kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии 9 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа будет полезна в методической работе учителей географии по ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное учреждение- Средняя общеобразовательная школа №1 города Унеча Брянской области



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей истории и географии

«26 »августа 2018 года

Руководитель ______________


СОГЛАСОВАНО



зам. директора по УВР _____________ ________«26 » августа 2018года

« УТВЕРЖДАЮ»



директор МОУ СОШ №1

____________ С.В. Швецова

приказ № 141 от30.08.2018



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии 9 класс

Составитель программы : учитель географии Тарола Лилия Рафаиловна

Педагогический стаж : 24 лет

Квалификационная категория: высшая

2018--2019 уч.г



2.Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которой разработана рабочая программа


Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерная программа основного общего образования по географии (Письмо МО РФ № 03-1263 от 07.07.2005).

  • «География. Программы. Классическая линия для общеобразовательных учреждений 6-11 классы. Москва. Дрофа. 2010 год. Составитель Курчина С.В.


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих задач:

  • приобретение учащимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;

  • изучение природно-ресурсного потенциала России;

  • анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;

  • изучение отраслевой структуры экономики России;

  • знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.

  • изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;

  • анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.


Учебно-методический комплект

  1. Учебник: В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2011..

  2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство»,отводится 70 часов из расчета 2-х учебных часов в неделю. В том числе 10 часов – Брянская область. Практические работы – 17.


3. Содержание обучения

Раздел 1. Общая часть курса (28 ч)

Тема 1. Политико-государственное устройство российской Федерации. Географическое положение России ( 5 час).

Российская Федерация. Административно-территориальное устройство. Государственная территория России. Географическое положение и границы России.

Практические работы.

1. «Политико- административное устройство России»

2. «Территория, географическое положение России».

Термины и понятия. Геополитика, экономико-географическое положение, транспортно-географическое положение, границы, анклав, ВВП, государственная территория, зона Севера

Тема 2. Население Российской Федерации (6 ч.)

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

Численность населения России причины, ее определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России.

Национальный состав населения России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. География религий. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.

Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения.

Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения.

Сельская местность, географические особенности сельского населения.

Трудовые ресурсы.

Практическая работа

  1. «Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения»

Термины и понятия. Демография, перепись населения, демографический кризис, демографический взрыв, естественный прирост, репрессии, воспроизводство населения, половозрастная структура населения, трудовые ресурсы, экономически активное население, миграция, эмиграция, иммиграция, расселение, типы поселений, урбанизация, агломерация, мегалополис, этнос, языковые группы, титульная нация, религиозный состав.

Тема 3. Географические особенности экономики Российской Федерации (3 часа)

Экономические системы в историческом развитии России: географические особенности традиционной и командной систем. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России: разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Структурные особенности экономики России. Экономический кризис и его географические следствия.

Природно-ресурсный потенциал России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.

Термины и понятия. Экономика, отрасль, три сектора хозяйства, НТР, экономические системы, структура хозяйства, межотраслевые комплексы, производственная и непроизводственная сферы, предметы потребления, природные ресурсы.

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (21 час)

Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.

Термины и понятияНаука, научный комплекс, РАН, научно-исследовательские учреждения, проектные и конструкторские бюро, технополисы, закрытые города.

Машиностроительный комплекс: его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса.

Практическая работа

1. «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»

Термины и понятия Отрасли машиностроения-точное и сложное, транспортное, с/х, тяжелое, станкостроение, судостроение, автомобилестроение, авиастроение, электроника и электротехника, приборостроение, энергетическое машиностроение; специализация, кооперирование, трудоемкость, транспортный фактор

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность роль нефти в современном хозяйстве. Место России по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны

Угольная промышленность: виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика: типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции.

Формирование энергосистем. Негативное влияние различных видов электростанций на окружающую среду.

Практическая работа

  1. «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».

Термины и понятия. ТЭК, топливная промышленность, топливно-энергетический баланс, себестоимость, типы электростанций, ЛЭП

Тема 5. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.(5 час)

Состав и значение комплексов. Классификация конструкционных материалов.

Металлургический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Черная и цветная металлургия. Традиционные новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Практические работы

1. «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам».

2. «Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия».

Термины и понятия. Черная металлургия, цветная металлургия, заводы полного цикла, передельная, малая, бездоменная металлургия, металлургический комбинат

Химико-лесной комплекс. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР. Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды.Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практическая работа

  1. «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам»

Термины и понятия.Основная химия, химия органического синтеза, химия полимерных материалов, химизация, лесозаготовка, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, ЦБК, лесопромышленный комплекс, лесохимия

Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК) – 3 час.

Агропромышленный комплекс. Место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд и его структура.

Основные направления использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство.

Легкая и пищевая промышленность.

Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Практическая работа

  1. «Определение по картам основ­ных районов выращивания зерновых и тех­нических куль­тур, главных районов живот­новодства»

Термины и понятия. Звенья АПК,с/х угодья, пашня, пастбища, сенокосы, мелиорация, эрозия, отрасли пищевой легкой промышленности

Тема 7. Инфраструктурный комплекс – 5 час.

Инфраструктурный комплекс. Его значение, состав, связь с другими комплексами. Классификация услуг. особенности входящих в него отраслей. Уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.

Транспорт. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети России. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Виды транспорта.

Связь. Сфера обслуживания. Ее состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилье-одна из главных потребностей человека. Уровень обеспеченности жильем.

Рекреационное хозяйство. Значение . география рекреационного хозяйства в России. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.

Термины и понятия. Транспорт и его отрасли, грузооборот, пассажирооборот, транспортный узел, непроизводственная сфера обслуживания, рекреационное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, виды связи.

Раздел II. Региональная часть курса (35 ч.)

Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов – 1 час

Районирование России – важнейший метод географической науки. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная специализация территорий. Географическое разделение труда. Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Федеральные округа. Проблемы районирования России.

Практическая работа

  1. «Моделирование вариантов нового районирования России»

Термины и понятия. Район, районирование, географическое разделение труда, специализация, экономический район

Тема 2. Западный макрорегион- Европейская Россия ( 11 часов)

Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве России. Особенности истории и географии хозяйства. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Проблемы социально-экономического развития.

Центральная Россия

Центральная Россия — экономическое и политическое ядро страны. Состав района

Преимущества географического положения. Благоприятные природные условия. Не комплексность ресурсной базы, дефицит большинства видов природных ресурсов. Высокие численность и плотность населения, качество трудовых ресурсов. Преобладание городского населения.

Высокий уровень концентрации науки. Специализация хозяй­ства на науко- и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, текстильная, химическая и лесная промышленность. АПК, роль пригородного сельского хозяйства. Сравнительно высокий уровень развития социальной сферы. От­дых и туризм.

Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Про­блемы регулирования и развития крупных городских агломераций.

Практическая работа

  1. «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России».

  Северо-Западная Россия

Состав. Географическое положение на разных этапах развития. Современные особенности географического положения. Природные особенности и ресурсы. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Высокоразвитая наука. Отрасли ВПК. Специализация на судостроении, станкостроении, приборостроении. Экономические и социальные проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона.

Практическая работа

1.«Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».

Европейский Север

Состав района. Географическое и геополитическое положение. Влияние географического положения и природных условий на формирование хозяйства. Богатство и разнообразие ресурсной базы: минеральные лесные, водные и рыбные ресурсы. Сложные природные условия их влияние на жизнь и труд людей. Население. Хозяйство. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности Морской транспорт. Проблемы охраны северной природы. Экономические и социальные проблемы.

 Европейский Юг- Северный Кавказ 

Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Ресурсы региона. Население: национальный и религиозный состав. Особенности расселения. Традиции и культура. Хозяйство района. Агропромышленный комплекс: многоотраслевое сельское хозяйство, пищевая промышленность. Машиностроение и цветная металлургия. Курортное хозяйство, туризм. Экономические, экологические и социальные проблемы района.

 Поволжье

Состав района. Географическое положение. Волга — стержень развития экономики. Благоприятные природные условия. Наличие гидроэнергоресурсов, нефти и газа. Земельно-почвенные ресурсы. Многонациональный состав населения.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэлектроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы Волги. Экономические, экологические и социальные проблемы района.

Практическая работа

1. «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского юга Поволжья»

 Урал

Состав и границы Урала при разных видах районирования. Географическое положение. Разнообразие минеральных ресурсов, интенсивность их использования. Население. Проблемы населения, трудовых ресурсов. Хозяйство. Взаимосвязь отраслей специализации. Горно­добывающая промышленность, металлургия, химическая промыш­ленность, машиностроение. ВПК. Отставание развития социаль­ной сферы. Экономические, экологические и социальные пробле­мы района.

Практические работы

  1. «Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем».

Термины и понятия. ЭГП, ТГП, специализация районов


Тема 3. Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов)

Общая характеристика районов Востока России. Географичес­кое положение. Большая площадь территории, малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни в экстремальных условиях. Основные проблемы и перспективы развития восточного макрорегиона.

Западная Сибирь 

Географическое положение. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Богатство и разнообразие природных ресурсов. Коренные народы. Диспропорции в площади региона и в численности населения Западной Сибири. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.. Нефтегазохимический комплекс- основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Системы трубопроводов. Основные направления транспортировки газа и нефти. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и ее проблемы. АПК : освоение территории , с/х районы и их специализация. Основные виды транспорта. Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства. Хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные проблемы Западной Сибири.

Практическая работа

1. «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека».

Восточная Сибирь 

Состав района. Географическое положение. Минеральные ресурсы. Население: заселение , национальный состав, размещение. Проблема трудовых ресурсов. Коренные народы. Экономика Восточной Сибири. Гидроресурсы. Земельные и агроклиматические ресурсы. ТЭК- основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения. Транспорт. Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский район. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практическая работа

1. «Составление характеристики Норильского промышленного узла»

Дальний Восток 

Состав района. Особенности географического и геополитического положения. ЭГП разных частей региона. Этапы освоения территории. Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы. Полезные ископаемые. Гидроресурсы и ГЭС. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Термины и понятия. ЭГП, ТГП, специализация районов

Раздел III. Россия в современном мире(4 часа)

Роль и место России в международном географическом разде­лении труда. Связи России со странами СНГ, Европы, Азии, Америки: проблемы и перспективы взаимовыгодного сотрудничества. . Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Раздел IV. География своей республики (края, области). (10 ч)

Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории Брянской области. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и Брянской области Практические работы 1.«Нанести на контур границы Брянской области» 2. «Анализ таблиц 40,41,42 учебник 3.«Определение по карте атласа «Брянская область», учебника с. 149-150 плотности и особенности размещения населения» 4.Рефераты «Города Брянской области»

Обобщение– 3 часа Итоговый урок – 1 час


Тематическое распределение количества часов


тема

Кол-во часов

Кол-во практических работ

Примерная программа

Рабочая программа

Раздел 1. Общая часть курса

28

35


Политико-государственное устройство РФ. ГП


5

2

Население Российской Федерации


6

1

Географические особенности экономики Российской Федерации


3


Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география


21

6

  • Научный комплекс


1


  • Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)


3

1

  • Машиностроительный комплекс


3

1

  • Военно-промышленный комплекс


1


  • Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества


5

3

  • Агропромышленный комплекс (АПК)


3

1

  • Инфраструктурный комплекс


4


Раздел 2. Региональная часть курса

38

35


Районирование России. Общественная география крупных регионов


1

1

Западный макрорегион-Европейская Россия


11

2

Восточный макрорегион – Азиатская Россия


5

2

Россия в современном мире


4


Обобщение по курсу

2

3


Итоговый урок


1


География Брянской области


10

3

Итого

68

70

17



Информация о внесенных изменениях в примерную и авторскую программу и их обоснование

В общей части курса увеличено количество часов на изучение раздела «Политико-государственное устройство РФ. ГП» за счет уменьшения региональной части В региональной части идет уменьшение часов на изучение некоторых экономических районов, т.к. некоторые вопросы изучались в 8 классе. Согласно региональному компоненту выделения 10 часов на изучение Брянской области. В рабочую программу включена тема «Россия в современном мире», предусмотренная  Стандартом, но не входящая в примерную программу по географии данный материал позволяет понять особенности России в мировой интеграции , поэтому на ее изучение в календарно-тематическом планировании отводится 4 часа. На обобщение добавлен 1 час и один час для итогового урока.




4.Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен Знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


п/п



Да-та


дата

факт.


тема урока


к-во час


дидактическое

обеспече-ние


элементы содержания, понятийный аппарат


требования к уровню подготовки

вид контроля

Дом. зад. повторение

Примечание


Место России в мире -5



1.




Введение. Что изучает «География России. Население и хозяйство».

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Практическая работа №1: «Политико- административное устройство России»

1


Карты: физическая,поли тико-административ-ная РФ

Карта полити-ко-административ-ная России, атласы.

Значение географии, как науки, в изучении окружающего мира, Задачи курса . Особенности структуры учебника

Федеральные округа, субъекты РФ

Задачи, предмет изучения, источники географической информации

Федеральные округа, субъекты РФ

Использовать источники гео- графической информации

Работать с различными источниками географических знаний

Уметь показывать на карте

Устный опрос

Тест, индив. опрос

С. 3-4 .

П.1, в-сы и задан. сообщения



2.



Географическое положение и границы России. Практическая работа №2: «Территория, географическое положение России».

1

Карта политико-административная РФ, атласы.

Особенности ГП: экономико-геогра-фическое положение, транспортно-геогра-фическое положение, политико-геогра-фическое, эколого-географическое. Границы :сухопутные и морские.

ЭГП, ТГП, ПГП России .Границы: сухопут ные и мор-кие. Работать с различными источниками географических знаний, географической картой. Знания для оценки ГП России



Беседа индивидуал. опрос

П.2, к/к



3.



Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России .

1

Политическая карта мира, политико-административная РФ, атласы

уровни географии-ческого положения России, транспортно-географическое поло-жение, геополитичес-кое, этнокультурное, эколого- географ. положение;

макроуровень, мезо- и микроуровни

уровни географического положения России, соседей России 1 и 2 порядка

сравнивать ГП России и других государств, оценивать ЭГП, ТГП


Беседа индивидуал. опрос

П.3, в-сы и задан.



4.



Государственная территория России

1

Карта: политико-административ-ная РФ. Атласы

Государственная территория, территориальные воды, экономическая морская зона

Государственную территорию РФ

Использовать источники географической информации

Знать и уметь показывать на карте территорию РФ

Индив Опрос Рабо та с карт- той

П. 4, подгот. К зачету;  Внимание! Проблема!



5.



Урок-зачет

1




тест




Население Российской Федерации -6







6.



Исторические особенности заселения освоения территории России.

1

Полити-коадминистративная карта РФ,атласы

История освоения и заселения территории России.

Основные ареалы расселения восточных славян на территории России, этапы заселения и освоения

Работать с различными источниками знаний.

Географ. объекты

Рабо- та по карточ кам,ин див опрос

П.5. сообщения



7.



Численность и естественный прирост населения

1

Атласы, таблицы учебник

Численность населения России, ее динамику. Естественный прирост России.

Численность населения России. Рождаемость, смертность, естествен-ный прирост.

Работать с различными источниками географических знаний, анализ статистических данных

Статистические данные о численности населения.строить графики динамики показателей. делать выводы.

Индив опрос. тест

П.6. сообщения, в-сы и задан.



8.



Национальный состав населения России . Пр.№ 3

Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения

1

Полити- ко-адм. Карта, таблицы

Народы России. основные языковые семьи, группы

Национальный состав населения России

Работа с различными источниками знаний

Знать национальный состав населения России

Индивопрос,рабо- та по карточкам

П.7, сообщения, в-сы и задан.



9.



Миграции населения России

1

Атласы,таблицы.учебник

Виды миграций,основные потоки миграций в разные годы

Виды миграций.причины их появления

Работать с различными источниками геознаний. География миграций ,их причины и виды

Работа по кар-точкам, ин. опр

П.8. сооб-щения  Внимание! Проблема!



10.



Городское население и сельское. Расселение населения.


1

Атласы.таблицы, учебник

Горское население и сельское. Типы населенных пунктов. Крупнейшие города. Города-миллионеры России.

Работать с различными источниками геознаний, анализ стат.данных

Населенные пункты

Анализ городского и сельского населения

Тест, индив опрос. Рабо- та по кар-точкам

П.9, вопр и задан., подготовиться к тести-рованию





11.



Повторно-обобщающий урок «Население России»

1





тест





Географические особенности экономики России - 3


12.



География основных типов экономики на территории России.

1

Атласы, таблицы учебник

Основные типы экономики России

Доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная экономика

Работа с различными источниками знаний

Знать функциональную отраслевую структуру экономики РФ

Бесе-да,ин-дивид опрос

П.10, вопр и задан.



13.



Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

1

Атласы. Учебник.таблицы

Виды природных ресурсов, прблемы их использования

Добывающая промышленност, ее проблемы. География природных ресурсов,проблемы их использо-вания. Проблемы ресурсной основы экономики РФ

Беседа,индив. опрос

П.11, вопр  Внима-ние! Про-блема!



14.



Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

1

Атласы, таблицы,период. печать

Россия в современной мировой экономике

Работа с различными источниками знаний

Место России в мировой экономики

Анализировать показатели экономического развития экономики России и стран мира

Индив опрос, работа по кар-точкам

П.12, вопр



Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география - 21


15



Научный комплекс

1

Атласы, таблицы. учебник

Научный комплекс, его отраслевая структура. Научный комплекс – вершина экономики России. География научных центров страны

Структура научного комплекса ,география научн. центров, технополисы.

Работа с различными источн. знаний

Структуру НК ,географию научных центров

Беседа. индивидопрос

П.13, вопрос и задан.



16



Машиностроительный комплекс. Роль, значение и проблемы развития машиностроения

1

Атласы. Учебник, таблицы

Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Основные факторы, определяющие размещение пред-приятий: наукоем-кость, военно-стратегический, трудоемкость,металлоемкость, специализация и кооперирование, транспортный, ориентация на пот-ребителя. География науко-, трудо- и мета-ллоемких отраслей. Региональные раз-личия в специали-зации машинострое-ния. Главные машино-строительные районы и центры.Наукоемкость ,военно-стратегический , трудоемкий ,металлоемкость .

Роль, значение и проблемы развития машиностроения. География науко-, трудо- и металлоем-ких отраслей. Регио-нальные различия в специализации машиностроения. Главные машино-строительные районы и центры

Структура МК, значение, проблемы развития факторы размещения машиностроение


Работа с различными источниками географических знаний

Индив. Опрос, тест, работа по карточкам

П.14.



17



Факторы размещения машиностроения. Пр. № 4Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого маши-ностроения по картам

1

Атласы , учебник , таблицы .

Факторы размещения машиностроения на территории России

Анализировать характеризовать факторы


Индивид . опрос ,самост. работа

П.15



18



География машиностроения

1

Карта «Машиностроение», СД-диск

Работа с различными источниками знаний

Основные отрасли, их размещение

Центры машиностроения

Фрон- тальный опрос, работа по карте

П.16, в-с 2 письменно



19



Военно-промышленный комплекс

1





П.17, в-сы и задания



20



Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Роль, значение и проблемы ТЭК.

1

Карта топливной промышленности, атласы, сд-диск

Состав, место и значение ТЭК в хозяйстве страны. Связь с другими комплексами, топливно-энергетический баланс. ТЭК и охрана окружающей среды


Место, состав, значение межотраслевых комплексов: нефтяного, газового. Угольного, электроэнергетики

Связь с другими комплексами



Находить в разных источниках и анализировать информацию необходимую для изу-чения


Исполь-зовать приоб- ретенные умения и навыки в практическ. Деятель-ности и повсед-невной жизни реше-ние практи-ческих задач по

Опреде-лению

качества

окружающей

среды

Устный опрос, индив Задания, схема


П.18, сообщения



21



Топливная промышленность.

Пр. № 5

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

1

Карта топлив-ной промышленнос-ти, атласы, сд-диск

Роль топливной промышлен-ости в хозяйстве России. Основные современные и перспективные районы добычи нефти, газа, главные угольные бассейны, проблемы их освоения. Системы нефте- и газопроводов

Устный опрос, индив зада-ния

П.19, в-сы


 Внимание! Проблема!








22



Электроэнергетика


1

Карта «Электроэнергетика России», СД-диск

Типы электростанций, их достоинства и недо-статки, факторы разме-щения. Доля различных типов электростанций в производстве электро-энергии. Крупнейшие электростанции. Нетра-диционные источники энергии. Формиро-вание энергосистем. Электроэнергетика и окружающая среда

Устн. опрос, индив задан. Работа по карт.

П.20, сообщен. Вопр 1,2,3.



23.



Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс.

1

Карта «Металлургия», коллекция «Черная металлургия», СД-диск

Отраслевой состав и значение комплексов, пропорции между ними, связь с другими межотраслевыми комплексами.

Классификация комплекса производящего конструкционные материалы, проблемы, перспективы развития

Составлять краткую характеристику отраслей.

Анализ карт «Черная металлургия», «Цветная металлургия»

облад. навыками работы со статистическими

данными

Устный опрос, индив Задания

П.21-22 сооб.



24



Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия.. Пр. № 6

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

2

Карта «Метал-лургия», коллек-ция полезных ископаемых, СД-диск

основные факторы размещения металлургических предприятий. Особенности географии российской металлургии. Черная металлургия: основные районы развития, их различия по географическому положению, уровню производства, обеспеченности сырьем, топливом и энергией, перспективы развития. Особенности цветной металлургии. География производства легких и тяжелых цветных металлов. Основные районы развития цветной металлургии и крупные металлургические центры


Анализ карты «Химическая промышленность»




Устный опрос, индивзадан

П.23 Сооб



25



Цветная металлургия.

Пр. № 7

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.


1

Карта «Метал-лургия», коллек-ция полезных ископаемых, СД-диск


П.24,

 Внимание! Проблема!




26



Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий

Пр. № 8

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

1

Карта «Химическая промышленнос-ть», коллекция «Химическое сырье», СД-диск

Состав химической промышленности, ее отличитель-ные особенности. Главные факторы размещения предприятий. Химическая промышлен-ность и охрана окружающей среды. Основные базы химической промышленности: их ресурсо- и энергообеспеченность, особенности специализа-ции, крупнейшие комплексы и центры химической промышлен-ности


Уст-ный опрос, индив.зада-ния

П.25-26, в-сы и зад.

 Внимание! Проблема!




27



Лесная промышленность

1

Карта лесная промышлен-ность,СД-диск

Лесные ресурсы России и их размещение. Состав лесной промышленности, факторы размещений ее предприятий. География лесной промышлен-ности: основные базы, лесопромыш-ленные комплексы и центры лесной промышлен-ности

Тест, индив

опрос

П.27,

 Внимание! Проблема!




28.



АПК. Состав и значение АПК.

1

Атласы. Учебник таблицы

Структура АПК

Тест, индив опрос

П.28.

 Внимание! Проблема!




29.



Земледелие и животноводство. Пр. № 9

Определение по картам основ­ных районов выращивания зерновых и тех­нических куль­тур, главных районов живот­новодства.

1

Атлас. учебник

Отрасли земледелия. Отрасли животноводства

Тест. Индив опрос

П.29. вопр сообщен.

 Внимание! Проблема!




30.




Пищевая и легкая промышленность.

1

Карта «Пищевая промышлен-ность СД-диск

Карта «Легкая промышлен-ность СД-диск

Основное назначение отраслей. Отраслевой состав и факторы размещения

Основное назначение отраслей. Отраслевой состав и факторы размещения

Устн. опрос, индив зад.

П.30.

 Внимание! Проблема!

Подготовиться к тести-рованию














31



Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта.

1

Таблицы учебник. атласы

Значение и состав, связь с другими подразделениями хозяйства. Недостаточный уровень развития третичного сектора в России

Работа с различными источниками знаний






Работа с различными источниками знаний



Составлять краткую

Географическую характеристику отрас-лей транспорта,


Анализ карт. Находить информацию о

Размещении основных отраслей хозяйства, тенденций развития.

Приводить Примеры Основных

коммуникаций и их узлов, отраслей

хозяйства

Иметь представления о различных видах загрязнения окружающей среды и их предельно допустимых мерах, предпринимаемых в случае техногенных катастроф

Индив опрос. Работа по карточкам

П.31. сообщения

 Внимание! Проблема!










32



Железнодорожный и автомобильный транспорт.


1


Карта «Транспорт России», СД-диск, стат . матери-ал

Карта «Транспорт России», статистический матери-ал табли- цы учебник, СД-диск

Транспортная система страны, роль в ней отдельных видов транспорта, Крупнейшие транспортные узлы, Влияние транспорта на размещение населения и отраслей хозяйства и окружающую среду. Проблемы.. Ж/Д транспорт, автомобильный транспорт.

Морской транспорт. Речной транспорт. Авиационный и трубопроводный транспорт. Роль связи в современном хозяйстве. Особенности географии связи в России


Устн. опрос,

индив зад.

П.32 Сообщения

 Внимание! Проблема!








33



Водный и другие виды транспорта.

1


П.33, в-сы и задания



34



Связь. Сфера обслуживания.

1

Устн. опрос, индив задан.

П.34. сообщения



35.



Межотраслевые комплексы. Обобщающий урок .

1

Экономическая карта

Обобщение и закрепление знаний о составе МОК. Факторы и принципы размещения предприятий

Характеризовать и выявлять особенности

Работа с различны ми источниками гезнаний

Контрольная работа.




Региональная часть курса.










Региональная часть курса.

36.



Районирование России

Пр.работа № 10 «Моделирование вариантов нового районирования России»

1

Атласы. таблицы

Районирование- важнейший метод географической науки. Различные виды районирова-ния. Географическое разделение труда. Районирование России: макрорегионы. Экономичес-кие районы, Проблемы .


Работа с различными источниками геозна- ний

Районирование. Экономические районы

Знать и уметь показывать на карте эконом. Районы, федеральные округа.

Бесе- да,индивид опрос

П.35. вопр сообщения




Западный макрорегион- европейская Россия - 11


37.




Общая характеристика.

Состав, исторические изменения географического положения. Общие проблемы.

1


Атласы. Учебник. таблицы

Особенности ЭГП. Проблемы Центральной России

Работа с различными источниками геознаний

Состав. Основные проблемы

Анализ карт, таблиц. период. печати

Устн. Опрос.рабо- та по карточкам

П.36

П.37. сообщения






38



Население и главные черты хозяйства

1

Атласы. Учебник. Таблиц. Периодическая печать

Население. Трудовые ресурсы.

Работа с различными источниками географическими знаниями

Особенности населения и трудовых ресурсов

Характе-ристика населения трудовых ресурсов

Индивопрос,рабо та по карточкам

П.38, в-сы и задания, презентации



39.



Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

1

Атласы. Таблицы.учебник

О Москва – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва-крупнейший транспортный узел.отрасли специализации.их география, проблемы

Работа с различными источниками геозна- ний

Особенности основных отраслей

Промышленные центры их характеристика.

Фронтальный

опрос, тест

П.39, сообщения, презентации





40



Географические особенности областей Центрального района.

1

Атласы. Учебник. таблицы




П.40, в-сы и зад. Внимание! Проблема!



41.



Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

1

Атласы, таблицы учебник.

ЭГП,населе- ние,особенности хозяйства

Работа с различными источниками геозна- ний

Особенности основных отраслей

Экономико-географическая характеристика районов

Прак- тикум

П.41. вопр и задания






Экономическая и социальная география Брянской области-10










Экономическая и социальная география Брянской области-10

1-42



Экономико-географическое положение Брянской области. Практическая работа №1 «нанести на контур границы Брянской области»

1

Административная карта Брянской области

Геополитическое и экономико-географическое положение, анализ современной экономической ситуации в Брянской области

Геополитическое и экономико-

Географическое

положение

Брянской

области население,

трудовые

ресурсы,

состав.

Значение

Промышленного и

АПК

Сравни-вать

Экономии ческие

карты РФ с

картами

природ ных

ресурсов.

Опреде лять

влияние

особенностей

природы на

жизнь и

хозяйственную

деятельность людей.


Использовать

географические знания и умения

в повседневной жизни:

адапта-ции к

условиям

проживания на

опреде-ленной

территории

Тест (повт.)

записи



2-43




Население и трудовые

Практическая работа №2 анализ таблиц 40,41,42 учебника»

1


Статистический материал

Численность населения субъекта, численность населения по отдельным городам, районам. Динамика падения и роста населения. Естест

Усный опрос, инди. зада- ния

Конспект лекции, сообщения



3-44



Особенности расселения населения.Города Брянской области. Практическая работа №3 «Определение по карте атласа «Брянская область», учебника с. 149-150 плотности и особенности размещения населения»2 рефераты «Города Брянской области»


1

таблицы

Плотность размещения населения Брянской области, размещение населения. Численность городского и сельского населения, факторы


Уст-ный опрос, инди. Зада-ния

Конспект лекции, рефераты «Города Брянской области»



4- 45



Природные условия и ресурсы Брянской области

1

Статистический мате- ри ал, таблицы Рисунки учебник

Климат. Рельеф.Воды. Природные ресурсы










Устный опрос, индивид.

Конспект, сообщения



5- 46



Хозяйство Брянской области. Промышленность

1

Атлас, учебник

ТЭК. Электроэнергетика. Топливная промышленность. Металлургия. Машиностроение. Химико-лесной комплекс

тест




6-47



Агропромышленный комплекс

1

Атлас, учебник

Структура АПК. Земледелие, животноводство, легкая, пищевая промышлен-ность

Работа с различными источниками геозна-ний

Знать основн. Отрасли АПК,их геогрфия



Устный опрос, индивид.

Повт. Тему «Население и х-во Брянской области»



7-48



Транспортный комплекс. Связь.

1

Атлас, учебник

Железнодорожный, автомобил-ный, трубопровод-ный транспорт. Связь и электронный транспорт

таблица

Записи



8 -49



Участие Брянской области во внешнеэкономических связях России

1

Атлас, учебник

Внешне-политическая деятельность

картосхема




9 - 50



Перспективы развития Брянской области

1

Периодическая печать. учебник

Основные направления развития области

Фронт опрос, индив опрос





10- 51



Повторно-обобщающий урок по географии Брянской области

1

Учебник. Периодическая печать

Повторение и закрепление знаний


Итоговый тест





52











Северо-Западный район.

1

Атласы. Учебник таблицы

Состав. ЭГП. Население, хозяйство. Специализация на станкостроении, судостроении, приборостроении. Экономические , социальные и экологические проблемы. СЭЗ «Янтарь»

Работа с различными источниками геознаний

Бесе- да,ра-бота по кар точкам

П.42, сообщения, презентации

 Внимание! Проблема!




53



Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Хозяйство.

1

Атласы, учебник, таблицы

ЭГП, особенности природного потенциала, населения, хозяйства

Эгп,население отрасли специализации

Индив опрос, тест

П.43-45



54



Европейский Юг- Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство.

1

Атласы, учебник, таблицы

ЭГП,природ- ный потенциал, население, особенности хозяйства

ЭГП,природный потенциал,население, отрасли специализации

Тест, работа по карточкам

П.46-48

 Внимание! Проблема!




55



Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Практич.работа№11 : Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского юга Поволжья

1

Атласы, учебник, таблицы

ЭГП, природный потенциал, население, хозяйство

ЭГП, природные ресурсы и условия, населе-ние, хозяйство

Тест, индивид. Опрос

работа по карточкам

П.49-51

 Внимание! Проблема!




56



Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Практич. Работа №12 : Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем

1

Атласы, учебник, таблилы

ЭГП, природные ресрсы и условия,насе-ление,хозяйство

ЭГП,природный потенциал,население, хозяйство

Тест, фрон-таль-ный опрос

П.52-54, в-сы с.237



57



Повторно-обобщающий урок «Западный макрорегион»

1






Итоговый тест

.







Восточный макрорегион-азиатская Россия -5



58



Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

1






Атласы, учебник, таблицы

Различия по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона

Этапы, проблемы,перспективы экономического развития

Рабо- та с учебником, картами

П.55-56. Таблица



59



Западная Сибирь.

Практич. работа № 13: Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

1

Атласы ,учебник таблицы

ЭГП, обенности природного потенциала, населения, хозяйственно-го комплекса

Работа с различными источниками геознаий

ЭГП,природные условия и ресурсы население, отраслевая специализация хозяйства

Характеризо вать особенности хозяйства Западной Сибири

Индивопрос, рабо- та по карточкам, тест

П.57,

 Внимание! Проблема!

сообщен.



60



Восточная Сибирь. Практич.работа №14: Составление характеристики Норильского промышленноо узла.

1

Атласы, учебник, таблицы

ЭГП,особенности природы, население, хозяйство, его проблемы

ЭГП, природа, население, хозяйство

Индив опрос, работа по карточкам, тест

П.58.

В-сы и задания



61



Дальний Восток

1

Атласы, учебник, таблицы

ЭГП, природный потенциал, население, хозяйство

ЭГП, природа, население, хозяйство

Тест, индив опрос, работа по карточкам

П.59. вопр.

 Внимание! Проблема!

Подготов. К тестиров.



62



Повторно-обобщающий урок «Восточный макрорегион»

1





Итоговый тест



Россия в современном мире (4 часа)




63



Страны нового зарубежья.СНГ.


1

Атласы, материалы периодической печати

Образование новых независимых государств. СНГ.

Государства ближнего и дальнего зарубежья. СНГ.

Бесе- да, работа по кар-точкам

Записи, сообщ.



64-65



Объекты мирового и культурного наследия России

2

Атласы, материалы период. печати

Место России в экономике стран СНГ и Балтии.

Работа с различными источниками знаний

Индив опрос.работа по карточк

Презентации



66



Место России среди стран мира

1

Атласы, материалы периодической печати

Место России среди стран мира. Куль-турные, политичес-кие, экономические связи России

Место России среди стран мира

Эвристическая бесе- да

Консп. лекции



67



Обобщающее повторение

1





Подготовиться к тестированию



68



Промежуточная годовая аттестация в форме тестирования

1




тест




69



Повторно-обобщающий урок

1








70



Итоговый урок

1













6.Информационно - методическое обеспечение



Базовый учебник

В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2011


Методическое пособие для ученика

1.Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009. 2. География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.


Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  1. Амбарцумова Э.М., Татур А.О. – Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, 9 кл. – М.: Интеллект-центр, 2005.

  2. Барабанов В.В. - Тематич. тестовый контроль, 9 кл. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

  3. Евдокимов В.И. - Тесты по географии России к учебнику В.П. Дронова - М.: Экзамен, 2009.

  4. Крылова О.В. – Сборник тестовых зданий для подготовки к итоговой аттестации по географии за курс основной школы – М.: Новый учебник, 2008.

  5. Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. - Дидактические карточки-задания по географии. 9 кл.:к учебнику под ред. Алексеева - М.: Экзамен, 2011.

Учебно-методические пособия

для учителя

  1. Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. - География. ГИА-2009, 9 класс – М.: Астрель, 2009.

  2. Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса, 2003.

  3. Баринова И.И., Дронов В.П. – Рабочая тетрадь: Хозяйство и географические р-ны, 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

  4. Болотникова П. В. -Готовимся ЕГЭ: тесты, 9-10 кл. - Волгоград: Учитель, 2003.

  5. Воробцова Т.П. - Поурочные планы 9 кл. (по уч. В.Л. Дронова) - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.

  6. Жижина Е.А. – Поурочные разработки – 9 кл. – М.: Вако, 2005.

  7. Моргунова А.Б. – Олимпиадные задания по географии, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.

  8. НовенкоД. В. - География: Справочные материалы.9 кл. - М.: АСТ. Астрель, 2002.

  9. Сидоров М. К. – Соц. – экономич. география РФ: сборник картосхем- М.: Дрофа, 2005.

  10. Элькин Г.Н. - Поурочное планирование, 9кл. - СПб.: Паритет, 2001, 2002.

Справочная

литература


  1. Арефьев И.П. – Экономика России в опорных схемах и таблицах – М.: НЦ ЭНАС, 2005.

  2. Замятин Д.Н - Пространства России (хрестоматия) - М.: МИРОС 1994.

  3. Лобченкова Т.Ю. Самые знаменитые путешественники России. – М.: Вече, 2001.

  4. Плисецкий Е.Л. – Соц. - экономич. география РФ – Справочное пособие в таблицах, схемах, картах – М.: Дрофа, 2004.

  5. Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словарик-справочник школьника. – Спб.: Литера, 2009.

Электронные ресурсы

www.georus.by.ru

  1. www.ecosystema.ru

  2. http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.



40



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по географии 9 класс ФГОС

Автор: Тарола Лилия Рафаиловна

Дата: 12.11.2021

Номер свидетельства: 591134

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Рабочая программа 6 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia_proghramma_6_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "384133"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1485438756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 5 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "136694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417169619"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства