящему из заданий в тестовой форме. Использование тестовых заданий при текущем контроле, с одной стороны, позволит учителю получать более полную картину состояния сформированности знаний и умений, а с другой — подготовит учащихся к тематическому и итоговому контролю.


Цель работы: обоснование необходимости формирования у учащихся практических компетенций, разработка необходимой методики.




Задачи:

  1. изучить и проанализировать научно-педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме.

  2. Провести опытно-педагогическую работу по внедрению и использованию различных видов тестов на уроке географии. Сформировать навыки и умения работы с тестовыми материалами.

  3. Сформировать выводы и рекомендации для кафедры ЕНЦ


Основная часть Теория

На сегодняшний день существует множество способов контроля качества знаний учащихся. Для оперативной проверки качества знаний все чаще используется тестирование, т.к. тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения разного уровня сложности заданий.

Подавляющее большинство источников считают, что слово «Тест» в русский язык в современном его значении попало из английского языка и на языке оригинала означает «испытание», «проверка».

Существует множество трактовок определения теста. Определение, данное В. Аванесовым: «Тест обученности — это совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения. Тесты имеют широкий спектр применения в современном мире.

История возникновения, и использования этого метода уходит в глубь веков. Уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности. В школьной практике тесты начали применяться Ф. Галтоном в 1892 году, а в 1894 году впервые стали применять в школах зарубежья.

В России первые научные труды по теории тестов появилась в начале ХХ века. Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн и др.

В советский период система образования Казахстана была структурной частью системы образования СССР. Весомый вклад в разработку различных сторон целостного педагогического процесса внесли казахстанские ученые, такие как Н.Н. Хан, Б.А. Абдыкаримов, Г.К. Нургалиева, К.К. Жампеисова, Н.Д. Хмель.

С получением суверенитета и созданием национальной системы оценки качества образования и внедрению принципиально новых моделей и технологий в Республике Казахстан началась целенаправленная научно-методологическая и организационно-технологическая работа. Разработка национальной системы оценки качества образования стала задачей государственной важности.

26 ноября 1992 года Распоряжением Кабинета Министров Республики Казахстан был создан Республиканский центр тестирования (РЦТ) при Министерстве образования РК. В 2004 году введено Единое национальное тестирование.

Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:

1. Диагностическая функция - выявление уровня знаний, умений, навыков учащегося.

2. Обучающая функция усвоение учебного материала.

3. Воспитательная функция дисциплинирует, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях

Тесты можно использовать:

изучение нового материала

закрепление или проверка текущего материала

итоговый контроль

Тесты пригодны для фронтальной, групповой и индивидуальной работе учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще подобрать материал, для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его развития, возрастным мотивационным особенностям.

В современной педагогике существуют различные виды классификации тестов. Например, Казиев В.М. классифицировал тесты в зависимости от уровня усвоения по следующим признакам:.

1.Тесты первого уровня усвоения:

- на опознания;

- задания с выбором одного правильного ответа;

- с частицей «НЕ»;

- на задания географических терминов;

- с использованием рисунков.

2. Тесты второго уровня усвоения:

- с выбором нескольких правильных ответов;

- «на подстановку»;

- на классификацию объектов и процессов;

- на определение последовательности событий.

3. Тесты третьего уровня - это творческое использование приобретенных знаний в нестандартных ситуациях.

Майоров А.Н. предлагает следующие типы и виды тестовых заданий:

1. Открытого типа – где ученику необходимо самому дописать ответ

2. закрытого типа – где предусматриваются различные варианты ответа из ряда предлагаемых.

Каждая форма контроля знаний учащихся имеет свои преимущества и недостатки.

Положительные стороны тестов

  1. Универсальность тесты можно использовать на различных этапах урока

  2. Стандартизированность – соответствуют учебным стандартам;

  3. Оперативность и экономичностьсохранение времени

  4. Надёжностьграмотно составленный тест охватывает основные разделы учебной программы, поэтому слабый учащийся не может вдруг показать отличные результаты;

  5. Самостоятельность выполнения работы учащимся;

  6. Быстрота проверки тестов по ”ключу”;

  7. Развитие памяти и внимания учащихся;

  8. Развитие логического мышления учащихся;


Отрицательные стороны тестов

  1. Возможность угадывания правильного ответа. По итогам теста можно судить, прежде всего, о том не что знает учащийся, а что он не знает;

  2. Опасность автоматических ( слепых ) ошибок возникает, если тестируемый не понял инструкцию или не внимательно прочитал задание.

  3. Сложность составления тестов - задания должны быть чётко сформулированы и многократно проверены и перепроверены;

  4. Отсутствие развития и проверки устной и письменной речи учащихся, – пожалуй, самый большой ”минус” при тестировании

  5. Качество выполнения тестов напрямую зависит от навыков работы с тестами

  6. Тесты не учитывают личностные особенности учащихся

  7. Техническаясложность в размножении материала.

Анализируя все выше сказанное, подводим итоги:

  1. Изучая многочисленную литературу можно сказать что, вопросы применения тестов очень широко представлены в литературе различного направления и в наши дни являются наиболее актуальными.

  2. За годы применения и изучения методики тестологии сделано много, учеными - исследователями зарубежных, России и Казахстана. Дано определение «теста», разработана классификация, выявлены как положительные, так и отрицательные стороны применения тестирования в школе.

  3. Изучив и проанализировав научно-педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме я придерживаюсь, мнения о положительной стороне использования тестов на уроке географии и поэтому использую в своей практической деятельности.



Практика

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но география занимает особое место. Главное ее назначение в школьной программе – дать обучающимся объективную картину мира, показать ее отличие от места к месту.

На сегодняшний день существует множество способов контроля качества знаний учащихся. Для оперативной проверки качества знаний все чаще используется тестирование.

Я не первый год на уроках географии использую тестовые задания для контроля над качеством знаний учащихся. Главное преимущества теста в том, что я могу использовать элемент тестирования на любом уроке.

При изучении нового материала тесты применяю для организации самостоятельной работы по новой теме. С 6 по 9 класс использую рабочие тетради с разно уровневыми заданиями, где по каждой теме разработаны и предложены различные виды упражнений.

При закреплении или проверки текущего материала использую тесты-минутки, рассчитанные на 10 – 12 минут урока и содержащие от 5 до 10 вопросов.

При итоговом контроле тесты охватывают материал по крупным блокам или разделам. В такой работе использую 25 – 30 тестовых заданий и на их выполнение отводится целый урок.

Также тест можно использовать как домашнее задание. Например, после изучения темы «Африка» в 7 классе предложила ребятам составить 20 тестовых вопросов с тремя вариантами ответов. Такая работа учит правильно формулировать вопросы, способствует формированию умений обобщать и анализировать полученные знания и применять их на практике. Такую работу практикую с 6 по 11 классы.

Так же я использую элементы тестирования при составлении контрольных работ.

В своей работе я использую тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях, но также приходится разрабатывать вопросы тестов самостоятельно, т.к. не всегда подборка тестовых заданий соответствует пройденному материалу и корректности построения вопроса.

В своей педагогической практике я использую тесты различного уровня, так же открытые и закрытые.

При проверке использую в одних случаях взаимоконтроль в других случаях фронтальное обсуждение, что способствует развития самоконтроля и развитию монологической речи. Среди тестовых заданий есть и такие, где учащиеся осуществляют самоконтроль с подсчетом рейтингового балла.

Применяя тесты я убедилась в определенных их преимуществах:

- если классические виды контроля (письменная работа или устный опрос) предусматривает ответы по выборочным вопросам программы, то тест позволяет проверить знания по многим разделам и темам и систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала.

- в процессе выполнения тестов важное место занимает такая мыслительная операция, как сравнение;

- при применении тестов имеется возможность выявить поэлементный уровень усвоения учебного материала;

- в зависимости от сложности заданий можно дифференцировать испытуемых по уровню подготовленности;

- результаты тестирования дают возможность учителю регулярно корректировать свою учебную деятельность.

- Частое использование тестов увеличивает долю самостоятельной деятельности учащихся и значительно снижает распределение рабочего времени урока.

Поэтому на рабочих уроках практикую сочетание различных методов обучения.

Неоднозначное отношение педагогов к использованию тестового контроля известно. А как относятся к тестам ученики?

Для ответа на этот вопрос я предложила учащимся 6 -11 классов ответить на несколько вопросов анкеты «Мое отношение к тестированию»

  1. Как вы считаете, нужно ли использовать тесты на уроках географии

  2. Как я отвечаю на вопросы теста

  3. Если бы я мог(могла) выбирать между ответом на вопросы теста и выполнением письменной работы с развернутым ответом, то я бы предпочел(предпочла)

Потому-что

  1. Оценка за тест объективно оценивает ваши знания или занижена, на ваш взгляд.


Результаты были следующими.

95% опрошенных считают, что тестирование необходимо на уроках, но не так часто - 20%

Ребята стараются осмысленно отвечать на вопросы, но также присутствует элемент узнаваемости, и надежды на помощь друга.

По третьему вопросу мнения разделились:

85% предпочли бы тест т.к. в тестировании есть варианты ответов и легче назвать верный, меньше занимает времени, легче.

15% опрошенных считают, что письменная работа лучше, т.к. письменная речь развивает память.

Что касается объективности – оценка соответствует знаниям.


Приведенные выше ответы детей говорят о том, что абсолютизировать возможности тестовой формы не следует. Не все необходимые характеристики усвоения знаний и умений можно получить средствами тестирования. Например, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими формами и методами проверки и контроля знаний учащихся. Но, несмотря на описанные выше сложности тестирования, положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебном процессе. На основе всего сказанного можно сделать вывод: что

    1. Тестовая технология более современное и эффективное средство контроля, но это не исключает необходимость применения традиционных методов.

    2. для формирования специфических навыков тестирования необходимо научить учащихся работать с тестами, т.к. эта форма работы актуальна в наши дни.

Рекомендации для кафедры ЕНЦ

  1. Продолжить изучение методической и научно-педагогической литературы по применению тестовой технологии в школе

  2. Сочетать тестирование с другими методами и приемами работы на уроках

  3. Включить тесты в систему контроля оценивания знаний с целью получения обратной связи, как важного этапа урока.

  4. Использовать тестовую технологию в системе на различных уроках кафедры ЕНЦ для отработки навыков и снятия психологического барьера.

  5. Подключать учащихся к проверке тестов по ключу переводя ученика в субъектную позицию.





9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Работа с тестами как средство подготовки учащихся к ЕНТ на уроках географии.»

Автор: Северина Галина Игоревна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад: "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО БИОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "doklad-osobiennosti-podgotovki-k-ient-po-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "151030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624626"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Организация подготовки ЕНТ и ВОУД по географии.Анализ результатов пробных тестирований "
    ["seo_title"] => string(97) "orghanizatsiia-podghotovki-ient-i-voud-po-ghieoghrafii-analiz-riezul-tatov-probnykh-tiestirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "154395"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421155836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства