kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение инструктивных карт и опорных листов на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал по применению инструктивных карт и опорных листов на уроках географии. Описанные материалы помогут организовать педагогам общеобразовательных учреждений более прочное усвоение учебного материала обучающимся с разным уровнем учебной мотивации. В работе показан образец выполнения практической работы в седбмом классе по описанию характеристики реки Нил с применением инструктивной карты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение инструктивных карт и опорных листов на уроках географии »

Инструктивные карты на уроках географии Выполнила учитель МБОУ Красночабанской СОШ №14 Игнатенко И.А.

Инструктивные карты на уроках географии

Выполнила учитель МБОУ Красночабанской СОШ №14 Игнатенко И.А.

Предмет География предусматривает изучение терминов, понятий, законов, а также освоение ряда практических умений и навыков: работа с картой, планом местности, компасом, контурными картами, диаграммами, профилями, коллекциями горных пород и т.д. Именно в этом предмете теоретическая и практическая часть взаимодополняют друг друга. Так, освоить понятия масштаб, географические координаты, азимут, роза ветров, горные породы и многое другое, без специальных практических работ не возможно. Выполнение любых практических работ, в том числе и по географии, требуют опоры на инструкции и алгоритмы.

Предмет География предусматривает изучение терминов, понятий, законов, а также освоение ряда практических умений и навыков: работа с картой, планом местности, компасом, контурными картами, диаграммами, профилями, коллекциями горных пород и т.д. Именно в этом предмете теоретическая и практическая часть взаимодополняют друг друга. Так, освоить понятия масштаб, географические координаты, азимут, роза ветров, горные породы и многое другое, без специальных практических работ не возможно. Выполнение любых практических работ, в том числе и по географии, требуют опоры на инструкции и алгоритмы.

Практическая работа № 3 (7 кл)  «Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит)»    Ход работы: Инструктаж выполнения работы.  Работа выполняется по следующему плану: Используя карту атласа

Практическая работа № 3 (7 кл)

  • «Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит)»

 

Ход работы:

Инструктаж выполнения работы.

Работа выполняется по следующему плану:

Используя карту атласа "Строение земной коры", определите, в каком направлении и с какой скоростью движется каждая литосферная плита.

Назовите регионы Земли, где происходит расхождение, а где столкновение (сжатие) литосферных плит.

Какие формы рельефа образуются в местах расхождения и столкновения литосферных плит?

Предположите, как будут размещаться материки и океаны через много миллионов лет.

Сделайте схематически рисунок расположения материков и океанов в далёком будущем

  •  

Для практических работ необходимы инструкции, по которым ученики могут выполнить задания либо подготовиться к практической работе. Инструктивные карты это карты-задания, материалы для освоения практических умений и навыков по географии .

Иногда в инструкциях содержится не только алгоритм работы, но также примеры, как правильно выполнить задания. Это особо важно для организации и успешного выполнения работы детьми с низким уровнем учебной мотивации.  В некоторых инструктивных картах имеются наглядности виде рисунков, схем, таблиц, диаграмм, которые предназначены для зрительного восприятия задания, либо его выполнения. Дебунджа  Аддис –Абеба  Практическая работа №12  «Определение типов климата Африки по климатограммам»   Ход работы: Инструктаж выполнения работы учащимися. По  приведённым  в  атласе  климатограммам  ( стр. 15 учебника)   определите  тип  климата  городов  Аддис -Абеба,  Алжир,  Валлен  и  Дебунджа,  обосновав свой ответ по  годовому  ходу  температуры  воздуха  и  выпадения  осадков. Решение: Аддис-Абеба – субэкваториальный Дебунджа – экваториальный Алжир – субтропический Валлен – тропический   Алжир  Валлен

Иногда в инструкциях содержится не только алгоритм работы, но также примеры, как правильно выполнить задания. Это особо важно для организации и успешного выполнения работы детьми с низким уровнем учебной мотивации.

В некоторых инструктивных картах имеются наглядности виде рисунков, схем, таблиц, диаграмм, которые предназначены для зрительного восприятия задания, либо его выполнения.

Дебунджа

Аддис –Абеба

Практическая работа №12

«Определение типов климата Африки по климатограммам»

  Ход работы:

Инструктаж выполнения работы учащимися.

По  приведённым  в  атласе  климатограммам  ( стр. 15 учебника)   определите  тип  климата  городов  Аддис -Абеба,  Алжир,  Валлен  и  Дебунджа,  обосновав свой ответ по  годовому  ходу  температуры  воздуха  и  выпадения  осадков. Решение:

Аддис-Абеба – субэкваториальный

Дебунджа – экваториальный

Алжир – субтропический

Валлен – тропический

 

Алжир

Валлен

Работа учащихся с инструктивными картами

На первых уроках географии в шестом классе знакомлю ребят с требованиями и порядком работы по инструктивным картам, объясняю особенности выполнения практических работ по географии. Первые две-три работы на уроках-практикумах задания с учащимися выполняем вместе. К концу первого полугодия, как правило, шестиклассники осваивают приемы работы по инструкциям. Наличие инструкций позволяет ученику выполнить практическую работу не только на уроке, но и дома.

Практическая работа № 14 (7 кл)

«Составление характеристики одной из рек Африки по плану».

  Ход работы:

Инструктаж порядка выполнения практической работы:

Используя карты атласа, текст учебника, справочную и дополнительную литературу, дайте характеристику одной из рек Африки по следующему плану:

План характеристики реки:

В какой части материка находится река;

К бассейну какого океана относится река;

Длина реки и направление её течения;

Местонахождение истока реки;

Куда впадает река, вид устья;

Крупнейшие левые и правые притоки;

Характер течения реки, наличие порогов и водопадов;

Основные типы питания и режим реки;

Крупные города, расположенные на реке;

Использование реки человеком.

Образец выполнения практической работы №14 (7 класс)

Нил – самая длинная река в мире, протекает в северо-восточной части Африки.

Относится к бассейну Атлантического океана.

Длина Нила – 6671 км с притоком Кагерой. Протекает через озеро Виктория и, выйдя из него , на всем своем протяжении до устья течет в северном направлении.

Исток находится на Восточно-Африканском плоскогорье южнее экватора и западнее озера Виктория.

Впадает Нил в Средиземное море, образуя в устье большую дельту.

Слева в Нил впадает Эль-Газаль, справа – Асва, Собат, Голубой Нил, Атбара.

В верхнем и среднем течении Нил пересекает плоскогорья и возвышенности и только севернее 20º с.ш. выходит на узкую низменность, которая тянется вдоль его русла. Поэтому, в верхнем и среднем течении на реке много порогов и водопадов, образующихся на твердых кристаллических породах. В нижнем течении река спокойна.

Основной тип питания реки – дождевой. Истоки Нила в экваториальном климатическом поясе, где обильные дожди весь год питают Нил. Дожди и озеро Виктория дают Нилу столько воды, что, протекая по области субэкваториального климатического пояса, даже в летний сухой и жаркий период Нил не пересыхает и не мелеет. Да и в тропическом поясе Нил полноводен, т.к. принимает свой правый приток – Белый Нил, который берет свое начало в озере Тана на Эфиопском нагорье, где осадков выпадает до 2000 мм в год.

На реке расположены крупные города Джуба, Хартум, Асуан, Каир, Александрия.

Вода Нила используется для орошения, выработки электроэнергии на ГЭС, ловли рыбы, водопоя скота, работы промышленных производств, в нижнем течении -- для судоходства.

Вопросы команде «Географы»:

  • Определите, на каком материке лежат горы и в каком направлении протянулись?
  • ______________________________________________________________________
  • Определите протяженность в километрах______________________________
  • Определите ширину Урала в километрах_______-------------____________________
  • Название Уральских гор с древности до наших времен _______________________
  • Самая высокая вершина Урала и ее высота_________________________________ 

Вопросы команде «Историки»:

  • Какие народы в древности населяли Урал? ____________________________________________________________________
  • Где появились первые русские поселения на Урале? Чем занимались эти люди? _________________________________________________ ___________________
  • После какого исторического события количество русских переселенцев на Урале увеличилось? Как изменились основные занятия людей? _________________________________________________________________________
  • Чем отличается XVIII век в истории развития Урала? Кто из ученых занимался его описанием? ________________________________________________________________________
  • Кто проводил геологические исследования Урала в XIX веке? _________________________________________________________________ ___

Вопросы команде «Промышленники»:

  • Почему Урал называют подземной кладовой страны? ___________________________
  • Сколько минералов и месторождений найдено на Урале? ________________________________________________________________________
  • Как образовались Уральские горы? _________________________________________
  • Что является основным богатством Урала? ___________________________________
  • Назовите крупные месторождения:

железных и сопровождающих руд____________________________

цветных металлов __________________________________________

золота_____________________________________________________

Использование инструктивных карт для более прочного усвоения материала либо поддержания интереса к предмету

Работая с текстом учебника, ответьте на вопросы

Вариант I

Прикубанская равнина

  • Географическое положение
  • Почему является богатейшей житницей?
  • Какие культуры возделываются?
  • Урожаями чего славится?
  • Какие типы сельских населенных пунктов распространены?
  • Название административного центра Кубани?

 

  Работая с текстом учебника, ответьте на вопросы

Вариант II

Кавказские Минеральные воды

  • Кем сделаны первые упоминания об одном из городов Кавказских Минеральных вод?
  • Почему является крупным курортным районом?
  • Назовите горы у которых состоялась дуэль М.Ю.Лермонтова.
  • Как называется район Кавказских Минеральных вод в «Книге Большого Чертежу»?
  • Сколько минеральных источников обнаружено между Пятигорском и Кисловодском?

 

  Работая с текстом учебника, ответьте на вопросы

Вариант III

Высокогорный Дагестан

  • Что входит в пределы высокогорного Дагестана?
  • Как называется высшая точка Дагестана? Чем эта точка знаменательна (известна)?
  • Чем отличается климат района?
  • Каких редких животных можно встретить только в этом районе?
  • Сколько различных этнических групп проживает в Высокогорном Дагестане?
  • Как называется тип сельского населенного пункта в Дагестане?

Использование инструктивных карт для более прочного усвоения материала либо поддержания интереса к предмету

Проверочная работа по теме «Природные комплексы Северного Кавказа» Соотнесите предложенную ниже информацию с природными комплексами Северного Кавказа. Прикубанская равнина______ 2, 4, 5, 8_________ Кавказские Минеральные Воды___1, 6, 9, 12___ Высокогорный Дагестан__________3, 7, 10, 1 1 _______ Первые упоминания сделаны арабским путешественником. Одна из богатейших житниц страны. Население живет в аулах. Славится урожаями пшеницы, подсолнечника. На территории много хуторов и станиц. Курортный район. Самая южная точка России (гора Базардюзю). Административный центр – Краснодар. У горы Машук стрелялся М.Ю.Лермонтов. Здесь встречаются редкие животные туры и серны. Национальный состав очень пестрый. В «Книге Большого Чертежу» район называется «Кладезь холодный» и «Кладезь горячий». Использование инструктивных карт для более прочного усвоения материала либо поддержания интереса к предмету

Проверочная работа

по теме «Природные комплексы Северного Кавказа»

Соотнесите предложенную ниже информацию с природными комплексами Северного Кавказа.

Прикубанская равнина______ 2, 4, 5, 8_________

Кавказские Минеральные Воды___1, 6, 9, 12___

Высокогорный Дагестан__________3, 7, 10, 1 1 _______

  • Первые упоминания сделаны арабским путешественником.
  • Одна из богатейших житниц страны.
  • Население живет в аулах.
  • Славится урожаями пшеницы, подсолнечника.
  • На территории много хуторов и станиц.
  • Курортный район.
  • Самая южная точка России (гора Базардюзю).
  • Административный центр – Краснодар.
  • У горы Машук стрелялся М.Ю.Лермонтов.
  • Здесь встречаются редкие животные туры и серны.
  • Национальный состав очень пестрый.
  • В «Книге Большого Чертежу» район называется «Кладезь холодный» и «Кладезь горячий».

Использование инструктивных карт для более прочного усвоения материала либо поддержания интереса к предмету

Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.– М.: «ВАКО», 2005 Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2006
  • Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.– М.: «ВАКО», 2005
  • Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2006

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение инструктивных карт и опорных листов на уроках географии

Автор: Игнатенко Ирина Алексеевна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "урок географии по теме "Франция" в 11 классе (ЕМН) "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-ghieoghrafii-po-tiemie-frantsiia-v-11-klassie-iemn"
    ["file_id"] => string(6) "164508"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422641464"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства