«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования!
«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования!
Определение «инновация» встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Инновационное обучение прежде всего направлено на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой учебной ситуации.
Использование инновационных технологий с учащимися позволяет не только осуществлять эффективное их обучение, но и поддерживать деятельность учителей образовательных учреждений в рамках учебного процесса. Это имеет достаточно большое значение, так как позволяет повысить комфортность и эффективность обучения с одной стороны, а также естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания предметов, мотивировав преподавателя на новые формы и технологии учебного процесса.
В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания, направлял их.
Преподавание географии в современных условиях требует от учителя совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий.
Таким образом, основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся; формирование качественных знаний, умений и навыков. Изложенными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Определение «инновация» встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Инновационное обучение прежде всего направлено на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой учебной ситуации.
Использование инновационных технологий с учащимися позволяет не только осуществлять эффективное их обучение, но и поддерживать деятельность учителей образовательных учреждений в рамках учебного процесса. Это имеет достаточно большое значение, так как позволяет повысить комфортность и эффективность обучения с одной стороны, а также естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания предметов, мотивировав преподавателя на новые формы и технологии учебного процесса.
В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания, направлял их.
Преподавание географии в современных условиях требует от учителя совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий.
Таким образом, основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся; формирование качественных знаний, умений и навыков. Изложенными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
В основе инновационного обучения лежат технологии развивающего, проблемного обучения, дифференцированного подхода к обучению
Как же внедряются в учебный процесс инновационные технологии непосредственно на географии?
Общепризнано, что краеведческие знания имеют большое образовательно-воспитательное значение, становятся наиболее важными при решении проблемы патриотического воспитания молодежи. И изучение краеведения можно с использование инновационных технологий.
Воспитание любви к своей Родине начинается, прежде всего, с воспитания любви к своей «малой родине» - своему родному краю. Достигается это, с одной стороны, путем формирования у школьников знаний об особенностях природы, хозяйства, населения и истории края; с другой – путем воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей среды и необходимости разумного рационального хозяйствования на ее территории.
Краеведческие знания являются основой учебного предмета – география своего края, на изучение которого по образовательной программе отводится время в 8 -9 классе.
Технология проектного обучения является одним из типов развивающего обучения. Организация обучения географии по методу проектов предполагает превращение учащихся в субъектов деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором позволяет учащимся объединяться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Будущие выпускники, будущие фермеры и предприниматели должны стать настоящими хозяевами родной земли – ее хранителями, целителями от «болезней», ответственными за все происходящее на своей земле и в своей жизни, с крестьянским самосознанием, умеющими строить жизненные планы на родной земле, восстанавливая жизнь и быт села. Мои воспитанники интересуются вопросами малого бизнеса на селе. Так были разработаны детские бизнес – проекты: Бизнес – проект частное сельскохозяйственное предприятие «Буренка», «Малый бизнес моей малой Родины», «Кто победит: кризис или Буренка?»
Таким образом, краеведение - явление чрезвычайно многоплановое, под которым сегодня понимают и воспитательную работу со школьниками, и сбор информации по истории конкретной местности, и просветительскую деятельность. В этом перечне особняком стоит понимание краеведения как особого метода исследовательской деятельности по изучению отдельных местностей..
На современном этапе в деле организации краеведческого исследования большая роль сохраняется также за педагогом. Использовать всю палитру возможностей краеведения удается только при глубоком взаимодействии педагога и ребенка. Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства.
Однако педагог, организующий краеведческую деятельность школьников, должен помочь избежать ошибок, подстерегающих юных краеведов в ходе исследования и написания работы по результатам исследования. Прежде всего, ребенка необходимо научить методологически правильно проводить натурное исследование объекта изучения, научить проводить элементарный библиографический поиск опубликованных материалов на избранную тему, продуктивно знакомиться с соответствующей исследовательской литературой; изучать опубликованные материалы (периодику, документы, справочники, монографии и др.), работать в архивах и музеях. В конце концов, правильно составлять отчет (справку, доклад) о проделанной работе, уметь написать тезисы своего доклада, подготовить свое исследование для печати.
Научно-исследовательская работа- наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося, направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно- исследовательская работа -это не только теоретическая , а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем , что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно- исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Не секрет, что изучение истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, семьи , окружающих людей. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Это задача учителя, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором. Научно - исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование- продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.
Одной из форм организации работы с обучающимися является экскурсия – наиболее познавательное и интересное, так как представляет собой непосредственное изучение природных и хозяйственных объектов в натуральных условиях.
Краеведческие знания являются основой учебного предмета – география своего края, наизучение которого по образовательной программе отводится время в 8 -9 классе. Краеведческий принцип проходит не только через всю географию, но и другие школьные образовательные предметы его значимость усиливается при комплексном изучении своей республики, своего района, своего поселка и местности вокруг школы. Тот объект, событие или природное явление, которые будущий выпускник может увидеть своими глазами, исследовать, спрогнозировать ситуацию, становятся более понятными, а значит формируют ценностное представление о естественно - научной картине мира, мировоззрение, определения своего места в этом мире, глубокого понимания современных проблем, которые переживает великая Россия и каждая конкретная территория в ее составе.
Центральной задачей современной сельской школы является формирование личности человека, крестьянина, в высоком понимании его социальной сущности. Мы хотим видеть будущего хозяина земли наделенного духовно-нравственными ценностями культуры, ответственного перед землей, природой, окружающей средой, имеющего желание и потребность служить им, активного, справедливого, добросовестного, доброжелательного, понимающего, что труд на родной земле – высший нравственный, патриотический долг гражданина России.
Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, любящей Родину, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Таким образом, инновационное обучение соответствует концепции гуманизации образования, создает условия для раскрытия творческого потенциала ученика, соответствует потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.