Подготовительный (1-2 минуты) | Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас сегодня. Очень надеюсь, что у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие. Актуализация мастер-класса Легенда. Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: - Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках». Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Приоритетным направлением системы образования (в соответствии с утвержденным ФГОС) является поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование: готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей и физиологических особенностей обучающихся [7, 2]. На мой взгляд, реализовывать системно-деятельностный подход на уроках позволяет технология проблемного обучения. | Принятие (осознание, понимание) актуальности и цели мастер-класса. Обсуждение поставленного вопроса. | Фронтальная |
Презентация педагогического опыта учителем-мастером
| «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития зубрёжке. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье». В.А.Сухомлинский Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке. Проблемный подход к обучению нельзя назвать новейшим методом. В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них Лернер И.Я. и Скаткин М.К. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы. Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы (см. приложение 1). Проблемная ситуация - психологическое состояние интеллектуального затруднения, явно или смутно осознаваемое человеком, пути преодоления которого требует поиска новых знаний, новых способов деятельности (см. приложение 2). Учебная проблема – это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемная ситуация перерастает в учебную проблему, когда ученик осознает этот элемент, вызывающий затруднение и принимает его к решению. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования [5 , 26]. Проблемное обучение может осуществляться с помощью следующих методов: Проблемное изложение. Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений. Сила проблемного изложения в его прогностических качествах. По мере стройного изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг учителя в рассуждениях или строят его иначе, по – своему, проявляя тем самым творческое мышление. Учитель формулирует проблему исследования, поставленную учёными, излагает гипотезы, которые были выдвинуты исследователями, намечает способы их проверки [4, 99]. Частично – поисковый (эвристическая беседа). Беседа – диалог между учителем и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность обучающихся. Черты: целевая направленность беседы на решение новой для учащихся проблемы; логическая взаимосвязь вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы; проблемный характер большей части вопросов, включённых в беседу; самостоятельность учащихся в поиске ответов на вопросы; доказательное целостное решение проблемы, поставленной в начале беседы [3, 23]. Исследовательский Обеспечивает усвоение опыта творческой деятельности. Призван научить самостоятельному овладению способами поиска знаний. Функция учителя при использовании этого метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий, а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом [5, 28]. Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения (см. табл.) Табл.1 Уровни умений Высший уровень | оценка (с чем мы согласны или не согласны) синтез (а что если…) анализ (сопоставьте, сделайте вывод) | Средний уровень | применение (зачем? с какой целью?) | Начальный уровень | понимание (почему? зачем?) (что? где? когда?) | Результаты использования проблемного обучения: Предметные результаты: понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем; умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность владение элементарными практическими умениями и т. д. Метапредметные результаты: вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике; формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; - способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Личностные результаты: формирование готовности и способности к саморазвитию и к самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; - осознания целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, районов и т.д.; Возможные трудности: требует определенного багажа знаний обучающихся (ориентирована на более сильных учеников). Использование технологии проблемного обучения необходима для формирования универсальных учебных действий при изучении географии (см. приложение 3 ,последняя графа). | Принятие к сведению информации (слушают, при необходимости фиксируют нужную информацию) | Индивидуальная |
Представление системы учебных занятий | Представление фрагментов применения технологических приемов из опыта работы. Предлагаю посмотреть видеофрагменты и фотографии с комментированием урока по теме «Атмосферное давление» с использованием технологии проблемного обучения (см. приложение 3, видеофрагменты). Урок по данной теме можно организовать как в форме групповой работы, так и индивидуальной. Для более эффективного применения технологических приемов на уроках географии использую папку исследователя А.И. Савенкова, которую я адаптировала к технологии проблемного обучения (см. приложение 4,5). Данную папку я использую при организации таких форм работы как парной, групповой и индивидуальной. Папка помогает обучающимся логически выстроить работу и провести рефлексию. Далее автор демонстрирует папку исследователя (папки разложены) и кратко рассказывает, как её создать и как с ней работать. Примеры проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках географии: Представьте, что вы входите в комнату с улицы и сообщаете, что в комнате жарко. Ваш брат, который остался дома, заявляет, что в комнате холодно. Так холодно или тепло в комнате? Как решить данную проблему? Обучающиеся предлагают измерить температуру воздуха в кабинете с помощью термометра. Скриншот слайда с проблемной ситуацией Написать готовые координаты, например, 23° с.ш. и 160 °з.д. и попросить на карте обозначить место нахождения корабля, терпящего бедствие. Это вызовет у учеников затруднение в выполнении задания. Учитель спрашивает у учащихся, почему они не смогли справиться с выполнением задания. Ученики отмечают, что они не знают, как определить широту и долготу. Скриншот слайда с проблемной ситуацией Мальчик заблудился в лесу. Он ходил то в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, что когда пошёл рано утром из деревни в лес, солнце ему жгло спину. Скажите, почему мальчик не смог вернуться сам домой?
Скриншот слайда с проблемной ситуацией | Просмотр участниками видеофрагментов, слайдовой презентации с примерами проблемных ситуаций (слушают, смотрят). | Индивидуальная |