Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по спецкурсу «краеведение» 5 класс»
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
_______________Хиценко Е.В.
«___» сентября 2016 г.
«Рассмотрено»
на заседании РМО учителей географии
Протокол № ____от «___» августа 2016г
Руководитель РМО учителей географии
_____________________ Резникова А.И.
«___» августа 2016 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Богучарский лицей»
_________________Л.И. Никулина
«___» сентября 2016г.
Приказ _____ от «__» _______2016г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «БОГУЧАРСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Рабочая программа по спецкурсу «краеведение»
для 5 класса
уровень рабочей программы - базовый
2016-2017 учебный год
Учитель географии Погорелова Галина Александровна
Рабочая программа по спецкурсу «краеведение»
для 5 класса
1.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знать:
- историю географических исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;
- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;
- особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;
- природно-антропогенные ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Воронежской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.
- географию хозяйственной деятельности области.
Уметь:
- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
- уметь анализировать природные закономерности и явления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
- решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизн
Прогнозировать:- тенденции изменения природных и социально-экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств;
- составление проектов рационального использования природных
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение(1 час)
Практическая работа №1Изучение измерений количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов
На какой Земле мы живём (5 часа)
2. Тема: Вклад земляков в развитие знаний о Земле. Источники географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве своей местности; методы получения, обработки и передачи информации о своей местности.
Творческие работы.
1.Исследование жизни и деятельности известных учёных края.
Запуск мини-проектов учащихся в рамках долговременного проекта «Как люди открывали и осваивали территорию своей местности»
3. Тема История Воронежского края в истории России.
Воронежский край в древности. Наша область в средние века. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны. Ратный труд и подвиг жителей области. Воронежская область в условиях новой России.
4. Тема: Современные исследования территории области.
Творческие работы:1.Интересны люди района (Почётные граждане).
2. Интересны люди поселка (Почётные граждане).
Планета Земля(4 часа)
5. Тема: Влияние движения Земли. Движение земли и её значение для жизни человека и природы.
Творческие работы.1.Земля-уникльная планета. 2. Какой её видят космонавты?
3. Проанализировать влияние биоритмов на здоровье членов семьи.
5. Тема: Смена времён года. Особенности своего края.
Творческие работы.1.Астрономический год. 2. Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.
План и карта(7 часов)
6. Тема: Ориентирование на местности.
Практическая работа №2 Определение направлений на местности по компасу, Солнцу и местным признакам
Творческие работы. 1. Памятка заблудившемуся в лесу. 2. Моя маршрутная лента.
7. Тема: План местности. Изображения земной поверхности моего микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта.
8. Тема:
Практическая работа. Изображения земной поверхности своей местности. План школьного двора. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Воронежской области и России
Практическая работа №3 Чтение плана местности школьной территории .
Творческие работы.1.План моего двора. 2. Школьный стадион в ландшафте микрорайона. .
Практическая работа№4 Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание.
Творческие работы. 1.Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды и нанесением уникальных географических объектов.
10. Тема: Градусная сетка на карте своей местности
Практическая работа №5 Определение, географических координат крайних точек области и города Воронежа.
11. Тема: Обобщение знаний по теме. Использование планов и карт в хозяйственной деятельности.
Практическая работа №6. Построение профиля своей местности. Построение профиля по горизонталям на плане местности.
Творческие работы.1. Воронежская область из космоса (использование спутниковых снимков) 2.Разработка модели географического путешествия (похода, экспедиции) на примере моей семьи.
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по спецкурсу « Краеведение»
Класс 5
Тема урока
Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД)
Вид контроля
Примерная дата
Фактическая дата
Введение (1ч)
1.Изучение измерений количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов
Погода. Элементы погоды. Приборы и инструменты для измерения температуры, осадков, направления и силы ветра.
Уметь объяснять значение понятий «погода», знать элементы погоды, уметь измерять температуру воздуха, количество осадков, определять направление и силу ветра,; продолжить обучение в эвристической беседе; развитие личностной рефлексии, толерантности.
Фронтальная беседа.
На какой Земле мы живём (6 часа)
2.Вклад земляков в развитие знаний о Земле.
Исследование жизни и деятельности известных учёных края.
Знать какой вклад внесли соотечественники в изучение Земли; самостоятельно искать и выделять необходимую информацию;; формирование мотивации в изучение наук о природе.
Устный опрос. Эвристиче -ская беседа.
3.Источники географической информации.
Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве своей местности; методы получения, обработки и передачи информации о своей местности.
Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно – географический, статистический); добывать недостающую информацию с помощью карт атласа; применять методы информационного поиска; показывать ценность географической информации для человечества; формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Устный опрос.
Самостоя-
тельная работа.
4.История Воронежского края в истории России.
Воронежский край в древности. Наша область в средние века
Знать географические открытия, которые люди совершали в древности и Средневековья; осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
Сообщения
5.Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.
Ратный труд и подвиг жителей области в годы войны.
Знать трудовые подвиги наших земляков в годы войны; знать имена Героев Советского Союза нашего района; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, прошлому России.
Доклады..
6.Современные исследования территории области.
Интересны люди района (Почётные граждане).
Интересны люди поселка (Почётные граждане).
Знать Почётных граждан своего родного края. воспитание патриотизма и уважения к Отечеству.
Сообщения
Планета Земля(4ч)
7.Влияние движения Земли.
Движение Земли и её значение для жизни человека и природы.
Знать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, причину смены дня и ночи, времен года; осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов.
Устный опрос.
8.Влияние биоритмов на здоровье человека.
Проанализировать влияние биоритмов на здоровье членов семьи.
Уметь объяснять значение понятия «биоритмы» и какое влияние они оказывают на жизнь и здоровье человека; добывать недостающую информацию в электронном приложении; самостоятельно анализировать влияние биоритмов на здоровье своих членов семьи; формирование устойчивой мотивации к обучению на уровне алгоритма выполнения задачи.
Устный опрос.
Практичес -кая работа.
9.Смена времён года.
Смена времён года.
Знать причину смены времён года, какие изменения происходят в природе в каждое время года;
систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач..
Практичес-
кая работа
10.Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.
Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.
Знать обычаи и традиции народов Воронежского края. Воспитывать любовь к Родине.
Доклады.
План и карта(7 часов)
11.Ориентирование на местности.
Определение направлений на местности по компасу, Солнцу и местным признакам.
Объяснять значение понятий: ориентирование, компас; знать способы ориентирования на местности; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; формулировать алгоритм работы с компасом; формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Устный опрос.
12.План местности.
Изображения земной поверхности моего микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта.
Объяснять значение понятий: план, масштаб, условные знаки; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Фронтальный опрос.
13.Изображения земной поверхности своей местности.
План школьного двора. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Воронежской области и России.
Знать топографические знаки, научиться читать план пришкольного участка; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Фронтальный опрос.
14.Географическая карта микрорайона проживания.
Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание.
Объяснять значение понятий: план, масштаб, условные знаки, географическая карта, градусная сеть, меридианы, параллели, экватор; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Практическая работа.
15.Градусная сетка на карте своей местности.
Определение, географических координат крайних точек области и города Воронежа.
Объяснять значение понятий градусная сеть, меридианы, параллели, экватор; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Практическая работа.
16.Практическая работа Построение профиля своей местности.
Построение профиля по горизонталям на плане местности.
Уметь строить профиль по горизонталям плана местности; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Практическая работа
17.Обобщение знаний по теме. Использование планов и карт в хозяйственной деятельности.
Использование планов и карт в хозяйственной деятельности.
Сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков; формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.