Педагогические традиции и инновационная образовательная среда-залог совершенствования системы образования
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда-залог совершенствования системы образования
Основой деятельности современного учителя является создание благоприятной образовательной среды в условиях обновления содержания образования и внедрение эффективных технологий. Основным принципом обучения иностранному языку является его личностные ориентированная направленность, то есть- хорошее владение программным материалом, знание психологических особенностей ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Современный мир меняется очень быстро. Процессы глобализации требуют перестройки системы образования, обновления содержания, усиления практической направленности образовательных программ. Роль педагога в инновационной образовательной среде становится более важной , так как педагогическая деятельность представляет решение профессиональных задач: развитие мотивации учащихся, передача знаний, организация обратной связи.
Новая социально-экономическая ситуация обуславливает повышение требований к уровню языковой подготовки учащихся. Знание уже нескольких иностранных языков в современном мире становится неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни человека. Владение иностранным языком является атрибутом личности современного человека и средством включения в социокультурное пространство. Это обусловлено особенностями иностранного языка, который выполняет коммуникативную , информационную, культурологическую, образовательную функции. В этих условиях учитель иностранного языка реализует интеграцию личности в мировое социокультурное пространство. Такая ситуация предъявляет новые требования к преподавателю иностранного языка. Профессиональная компетентность учителя выступает как некое органическое целое, компонентами которого являются высокая профессиональная культура и специальная подготовка: лингвистическая , культурологическая, педагогическая. Обучать языку- значит обучать культуре, имея в виду коммуникативное и социокультурное развитие учащихся. Поэтому учитель должен обладать методическим мастерством, потому что личность учителя ведущий фактор любого обучения.
Основой деятельности современного учителя является создание благоприятной образовательной среды в условиях обновления содержания образования и внедрение эффективных технологий. Основным принципом обучения иностранному языку является его личностные ориентированная направленность, то есть- хорошее владение программным материалом, знание психологических особенностей ребенка. Современные педагогические технологии как проектная методика, использование интернет-ресурсов помогают реализовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей и склонностей детей.
Для меня , как учителя английского языка основной задачей является развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях внедрения новых информационных технологий. Это осуществляется при использовании компьютерных технологий на различных этапах обучения. Применение компьютерных технологий повышает интенсивность учебного процесса, способствует усвоению большего количества учебного материала. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизирует внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Компьютерные обучающие программы помогают осознать языковые явления, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия. Возможность обратиться к интернет – ресурсам позволяет получить расширенную информацию, дополняющую материалы учебников. В основе коммуникативной компетенции учащихся лежит обучение общению. Работа над процессом моделирования ситуации речевого общения на уровне подразумевает использование метода проектов. В последнее время значительного распространения в педагогической практике приобрели интерактивные технологии обучения, сущность которых заключается в том, чтобы учебный процесс происходил при условии постоянного, активного взаимодействия всех участников одной из интерактивных технологий обучения есть проектная работа, которая предусматривает создание проекта одним, двумя или группой исполнителей. Учителя иностранных языков на своих уроках давно уже применяют проектную деятельность, проблемное обучение, работа в группах, тестовые технологии и многое другое. В основе метода проекта лежит:
Развитие познавательных навыков учащихся;
Умение самостоятельно конструировать свои знания;
Ориентироваться в информационном пространстве;
Развитие критического мышления.
Проектная деятельность направлена на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата нужно научить детей:
Самостоятельно мыслить;
Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей(способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения);
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени(научить учиться). Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему. Основные требования к использованию метода проектов:
Самостоятельная) индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
Структурирование содержательной части проекта;
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из неё задача исследованию(использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»),
- выдвижение гипотез и их решением,
- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных наблюдений и пр.)
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации творческих отчетов), сбор, систематизация и анализ полученных данных,
- подведение итогов, оформление результатов, их презентации: выводы, выдвижение новых проблем исследования. В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходиться привлекать знания и умения из разных областей: родного языка, истории, физики, иностранных языков, особенно, если речь идет о международных проектах. Проекты бывают:
- исследовательские. Требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости,
- творческие – предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и т.д.
- Ролевые, в которых структура только намечается и остается открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта,
- Ознакомительно-ориентировочные- направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении. При этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. По предметно-содержательной области выделяются следующие два типа: монопроекты и межпредметные.
Монопроекты – проекты как правило, приводящиеся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Общие подходы в работе проектом:
Выбирать тему проекта, количество участников;
Продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащиеся с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и тд.) здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением,
Распределять задачи по группам, обсудить возможные методы исследования, поиска информаций, творческих решений,
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым, исследовательским, творческим задачам,
Проводить промежуточные обсуждения полученных данных в группах,
Провести защиту проектов.
Завершить работу коллективным обсуждением, экспертами, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Параметрами внешней оценки проекта выступают:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов исследования обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника в соответствия с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта;
- умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов используя разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Среди них исследовательский метод занимают едва ли не центральное место, и вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач образования.
В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию. Учащиеся учатся вести исследовательскую деятельность, дискуссию, учатся правильно излагать свои мысли. Учитель должен уметь создать условия для расширения познавательных интересов учащихся на каждом этапе работы над проектом: подготовка проекта, презентация, защита проекта. Как учитель английского языка использую такие инновационные технологии: метод проектов, технологии обучения через игры, песни, стихи, пословицы, тестовые технологии. Использование пословиц помогает учащимся не только овладеть аспектом языка, а именно, произношением, грамматической лексикой, но и важнейшим видом речевой деятельности- говорением. Они незаменимы в обучении диалогической и монологической речи, делают речь живой, красивой. Краткость пословиц является существенным аспектом запоминаемых высказываний. На начальном этапе обучения английского языка можно обращаться к пословицам и поговоркам для обработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных трудных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке. Пословицы и поговорки могут быть использованы при обучении грамматики. При изучении степеней сравнения прилагательных можно предложить пословицы, например: Better late than never. The best fish swim in the bottom.
Интересны ученикам уроки- презентации, исследовательские , интегрированные. Учащиеся с большим интересом составляют портфолио, презентации, тематические проекты. При изучении иностранного языка считаю также необходимым заучивание иностранных слов и грамматических правил. Учащиеся легче воспринимают грамматический материал через сравнение с родным языком. Грамматику, как и словарь даю размеренными порциями, учитывая умственные способности учащихся, но каждое последующее занятие увеличиваю имеющийся словарный запас. В процессе обучения должны присутствовать все четыре вида деятельности. Хороший результат дает применение естественного метода обучения. Во время говорения не прерываю учащихся для исправления ошибок, считаю, что это может затормозить развитие речевых навыков, разбираю ошибки после выступления учащихся.
Одним из перспективных средств обучения иностранному языку является языковой портфель. В современных условиях языковой портфель определяется как пакет рабочих материалов, что дает возможность проанализировать спектр языка. Проведенные исследования показывают, что обучение иностранным языкам в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей. Педагогические традиции и инновационные образовательная среда залог совершенствования образования.