kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преемственность начального общего и среднего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие- сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое  главное изменение – учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность начального общего и среднего образования»






Педагогические чтения





Подготовила

учитель географии

ДОШ I-III ступеней № 108

Демидова Н.Е.








г. Донецк, 2015

Преемственность начального общего и основного образования

Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие- сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое главное изменение – учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.

В течение нескольких лет педагогический коллектив нашей школы работает над проблемой преемственности между начальной и основной школой.

Целью моего выступления является анализ методических условий, реализующих преемственность между образовательными ступенями.

Задачи:

  1. Представить краткий теоретический материал по проблеме преемственности в обучении.

  2. Сформировать основные проблемы преемственности начальной и основной школы.

  3. Рассмотреть методическое обеспечение модели преемственности.

Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой, но на разных этапах решалась по-разному.

В первые проблема преемственности остро встала в 50-е гг. в прежней десятилетней школе, когда начальная школа имела самостоятельное значение для обучающихся. Осуществлялся переход от обязательного начального образования к обязательному семилетнему. Несогласованность между четвертым и пятыми классами выражалась главным образом в различии методов обучения. Довольно значительными были расхождения в преподнесении теоретических вопросов. В учебниках начальной школы почти не было обоснований правил, дети учились в основном на задачах, а в 5 и 6 классах удельный вес теоретических знаний резко увеличивался. Сильно отличались и формы записей в тетрадях, требования к степени подробности в изложении решений текстовых задач.

Во второй раз проблему преемственности пришлось особенно внимательно решать в начале 70-х гг., когда была введена трехлетняя начальная школа. В учебниках и методических руководствах была достигнута известная согласованность, начальная школа перестала быть обособленным звеном. Однако в формулировках требований к математической подготовке учащихся, оканчивающих начальную школу, и требований к знаниям, умениям и навыкам ребят, приступающих к учебе в 4 классе, были допущены расхождения, которые оказывали негативное влияние в течение длительного времени.

В процессе реформы общеобразовательной и профессиональной школы проблема преемственности встаёт третий раз 80-е гг. Всеобщей становится одиннадцатилетняя средняя школа, обучение начинается с 6 лет, а начальная школа снова оказывается четырехлетней.

На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно раньше. Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности педагогического коллектива в нашей школе проходит в три этапа:

  1. Подготовительный.

  2. Адаптационный.

  3. Стабилизационный.

Каждый этап включает систему учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и основной школе с соблюдением валеологических требований, что в конечном итоге создает в переходный период психологическую комфортность для детей и педагогов.

Основные задачи на подготовительном этапе:

  1. Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и II ступени.

  2. Эмоциональная подготовка педагогов II ступени к работе с детьми младшего подросткового возраста.

  3. Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в школе II ступени.

  4. Психологическое сопровождение.

Одним из эффективных мероприятий мы считаем проведение совместных диагностических работ по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования.

Подготовительный этап включает:

  1. Создание информационных карт.

  2. Проведение подготовительных организационных мероприятий.

Создание информационных карт начинается с дошкольного периода и продолжаем накапливать информацию за период его обучения в начальной школе, а в ходе его взросления накапливается информация о развитии, качестве знаний, умений и навыков, особенности его характера.

Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа, изучает методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.

Учителя начальной школы и учителя предметники, принимающие новые классы, стараются как можно лучше понять друг друга. Для этого учителя старшего звена регулярно посещают уроки в выпускных классах начальной школы, проводят пробные уроки, ведут факультативные занятия начиная со второго полугодия 4 класса, присматриваются к будущим ученикам. В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы. Происходит корректировка учебных программ и учебных планов.

Формируются временные творческие группы. В состав ВТГ входят учителя начальной школы, будущий классный руководитель, учителя предметники основной школы, психологи, логопеды. Планируемое время работы – 2 года (4 и 5 класс).

Основные направления и формы работы ВТГ:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение: педагогическая диагностика, психологическая диагностика, проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, консультаций (при необходимости), коррекционно-развевающей работы.

  2. Аналитическая работа.

  3. Организационная и методическая работа: совещание по работы и принятие программы преемственности, методические консультации по проблеме, тематические заседания ВТГ, методические оперативки, семинары для классных руководителей и учителей предметников, круглые столы для выработки общих требований к учащимся 4-5-х классов.

Учителя выработали рекомендации учителям начальных классов:

  1. Уменьшить долю фундаментальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроках, использовать раздаточный материал, уменьшить паузы в работе с учениками.

  2. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включатся в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком.

  3. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

  4. постоянно предлагать учащимся задания на проверку знаний и понимание смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач.

  5. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по дополнительным материалам.

  6. Уделить особое внимание формированию навыка табличного сложения и умножения, систематически проводить содержательный и напряженный устный счет.

  7. Регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления, систематически включать в устную работу задания на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.

  8. После записи примера в несколько действий начинать с выделения отдельных блоков, из которых он состоит. Обращать внимание на знаки арифметических действий. А затем на порядок выполнения арифметических действий.

  9. Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, а затем попробовать изобразить её на рисунке или схеме. При обсуждении решения задавать вопросы вида: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие именно такое?

  10. Регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку с подсчетом числа клеток(например: начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки), так и на нелинованной бумаге.



Адаптационный период

Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что, обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в обществе.

В 5 классе перенимающие учителя стараются не разрушить, а сохранить всё то, положительное, что заложено в начальной школе.

Задачи:

  1. Формирование адаптационно-развивающей среды в параллели 5-х классов.

  2. Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации.

  3. Формирование системы дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей (по устранению факторов, препятствующих успешной адаптации).

  4. Координация действий педагогического коллектива по формированию общеучебных навыков, использованию технологий в образовательном процессе.

  5. Осуществление промежуточного анализа успешности учащихся в адаптационный период.

Самым трудным для обучающихся, попадающих из начальной школы в среднюю, является переход от одного учителя ко многим учителям-предметникам. Вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, появляются много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становится ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система. Распространяется явление «беспризорности». Это непреходящая проблема. Каждый учитель по-своему видит свой предмет, например каждый учитель математике преподаёт «свою» математику. Преподавание индивидуально, хотя учебники и программы одни для всех.

Что бы выполнить все задачи стоящие перед учителями предметниками мы выработали план действий по решению проблемы.

План действий по решению проблем адаптационного периода:

  1. Совещание учителей 4-5 классов с целью определения путей взаимодействия и взаимопомощи.

  2. Вводные контрольные работы, позволяющие определить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе.

  3. Анализ результатов обучения пятиклассников русскому языку и математике за первое полугодие текущего учебного года.

  4. Психолого-педагогическое сопровождение каждого учащегося 5 классов.

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся 5 классов в период адаптации, – это тревожность.

Особое внимание она привлекает потому, что отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребёнка: не только на учёбу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

В течение адаптационного периода в нашей школе проводится мониторинг уровня тревожности школьников, включающий троекратное диагностическое обследование учащихся:

  • I этап – стартовая диагностика, подготовительный этап.

  • II этап – диагностика на начало адаптационного периода.

  • III этап – итоговая диагностика.

Такой подход к мониторингу уровня тревожности учащихся позволяет прогнозировать, своевременно дополнять и корректировать деятельность всего педагогического коллектива в период адаптации учащихся.

В средних классах нашей школы обучение ведется по традиционной системе, но сохраняется основной принцип образовательной системе – развитие учащихся. Учителя приветствуют стремление детей самостоятельно мыслить, дают возможность отстаивать свою точку зрения, развивают способность к поисковым видам деятельности исследовательского характера. Предметники корректируют учебную программу с учетом опережающего обучения, заложенного в учебниках начальных классов, исключают дублирование программ, начиная сразу с изучения нового материала. Несмотря на большую работу, которая ведется в школе, существуют сложности психологического характера. Это взаимодействие детей с разными по эмоциональному складу учителями. Даже для опытных, любящих детей педагогов камнем преткновения является незнание индивидуальных особенностей пятиклассников. Чтобы сгладить все трудности, в школе проведен психолого-педагогический консилиум, в котором принимают участие педагоги начальных классов, все предметники, работающие в 5 классах. В течение сентября проходит комплексное разностороннее наблюдение и диагностика учащихся 5 классов. Педагоги дают характеристику каждому ученику с точки зрения его эмоционального состояния, общей работоспособности, самооценки, характера мышления, развития внимания, охарактеризовали интеллектуальные способности и личностные особенности ученика. Это позволяет выделить в каждом классе группы детей:

  1. По ведущему анализатору (зрительному, слуховому, кинестетическому).

  2. Темпу включенности в урок и скорости утомления, а также охарактеризовать учеников, нуждающихся в дополнительном инструктировании.

Сопоставление практических наблюдений учителей, психологов а особенно классных руководителей, которые ближе других предметников познакомились с пятиклассниками позволяет выйти на объективные результаты. Информация об индивидуальных особенностях каждого учащегося была систематизирована и сведена в общую таблицу, которая стала инструментом в руках каждого учителя предметника. Таким образом, наши наблюдения и беседы с учениками показывают, что трудности с адаптацией в 5 классах связаны не только с усложнением материала и появлением новых предметов. Основная трудность – взаимодействие с новыми учителями, нарушение обычного эмоционального контакта.

Анализ результативности за 3 года позволяет сделать вывод о том, что работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этот этап без болезненно сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже.

В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствовало стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие – рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.

Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы. Постепенно расширяются знания о числах: дети знакомятся с новыми классами, затем получают понятия об обыкновенных и десятичных дробях, а затем, в шестом классе, знакомятся с отрицательными числами. При этом те знания, умения и навыки, которыми они овладели при работе с числами, являются базовыми и находят своё дальнейшее применение.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Преемственность начального общего и среднего образования

Автор: Демидова Наталья Евгеньевна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 284172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "obiespiechieniie-prieiemstviennosti-doshkol-nogho-i-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "212889"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948732"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Рабочая программа основного общего образования по английскому языку по иностранному языку для 5 класса к  УМКа Кузовлев В.П. по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(145) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-anghliiskomu-iazyku-po-inostrannomu-iazyku-dlia-5-klassa-k-umka-kuzovliev-v-p-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "233228"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443028062"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Преемственность младшего и среднего звена  на уроках естественно - научного цикла "
    ["seo_title"] => string(94) "prieiemstviennost-mladshiegho-i-sriedniegho-zviena-na-urokakh-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "195452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427906556"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Выступление по теме "Преемственность начального и основного общего образования при переходе из начальной школы в среднее звено""
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplieniie_po_tiemie_prieiemstviennost_nachal_nogho_i_osnovnogho_obshchiegho_"
    ["file_id"] => string(6) "385259"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485706303"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства