Рабочая программа разработана на основе федерального государственного стандарта второго поколения,авторской программы Е.М. Домогацких - издание М.: ООО "Русское слово",2013 г к учебнику Е.М. Доммогацких,Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова.
Структура рабочей программы:
1. титульный лист
2. Пояснительная записка. в которой конкретизируется общие цели ООО с учётом специфики учебного предмета;.
3. Общую характеристику учебного предмета;
4. Описание места учебного предмета;
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
6. Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения предмета;
7.Содержание учебного предмета;
8.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
9. Контроль предметных результатов;
10. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся;
11. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
На изучения географии в 5 классе отводится 34 часа(1 час в неделю). Материал курса сгруппирован в 5 разделов. Первый тематический раздел -"Наука география"- знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки. а также содержит сведения о методах географических исследований. Материал второго раздела - "Земля и её изображения" не только сообщает обучающимся информацию об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли. о способах её изоображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел "История географических открытий". Цель разделаостроен на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. при изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвёртый раздел- "Путишествие по планете Земля"- призван первично познакомить обучающихся с особенностями природы материков и океанов. Пятый раздел учебника -"Природа Земли" - знакомить обучающихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Особая роль курса 5 класса заключается в формированиипервичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основной рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС ООО »
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор МБОУ ЕСОШ Заместитель директора по УВР
__________ А.В. Егоров __________ И.В. Павленко
Приказ №___от «____ » ____________ 2015 г.
«______» ___________ 2015 г.
Программа учебного предмета
Учебного предмета «География», 5 класса
Учителя МБОУ ЕСОШ Павленко И.В.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №______ от
«___»_____2015г
2015-2016 учебный год
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры — одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Рабочая программа разработана на основе «Программы курса географии 5-9 классы », автор-составитель. Е. М.Домагацких «Русское слово»,2013г. К учебнику Е. М.Домагацких, Э.Л.Введенского, А.А. Плешакова. Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Базовый уровень.
Цели и задачи данной программы:
• планирование изучения курса «Введение в географию» в 5классе, базовый уровень, по ФГОС;
Конкретизация содержания, объема теоретического и практического материала, изучаемого в нашей школе;
Определение форм и сроков контроля;
Определение видов учебной деятельности при изучении курса.
Курс изучается 34 часа, по 1 уроку в неделю. Особенность преподавания географии: на контрольные и практические работы отдельно часы не выделяются.
Нормативные правовые документы на основе которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273Ф «Об образовании в РФ»;
Приказ Министерства образования от17.12.2010г. №1897 “Об утверждении ФГОС ООО»
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ЕСОШ составлена на основе примерной ООО протокол № 1/15 от 8.04.2015г
Федеральный перечень учебников, рекомендуемый Мин. Образования РФ на2013-2014 уч. год;
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная, фронтальная;
Коллективная: парная и групповая;
Уроки с элементами практической работы с картами, графическим материалом, приборам.
Уроки – беседы, уроки – диалоги; прогнозирование и проектирование.
Виды деятельности обучающихся:
Работа с книгой, приборами.
Работа с картой.
Работа с различными источниками информации.
Нанесение объектов на контурные карты.
Составление схем, таблиц.
Рефлексия;
Практические работы на местности.
Формы текущего контроля:
Тесты по крупным темам;
Географические диктанты по карте.
Работа с контурными картами;
Проекты.
Проверка географической терминологии и номенклатуры;
II Общая характеристика учебного предмета «Введение в географию»
Содержание программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 34 часа соответственно (1 час в неделю).
Материал курса 5 класса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел — «Наука география» — знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел — «История географических исследований» — знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел — «Путешествие по планете Земля» — призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника — «Природа Земли» — знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
III Место учебного предмета «Введение в географию» в учебном плане.
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы , населенияи хозяйства на различных уровняхпознания. Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию» (5кл.), «Физическая география» (6кл.), «Материки и океаны» (7кл.), «Физическая география России» (8кл.), «Население и хозяйство России» (9кл.). Курс «Введение в географию» освещает темы, которые помогутшкольникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоении территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
Курс в 5 классе изучается 34 часа, 1час в неделю.
Распределение часов разделов примерной программы по классам-параллелям.
№п/п
Раздел
Всего часов
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
1
География Земли
105
1.1
Источники географической информации
31
19
4
4
1.2
Природа Земли и человек
56
12
29
16
1.3
Материки, океаны, народы и страны
43
-
43
2
География России
2.1
Особенности географического положения России
19
-
-
13
6
2.2
Природа России
47
-
-
47
-
2.3
Население России
14
-
-
2
12
2.4
Хозяйство России
19
-
-
19
2.5
Регионы России
22
-
-
22
2.6
Россия в современном мире
4
-
-
4
2.7
География своей области
-
-
-
-
-
-
31
33
59
66
63
Резерв
4
2
11
4
7
Итого
245
34
34
68
68
68
IV Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- осознание себя как члена общества (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона)
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства
- осознание целостности географической среды
гармонично развитые социальные чувства и качества
- патриотизм, принятие духовных и нравственных ценностей
- любовь к своему Отечеству
- толерантное отношение к народам и странам мира
- уважение к природе, истории культуры, традициям российского и других народов
- осознание необходимости сохранения и рационального использования окружающей среды
V Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатами освоения учениками программы по географии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать (понимать):
• форму и размеры Земли;
• полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
• маршруты географических исследований и путешествий;
• анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
• использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
• определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
• приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры, показывающие роль географической науки;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления;
• создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
• строить простые планы местности;
• формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
• читать географические карты, планы.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:
тестовый контроль,
проверочные работы,
топографические и географические диктанты,
индивидуальный и фронтальный опросы,
работы с контурными картами
Программа предусматривает с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся развитие их самостоятельности при изучении географии.
VI СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ» 5 КЛАСС (34 ЧАСА)
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
уметь выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
уметь добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Описание учебного кабинета географии
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Земля – планета Солнечной системы. Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Итоговые задания по теме раздела «Земля и ее изображение», тестирование
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара,эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон, Эратосфен
Основные образовательные идеи:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
определяет степень успешности выполнения своей работы и других учащихся;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
последовательность планет Солнечной системы
местоположение объектов относительно сторон горизонта
сравнение свойств географической карты и плана местности;
определение направлений на плане и карте.
Практические работы:
Проделать опыт по получению тени;
Организация наблюдений за погодой, фенологические наблюдения;
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности;
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Итоговый урок по разделу «История географических открытий», тестирование
Учебные понятия:
путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
организовывать самостоятельный поиск информации для решения задач;
выявлять причинно-следственные связи;
развивать смысловое чтение;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
развивает исследовательские учебные действия;
уметь аргументировать свою позицию;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (9часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов и морей. Движения воды в океане. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Контрольная работа по теме» Мировой океан»
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
планировать свою деятельность под руководством учителя;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов;
выявлять причинно-следственные связи;
уметь назвать существенные признаки объектов и явлений;
владеть исследовательскими учебными действиями;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Географические особенности природы материков и океанов.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Выполнение творческих заданий «Путешествие по планете Земля»
Тема 5. Природа Земли (4 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Итоговая контрольная работа по курсу 5 класса
Полевой практикум. Экскурсия «Встреча с природой»
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
называть существенные признаки объектов и явлений;
определение и изучение явлений в природе на основе субъектного наблюдения;
уметь выделять и акцентировать ключевые мысли, обобщение знаний;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
понятие о географической оболочке Земли;
определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
VII Тематическое планирование основных видов учебной деятельности «Введение в географию» 5 класс.
Раздел
Содержание учебного предмета
Количество часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные умения
УУД
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
I.Наука география
География как наука. Предмет географии.
Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
2
Объяснять:
-специфику географии как науки;
-специфику методов географических исследований.
Определять:
-отличительные особенности географических методов исследования;
-рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к предмету
Определяет цель учебной деятельности
Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста
Умеет слушать, не перебивая. Умеет вести диалог
Умеет добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, умение доводить дело до конца
Умеет называть свои ошибки, самооценка
Знакомство с разными способами получения и представления информации (вербальным, графическим, аналитическим)
Умеет аргументировать свою позицию, приводит в подтверждение факты и убеждать другого человека
II. Земля и её изображение
Земля – планета Солнечной системы.
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Форма, размеры и движение Земли.
Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.
Компас.
Ориентирование на местности.
5
Объяснять:
- особенности формы и размеров Земли;
- свойства географической карты и плана местности;
- географические следствия вращений Земли.
Определять:
- отличительные особенности изображений земной поверхности;
- направления на карте и плане;
-стороны горизонта.
Способность устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
Определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Развивает исследовательские учебные действия
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Ответственность при выполнении заданий
Определяет степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников
Планирует
свою деятельность под руководством учителя;
выявляет причинно-следственные связи;
определяет критерии для сравнения фактов, явлений
Выслушивает и объективно оценивает другого;
умеет вести диалог, вырабатывает общее решение.
Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов
Умеет приводить аргументы
Выявляет причинно-следственные связи;
чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов. Речевая культура
Умеет взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли
Проявляет ответственность при выполнении заданий
Составляет план выполнения данного задания под руководством учителя
Определяет направления по компасу. Изучает строение компаса.
Работает в группе, оценивает совместные действия
Итоговые задания по теме раздела «Земля и ее изображение»
Проявляет интерес к выполнению разных заданий
Контролирует, корректирует и оценивает
Умеет использовать географическую информацию для решения заданий
Умеет планировать свое речевое поведение
Выслушивает и объективно оценивает другого;
умеет вести диалог, вырабатывает общее решение.
Раздел III История географических открытий
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки.
География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
14
Объяснять:
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- влияние путешествий на развитие географических знаний.
Определять:
- причины и следствия географических путешествий и открытий;
маршруты путешествий
Умеет вести диалог, вырабатывает общее решение
Определяет цель учебной деятельности и строит
действия в соответствии с целью
Самостоятельно ведет поиск информации для решения задачи
Аргументирует свою позицию, приводит факты
Выявляет причинно-следственные связи;
Определяет степень успешности выполнения своей работы и одноклассников
Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста
Умеет передавать содержание в сжатом виде
Планирует свою деятельность под руководством учителя;
Выполняет действия по задуманному плану
Умеет называть существенные признаки объектов и явлений,
работает с текстом и атласом
Умеет брать на себя инициативу в организации совместных действий
Имеет представление о других культурах, религиях, языках
Умеет объяснять, что сделал правильно, что сделал неправильно, и приводит аргументы
Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста
Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека
Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов
Умеет пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки
Умеет называть существенные признаки объектов и явлений
Представляет информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Умеет критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту
Знает и умеет адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны
Оценивает свои силы и возможности для выполнения заданий
Развивает навыки выбора данной информации из Интернета и текста учебника для сообщения
Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Итоговый урок по разделу «История географических открытий», тестирование
Знает и умеет адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны
Умеет исправлять ошибки при повторном выполнении задания
Выполняет письменные задания разного характера
Раздел IVПутешествие по планете Земля
Мировой океан и его части. Характеристика океанов и морей. Движения воды в океане. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
9
Объяснять:
- географические особенности природы и населения матери ков и океанов;
- особенности взаимодействия океана и суши;
- значение Мирового океана.
Определять:
- специфику природы и населения материков;
- характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Умеет добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, умеет доводить дело до конца
Оценивает свои силы и возможности для выполнения заданий
Преобразовывает модели с целью выявления общих законов
Умеет распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
Проявляет ответственность, обязательность при выполнении заданий
Умеет проследить связь между результатом и начальным замыслом действий
Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста
Уровень речевой культуры
Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Контрольная работа по теме» Мировой океан»
Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов
Оценивает свои силы и возможности для выполнения задачи
Умеет назвать существенные признаки объектов и явлений
Раздел VПрирода Земли
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
4
Cтавить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
называть существенные признаки объектов и явлений;
определение и изучение явлений в природе на основе субъектного наблюдения;
уметь выделять и акцентировать ключевые мысли, обобщение знаний;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Знает основные принципы и правила отношения к природе. Осознание ответственности человека за общее благополучие.
Изучает явления в природе на основе субъективного наблюдения
Умеет выстраивать речевые высказывания и составляет тексты в устной и письменной формах. Называет существенные признаки объектов и явлений
Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Знает основные принципы и правила отношения к природе. Осознание ответственности человека за общее благополучие.
Изучает явления в природе на основе субъективного наблюдения
Умеет выстраивать речевые высказывания и составляет тексты в устной и письменной формах. Называет существенные признаки объектов и явлений
Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Итоговая контрольная работа по курсу 5 класса
Умеет добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, доводит дело до конца
Оценивает свои силы и возможности для выполнения заданий
Умеет сравнивать объекты по существенным признакам. Делать выводы
Определяет общую цель, пути ее достижения
Полевой практикум. Экскурсия «Встреча с природой»
Выполняет здоровьесберегающие и безопасные правила поведения в полевых условиях
Выделяет и осознает , что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения материала
Умеет сравнивать объекты по существенным признакам.
Находит в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого)
Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий
VIII Контроль предметных результатов
Вид работ
1 четверть
2четверть
3четверть
4четверть
Итого
Входная диагностика
Тестовый контроль
Итоговые задания по теме раздела «Земля и ее изображение»,
1
Контрольная работа
По теме «Эпоха Великих географических открытий»
1
Контрольная работа
Итоговый урок по разделу «История географических открытий»
1
Контрольная работа
По теме «Мировой океан»
1
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
1
Всего
5
IХ Календарно-тематическое планирование основных видов учебной деятельности
«Введение в географию» 5 класс, 34 часа.
№
Тема урока
Кол-во часов
Виды деятельности учащихся
Дата проведения
План
Факт
Раздел 1 Наука география -2 часа
1
1.Что такое география. Входная диагностика
Пр/р №1 Составить схему наук о природе
1
Составить схему наук о природе
Знать: географический объект
Уметь: приводить примеры географических объектов своей местности
3.09
2
2.Методы географических исследований.
Пр/р№2 Составить описание учебного кабинета географии
Пр/р№3Организация наблюдений за погодой
1
Составить описание учебного кабинета географии
Знать: методы географических исследований. Что такое картография
Уметь: работать с источниками географических знаний
Оценивать: прогноз погоды по народным приметам
10.09
Раздел II. Земля и её изображение (5 ч)
3
1.От плоской Земли к земному шару
1
Проделать опыт по получению тени
Знать: тела Солнечной системы, доказательства шарообразности Земли
Уметь: самостоятельно получать географическую информацию
17.09
4
2.Форма, размеры и движения Земли
1
Фенологические наблюдения в природе
Знать: планеты Солнечной системы, форму, размеры, движения Земли
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.
24.09
5
3.Глобус и карта
Пр/р №1 Составление сравнительные характеристики разных способов изображения земной поверхности
1
Составить сравнительные характеристики разных способов изображения земной поверхности. Таблица
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения
1.10
6
4.Ориентирование на местности на территории школы
Пр/р№2 Определение с помощью компаса сторон горизонта.
1
Определить стороны горизонта с помощью компаса.
Знать понятия: компас, румбы
Уметь: самостоятельно получать географическую информацию
8.10
7
5.Итоговые задания по теме раздела «Земля и ее изображение»
1
Определять направления по компасу. Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки, показывать полушария Земли.
15.10
Раздел III История географических открытий (12 часов)
8
1.По следам путешественников каменного века
1
На к/ к нанести объекты и путь Тура Хейердала
Знать: результаты путешественников каменного века; номенклатуру географических объектов
Уметь: читать карту, работать с дополнительными источниками, объяснять явления
22.10
9
2.Путешественники древности
1
На к/к подписать географические объекты, заполнить таблицу
Знать: географические открытия древности, понятия
Уметь: описывать географические объекты и явления, анализировать информацию; работать с картографическим материалом, систематизировать знания в таблице
29.10
10
3.Путешествия морских народов
1
В тетради заполнить таблицу
Знать: географические особенности природы, имена путешественников
Уметь: составлять краткую географическую характеристику территорий, самостоятельный поиск информации
12.11
11
4.Первые европейцы на краю Азии
1
Обозначить на
к/ к маршрут путешествий, географические объекты, работа с таблицей
Знать: кто такой Марко Поло; результаты выдающихся географических открытий и путешествий
Уметь: выделять существенные признаки географических объектов и явлений
19.11
Кон 1 чет
12
5.Хождение за три моря
1
На к/к указать географические объекты
Знать: кто такой Марко Поло; результаты выдающихся географических открытий и путешествий
Уметь: выделять существенные признаки географических объектов и явлений
03.12
13
6.Морской путь в Индию
1
Проанализировать ситуации, сделать вывод
Знать: что такое эпоха Великих географических открытий; понятия
Уметь: собирать, анализировать информацию, строить творческие картосхемы; выступать с помощью презентаций
10.12
14
7.Открытие Америки
1
Работа по картам атласа и в к/к. В тетрадь выписать географические объекты
Знать: кто открыл Америку? Географические понятия, термины, природные объекты; результаты географических открытий
Уметь: работать с информацией
17.12
15
8.Первое кругосветное плавание
1
Работа с таблицей в тетради; Работа по картам атласа и в к/к
Знать: кто совершил первое кругосветное путешествие? основные понятия, природные объекты
Уметь: анализировать информацию, составлять краткую характеристику разных территорий
24.12
Кон 2 четв
16
9.Контрольная работа по теме «Эпоха Великих географических открытий»
1
Тесты
Знать: результаты выдающихся географических открытий, географическую номенклатуру
Уметь: обобщать знания
14 .01
17
10.Открытие Южного материка
1
По картам атласа определить особенности ГП
Знать: что такое Неизвестная Южная Земля? Кто открыл Австралию? Понятия, природные объекты
Уметь:
анализировать картографический материал
21.01
18
11.Поиски Южной земли продолжаются
1
Задания с использованием карт атласа, текста и таблицы
Знать: русских путешественников в исследовании Земли; имена первопроходцев своего края
Уметь: анализировать картографический материал, систематизировать знания в таблице
28.01
19
Русские путешественники. Географические исследования Красноярского края
1
Задания с использованием карт атласа, текста и таблицы
Знать: русских путешественников в исследовании Земли; имена первопроходцев своего края
Уметь: анализировать картографический материал, систематизировать знания в таблице
04.02
20
13.Вокруг света под русским флагом
1
Анализ путешествий, ответить на проблемные вопросы
Знать: кто из российских мореплавателей совершил первое кругосветное плавание; кто открыл Антарктиду?; понятия