Программа Спецкурса " Краеведение" разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области. Региональный курс органически связан с содержанием федерального курса географии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Спецкурс "Краеведение" 6 класс»
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
_______________Хиценко Е.В.
«___» сентября 2016 г.
«Рассмотрено»
на заседании РМО учителей географии
Протокол № ____от «___» августа 2016г
Руководитель РМО учителей географии
_____________________ Резникова А.И.
«___» августа 2016 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Богучарский лицей»
_________________Л.И. Никулина
«___» сентября 2016 г.
Приказ____от «__» ______2016г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «БОГУЧАРСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Рабочая программа по спецкурсу «краеведение»
для 6 класса
уровень рабочей программы - базовый
2016-2017 учебный год
Учитель географии Погорелова Галина Александровна
1.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,
Знать/понимать: основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов;
Уметь: описывать особенности природы своего района, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию,
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной форме.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Литосфера– твёрдая оболочка Земли ( 4 часов)
1 Тема: История формирования современного рельефа. Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности
Творческие работы:1.Путешествие вглубь Земли (на примере своей местности)
2. Геологический профиль своей местности.
.
Практическая работа 1. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.
Творческие работы.1.Составление коллекции «Горные породы моей местности».2.Создание семейной минералогической коллекции.
2. Тема: Стихийные природные явления в литосфере своей местности
Творческие работы.1. Художественно-поэтическое описание стихии (землетрясение, оползни, движения земной коры)
3. Тема: Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени
Практическая работа №2. Описание рельефа по физической карте и типовому плану
Творческие работы.1.Сравнение форм рельефа Воронежской области. 2. Овражно-балочные формы рельефа. 3.Топонимы объектов литосферы. 4. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа.
4. Тема: Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы.
Творческие работы. 1.Заочная экскурсия по геологическим памятникам природы.2.Камень в городе (использование полезных ископаемых в архитектуре)
Гидросфера – водная оболочка Земли (4 часов)
5. Тема: Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы.
Практическая работа №3 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания
Творческие работы.1.Топонимы объектов гидросферы.
2.Река моего детства.3. Исследование качества питьевой воды.
6 Тема: Внутренние воды и рельеф.
Практическая работа №4. Описание реки по тематическим картам и типовому плану.
Творческие работы.1.Художественный образ реки (Озера, родника)
7. Тема: Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.
Практическая работа №5 Описание озера, болота, родника (по выбору)
Творческие работы.1.Исследование экологического состояния родника. 2.Памятка «Как правильно вести себя на реке
8. Тема: Памятники природы гидросферы родного края. Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.
Творческие работы.1.Компьютерная презентация «Памятники природы гидросферы»
Творческие работы. Картирование водных объектов территории проживания 2. Исследование влияния реки Черемшан на заселение края. 3.Письмо Главе района.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли ( 4 часов)
9. Тема: Режим отдельных метеорологических элементов
Практическая работа №6. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.
Творческие работы.1.Народные приборы наблюдения за погодой. 2.Обработка результатов наблюдений в программе Excel.
10. Тема: Погода моей местности
Практическая работа №7 Составление описания погоды по сезонам года.
11. Тема: Тип климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек.
12. Тема: Опасные явления в атмосфере. Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения
Творческие работы.1.Редкие атмосферные явления.2. Правила поведения в грозу.
Творческая работы.1.Картирование источники загрязнения атмосферы микрорайона школы.2.Оценка экологического состояния атмосферы микрорайона школы
(Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации (по хвое сосны, по автотранспортной нагрузке территории)
Биосфера – живая оболочка Земли (2 часа)
13. Тема: Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.
Творческие работы.1.Лекарственные растения. 2. Отражение флоры и фауны в устном народном творчестве народов края.3. Проблемы использование населением даров леса
14. Тема: Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Воронежской области
Весенняя экскурсия (Практическая работа№8) «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы»
Творческая работа. 1.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер) 2.Охотничье-промысловые ресурсы и проблемы их использования
Человек на Земле(2 часа)
15 Тема: Из истории заселение территории края. Коренное население.
Творческие работы: Стоянки первых людей на территории края, их связь с природой.
16. Тема: Народы нашего края.
Практическая работа №9. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Урок рекомендуется проводить в школьном музее.
Творческая работа:1.Народные промыслы и умельцы края. 2.Национальная одежда, традиции народов края.3. Наша семейная реликвия. 4. Интервью с участником ВОВ «Годы, опалённые войной»
Географическая оболочка (1 часа)
17. Тема: Природный комплекс своей местности.
Весенняя экскурсия (Практическая работа№10 «Взаимосвязи компонентов природного комплекса»
Культурные ландшафты своей местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте.
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по спецкурсу « Краеведение»
Класс 6
Тема урока
Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД)
Вид контроля
Примерная дата
Фактическая дата
Литосфера– твёрдая оболочка Земли ( 4 часов)
1.История формирования современного рельефа. Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности
Формирования современного рельефа. Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности.
Практическая работа 1. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.
Знать внутреннее строение Земли, строение земной коры и её типы; основные группы горных пород по происхождению. Уметь определять горные породы по их физическим и химическим свойствам.добывать недостающую информацию с помощью вопросов; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств; формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.
Фронтальная беседа.
2.Стихийные природные явления в литосфере своей местности.
.Стихийные природные явления в литосфере своей местности.
Объяснять значение понятий: « «наводнения», «засуха» «суховеи», «град» ; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; формировать навыки организации своей деятельности .
Устный опрос.
Самостоя-
тельная работа.
3.Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени.
Описание рельефа по физической карте и типовому плану. Практическая работа №2. Описание рельефа по физической карте и типовому плану.
Знать особенности рельефа равнин, их изменение во времени; уметь сравнивать равнины по высоте;
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; уметь давать описание форм рельефа по плану; о
Фронтальный опрос
4.Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы.
Заочная экскурсия по геологическим памятникам природы.2.Камень в городе (использование полезных ископаемых в архитектуре)
Уметь определять горные породы по их физическим и химическим свойствам; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств; формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.
Фронтальный опрос
Гидросфера – водная оболочка Земли (4 часов)
5.Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы.
Реки, озера, болота, пруды, водохранилища.
Практическая работа №3 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания
. Объяснять значение понятий: река ,исток, устье, речная система, речная долина, бассейн реки, водораздел, режим реки, пойма, терраса, половодье, паводок, пороги, водопады, межень ; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
.
Устный опрос.
6.Внутренние воды и рельеф.
Влияние внутренних вод на формирование форм рельефа.Практическая работа №4. Описание реки по тематическим картам и типовому плану.
Уметь давать характеристику реки по типовому плану.
Устный опрос.
Практичес -кая работа.
7.Внутренние воды и климат.
Влияние водоемов на микроклимат территории области.
Практическая работа №5 Описание озера, болота, родника (по выбору)
Объяснять значение понятий: озеро, карст, старица, болото, пруды.; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; уметь давать описание внутренних вод по типовым планам
Практичес-
кая работа
8.Памятники природы гидросферы родного края. Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.
Памятники природы гидросферы родного края. Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.
Объяснять, как образуются искусственные водохранилища,
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Доклады.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли ( 4 часов)
9. Режим отдельных метеорологических элементов.
Практическая работа №6. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.
Знать состав и строение атмосферы; уметь составлять график хода температур: суточных, годовых, многолетних. Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Устный опрос.
10. Погода моей местности.
Практическая работа №7 Составление описания погоды по сезонам года.
Уметь описывать погоду за месяц; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;
Фронтальный опрос.
11.Опасные явления в атмосфере. Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения
Климат и человек.
Опасные явления в атмосфере. Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения
Уметь объяснять явления, происходящие в атмосфере. Влияние деятельности человека на состояние атмосферы. Способы защиты воздуха от загрязнения; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Фронтальный опрос.
Биосфера – живая оболочка Земли (2 часа)
12.Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.
Лекарственные растения. Отражение флоры и фауны в устном народном творчестве народов края. Проблемы использование населением даров леса.
Уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Сообщения.
13.Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Воронежской области.
Практическая работа№8 «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы»
Уметь описывать биологические памятники природы. Знать какие виды растений и животных занесены в Краснаую книгу Воронежской области; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
Практическая работа
Человек на Земле(2 часа)
14.Из истории заселение территории края. Коренное население.
Стоянки первых людей на территории края, их связь с природой.
Знать этапы заселения территории области. Виды хозяйственной деятельности людей и их связь с природой.
Фронтальный опрос.
15.Народы нашего края.
Народные промыслы и умельцы края. Национальная одежда, традиции народов края
Знать народные промыслы родного края; обычаи и традиции народов нашего края.
Доклады
Географическая оболочка (1 часа)
16.Природный комплекс своей местности.
Весенняя экскурсия (Практическая работа№10 «Взаимосвязи компонентов природного комплекса»/
Уметь давать описание природного комплекса своей местности по типовому плану; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.