Применение инструктивных карт и опорных листов на уроках географии
Применение инструктивных карт и опорных листов на уроках географии
Представлен материал по применению инструктивных карт и опорных листов на уроках географии. Описанные материалы помогут организовать педагогам общеобразовательных учреждений более прочное усвоение учебного материала обучающимся с разным уровнем учебной мотивации. В работе показан образец выполнения практической работы в седбмом классе по описанию характеристики реки Нил с применением инструктивной карты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предмет География предусматривает изучение терминов, понятий, законов, а также освоение ряда практических умений и навыков: работа с картой, планом местности, компасом, контурными картами, диаграммами, профилями, коллекциями горных пород и т.д. Именно в этом предмете теоретическая и практическая часть взаимодополняют друг друга. Так, освоить понятия масштаб, географические координаты, азимут, роза ветров, горные породы и многое другое, без специальных практических работ не возможно. Выполнение любых практических работ, в том числе и по географии, требуют опоры на инструкции и алгоритмы.
Практическая работа № 3 (7 кл)
«Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит)»
Ход работы:
Инструктаж выполнения работы.
Работа выполняется по следующему плану:
Используя карту атласа "Строение земной коры", определите, в каком направлении и с какой скоростью движется каждая литосферная плита.
Назовите регионы Земли, где происходит расхождение, а где столкновение (сжатие) литосферных плит.
Какие формы рельефа образуются в местах расхождения и столкновения литосферных плит?
Предположите, как будут размещаться материки и океаны через много миллионов лет.
Сделайте схематически рисунок расположения материков и океанов в далёком будущем
Для практических работ необходимы инструкции, по которым ученики могут выполнить задания либо подготовиться к практической работе. Инструктивные карты это карты-задания, материалы для освоения практических умений и навыков по географии .
Иногда в инструкциях содержится не только алгоритм работы, но также примеры, как правильно выполнить задания. Это особо важно для организации и успешного выполнения работы детьми с низким уровнем учебной мотивации.
В некоторых инструктивных картах имеются наглядности виде рисунков, схем, таблиц, диаграмм, которые предназначены для зрительного восприятия задания, либо его выполнения.
Дебунджа
Аддис –Абеба
Практическая работа №12
«Определение типов климата Африки по климатограммам»
Ход работы:
Инструктаж выполнения работы учащимися.
По приведённым в атласе климатограммам ( стр. 15 учебника) определите тип климата городов Аддис -Абеба, Алжир, Валлен и Дебунджа, обосновав свой ответ по годовому ходу температуры воздуха и выпадения осадков. Решение:
Аддис-Абеба – субэкваториальный
Дебунджа – экваториальный
Алжир – субтропический
Валлен – тропический
Алжир
Валлен
Работа учащихся с инструктивными картами
На первых уроках географии в шестом классе знакомлю ребят с требованиями и порядком работы по инструктивным картам, объясняю особенности выполнения практических работ по географии. Первые две-три работы на уроках-практикумах задания с учащимися выполняем вместе. К концу первого полугодия, как правило, шестиклассники осваивают приемы работы по инструкциям. Наличие инструкций позволяет ученику выполнить практическую работу не только на уроке, но и дома.
Практическая работа № 14 (7 кл)
«Составление характеристики одной из рек Африки по плану».
Ход работы:
Инструктаж порядка выполнения практической работы:
Используя карты атласа, текст учебника, справочную и дополнительную литературу, дайте характеристику одной из рек Африки по следующему плану:
План характеристики реки:
В какой части материка находится река;
К бассейну какого океана относится река;
Длина реки и направление её течения;
Местонахождение истока реки;
Куда впадает река, вид устья;
Крупнейшие левые и правые притоки;
Характер течения реки, наличие порогов и водопадов;
Основные типы питания и режим реки;
Крупные города, расположенные на реке;
Использование реки человеком.
Образец выполнения практической работы №14 (7 класс)
Нил – самая длинная река в мире, протекает в северо-восточной части Африки.
Относится к бассейну Атлантического океана.
Длина Нила – 6671 км с притоком Кагерой. Протекает через озеро Виктория и, выйдя из него , на всем своем протяжении до устья течет в северном направлении.
Исток находится на Восточно-Африканском плоскогорье южнее экватора и западнее озера Виктория.
Впадает Нил в Средиземное море, образуя в устье большую дельту.
Слева в Нил впадает Эль-Газаль, справа – Асва, Собат, Голубой Нил, Атбара.
В верхнем и среднем течении Нил пересекает плоскогорья и возвышенности и только севернее 20º с.ш. выходит на узкую низменность, которая тянется вдоль его русла. Поэтому, в верхнем и среднем течении на реке много порогов и водопадов, образующихся на твердых кристаллических породах. В нижнем течении река спокойна.
Основной тип питания реки – дождевой. Истоки Нила в экваториальном климатическом поясе, где обильные дожди весь год питают Нил. Дожди и озеро Виктория дают Нилу столько воды, что, протекая по области субэкваториального климатического пояса, даже в летний сухой и жаркий период Нил не пересыхает и не мелеет. Да и в тропическом поясе Нил полноводен, т.к. принимает свой правый приток – Белый Нил, который берет свое начало в озере Тана на Эфиопском нагорье, где осадков выпадает до 2000 мм в год.
На реке расположены крупные города Джуба, Хартум, Асуан, Каир, Александрия.
Вода Нила используется для орошения, выработки электроэнергии на ГЭС, ловли рыбы, водопоя скота, работы промышленных производств, в нижнем течении -- для судоходства.
Вопросы команде «Географы»:
Определите, на каком материке лежат горы и в каком направлении протянулись?
Определите протяженность в километрах______________________________
Определите ширину Урала в километрах_______-------------____________________
Название Уральских гор с древности до наших времен _______________________
Самая высокая вершина Урала и ее высота_________________________________
Вопросы команде «Историки»:
Какие народы в древности населяли Урал? ____________________________________________________________________
Где появились первые русские поселения на Урале? Чем занимались эти люди? _________________________________________________ ___________________
После какого исторического события количество русских переселенцев на Урале увеличилось? Как изменились основные занятия людей? _________________________________________________________________________
Чем отличается XVIII век в истории развития Урала? Кто из ученых занимался его описанием? ________________________________________________________________________
Кто проводил геологические исследования Урала в XIX веке? _________________________________________________________________ ___
Вопросы команде «Промышленники»:
Почему Урал называют подземной кладовой страны? ___________________________
Сколько минералов и месторождений найдено на Урале? ________________________________________________________________________
Как образовались Уральские горы? _________________________________________
Что является основным богатством Урала? ___________________________________
Назовите крупные месторождения:
железных и сопровождающих руд____________________________