Обучение на уроках географии в условиях реализации ФГОС ООО
Обучение на уроках географии в условиях реализации ФГОС ООО
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение на уроках географии в условиях реализации ФГОС ООО»
Обучение на уроках географии в условиях реализации ФГОС ООО
Кадыкова Марина Александровна,
учитель географии
МКОУ «СОШ № 23»
поселок Айхал, Республика Саха (Якутия)
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимосвязанные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Активное обучения дает возможность развивать коммуникативные, управленческие навыки учащихся, формировать у учеников такие качества как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнения, способствовать развитию мотивации ученика к изучению нового.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы(активизация познавательной деятельности), изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы. Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности на уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения в разных уроках и на разных этапах урока.
Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.
При изучении географии разработала ряд уроков по разным параллелям с использованием активных методов. Представляем один из них для 7 классаТема урока: «Атмосфера. Климатообразующие факторы», 7 класс
Тип урока: комбинированный (обобщение и повторение по теме, формирование новых знаний).
Цели по содержанию:
Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Земли; повторить термины и понятия, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат Земли: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.
Развивающие : развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.
Планируемые результаты:предметные – должны иметь представление о значении атмосферы, ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы. Должны знать понятие «климат» и его важнейшие показатели, основные факторы ,влияющие на климат территории.
метапредметные – должны уметь работать с текстом, таблицами, иллюстрациями, графиками, уметь выявлять и рассказывать об особенностях климата территории, пользуясь климатической картой.
личностные – проявляют потребность в самовыражении и самореализации, осознают необходимость расширения кругозора, обогащения словарного запаса.
Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы: карты атласа: климатическая; климатические пояса Земли; настенная климатическая карта; карточки «Географического лото», физическая карта полушарий, раздаточный материал к практической работе для каждого учащегося. Электронная презентация «Климатообразующие факторы»
Ход урока
1 Организационный момент.
2. Основная часть.
- Обобщение, систематизация знаний. (географический диктант , игра «Домино»)
- Изучение нового материала( схема климатообразующие факторы )
3.Закрепление изученного ( выполнение практической работы)
4.Подведение итогов урока
5. Рефлексия
6. Домашнее задание: мини – проект «Атмосфера Земли»
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада всех приветствовать в кабинете география! Надеюсь, что гостям будет не скучно на сегодняшнем уроке, а для ребят он будет интересным и познавательным. Мне хотелось бы урок начать стихотворением. Прошу Вас внимательно слушать и если вы со мной согласны громко сказать – да ! Если не согласны – нет !
1)Что такое атмосфера? 2) В ней туман и облака,
Может, это литосфера? – Нет ! Там невидимо, неслышно
Может, это гидросфера – Нет ! Происходят чудеса.
Может, это просто точка? – Нет ! В ней погодные явленья
Значит, это оболочка? –Да ! Происходят каждый день
Из чего она? Из камня? – Нет ! Гром и молния, осадки
Состоит из смеси газов? – Да ! Формируются подчас
Той, что воздухом зовут, Здесь летают пыль и копоть,
Они жизнь для нас дают! Здесь, чем выше, - холодней
У Земли он очень плотный Пар и 80% воздуха -
И тяжелый он на вес, Все содержится здесь в ней
Но чем выше, это точно, И значительна роль атмосферы
Воздух там разрежен весь. Для Земли и для жизни людей,
В чем причина? Что за диво? Ведь такая воздушная сфера
Что ты там не говори, но внизу на воздух мирно Защищает от многих вещей
Давят верхние слои. От мороза ли темною ночью
В атмосфере выделяют - От перегрева в солнечный день
Посчитайте: раз, два, три - От паденья на Землю точно
Тропосферу, стратосферу, Самых разных космических тел
Ну и верхние слои. Выполняя защитную функцию,
Тропосфера – самый нижний! Атмосфера нам воздух дает.
Значит вывод верный грустный!
Человек без нее не живет!
Атмосфера климаты Земли» одна из самых сложных и важных в изучении географии. Без знаний о климатических процессах, происходящих в атмосфере, нельзя понять особенности океанов, материков. Климатопределяет интенсивность всех процессов, происходящих на Земле.Наша задача сегодня повторить и систематизировать знания о планетарных закономерностях распределения тепла, влаги, господствующих ветрах, об образовании и размещении климатических поясов, а также познакомиться с климатообразующими факторами.
Задание №1 Географический диктант. Работаем по вариантам. Затем меняемся заданиями и производим взаимопроверку. Приложение1
Задание № 2На повторение темы «Атмосфера Земли» составлена игра « Домино». Поработайте, пожалуйста, командами. Участники , которые быстро и правильно соберут карточки игры, получат дополнительные баллы. Приложение 2
Перед выполнением практической работы предлагаю Вам посмотреть презентацию «Климатообразующие факторы» Приложение 3
Задание № 3 На основе презентации, текста учебника составьте в тетради схему «Климатообразующие факторы».
Задание №4 Практическая работа.
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
Ход работы:
Используя карты атласа, заполните таблицу и сделайте вывод о различиях климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе:
Вариант 1. Сравнение климата полуострова Флорида и полуострова Калифорния.
Территория
Географическое положение
Климатичес-
кий пояс
Тип климата
Средняя температура
Годовое количество осадков
Режим выпадения
января
июля
Флорида
Калифорния
Вариант 2.Сравнение климата полуострова Аляска и полуострова Лабрадор.
Территория
Географическое положение
Климатичес-
кий пояс
Тип климата
Средняя температура
Годовое количество осадков
Режим выпадения
января
июля
Аляска
Лабрадор
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Рефлексия
Домашнее задание: мини – проект «Атмосфера Земли»
Приложения 1 Географический диктант
Вариант 1
1.Что такое атмосфера?
2. Какие газы в составе атмосферы?
3. Основная причина образования озоновых дыр?
4. Климат это - …………..
5.Изотерма – это линия………….
6.Как на климатической карте показано направление ветров?
7. Чем объясняется неравномерное распределение осадков на Земле?
8. Почему образовались пояса атмосферного давления?
9. Какое движение совершает холодный воздух?
10.Низкое или высокое давление в районах полюсов?
Вариант 2
1.Из каких слоев состоит атмосфера?
2. Какой слой атмосферы задерживает большую часть вредных космических излучений?
3.В какой оболочке атмосферы содержится 9/10 всей массы воздуха?
4. Основные элементы климата?
5.Какими линиями на климатической карте показано распределение годового количества осадков?
6. От чего прежде всего зависит климат любой местности?
7. Из – за чего на планете образуются ветра?
8.Какой воздух совершает восходящее движение?
9.Какое давление над тридцатыми широтами?
10. Чем объясняется большое количество осадков в районе экватора?
Приложение 2 Игра «Домино»( количество комплектов зависит от количества команд)
Воздушная оболочка Земли
Большие объемы воздуха с одинаковыми свойствами…..
Разные тепловые пояса
Какой пояс служит «броней» планеты?
Воздушные массы
Почему на Земле есть разные пояса давления?
Озоновый
Какими линиями на климатической карте показаны осадки?
Линия, которая соединяет территории с одинаковой температурой
Слои атмосферы?
Термосфера
Мезосфера
Стратосфера
Озоновый слой
Тропосфера
Ветры умеренных широт?
Западные
Что такое атмосфера?
Климат
Основные элементы погоды?
Изолинии
Многолетний режим погоды это - . ……
Температура
Осадки
Давление
Ветра
Изотерма это - ……
Литература:
Истоковедение. Тома 3-4. М.: Издательский дом “Истоки”. – 320 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии: Кн. для учащихся 6 – 8 кл. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
Баринова И.И. География России: Рекомендации к планированию уроков. – М.: Дрофа.
Раковская Э.М.География: Природа России. – М.: Просвещение.
Хрестоматия по физической географии СССР. – М.: Просвещение, 1974.
Баринова И.И. Современный урок географии. Методические разработки уроков. М., 2001.
Душинина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.,2004.
Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М., 1997.
10.В.Б. Калинин, Т.Д. Гайворон // Устойчивое развитие. Игры и упражнения// Обнинск, 2002 г.
11.И. В. Душина, Г.А. Понурова // Методика преподавания географии// Москва, 1996
И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин // Методика и технологии обучения географии в школе//АСТ, Астрель, М., 2002