kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Межпредметные связи на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой – либо дисциплиной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи на уроках географии»


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ


учитель географии МБОУ «Гимназия № 10»

г. Луховицы

А.Н.Кочураева


Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии и другим предметам. Например, установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты места, пользование масштабом и измерения на карте и местности, определение среднесуточной температуры, вычисление коэффициента увлажнения невозможны без математических расчетов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии.

География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой – либо дисциплиной.

Приведу примеры из разных курсов и тем географии.

На первом этапе (в 6 классе) – при изучении «Начального курса географии» следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике, химии и биологии, чтобы обеспечить пропедевческую естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о природных процессах и основах материального производства.

При изучении темы "Атмосфера" очень тесной является связь программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и учителю физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.

В курсе математики 6 класса вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И это очень кстати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха, а для вычисления расстояния между двумя точками координатной оси – нахождения амплитуды температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые делают выводы, составляют прогнозы. Результатом совместной работы с учителем математики может являться интегрированный урок (математика + география), где дети применяют знания в конкретной ситуации и решают практические задачи.

Так, на уроке математики изучается тема "Масштаб", а более подробно эта тема изучается в курсе географии в теме "План и карта". Учащиеся с помощью математических умений измеряют расстояния на карте, переводят численный масштаб в именованный и наоборот. Поэтому возможно проведение интегрированного урока по математике и географии по теме "Масштаб и его применение в географии".

Тема "Землетрясения" даётся в курсе географии очень кратко: понятие, причины, районы землетрясений. В курсе же ОБЖ на изучение этой темы отводится больше часов: рассматриваются шкала Рихтера, правила поведения во время землетрясений, оказание первой помощи. Возможен интегрированный урок по географии, ОБЖ и информатике на тему "Стихийные природные явления, связанные с литосферой и правила поведения в экстремальных ситуациях".

На втором этапе (в 7 классе) – в процессе изучения «Географии материков и стран» важно устанавливать межпредметные связи с химией, физикой, всемирной историей, МХК для более углубленного осмысления школьниками не только естественнонаучных, но и общественнонаучных, страноведческих знаний.

Изучив программы обучения по некоторым предметам и сопоставив их во времени, можно выявить некоторые совпадения, которые могут служить основой для разработки интегрированных уроков, и конечно есть большое количество тем, которые похожи по содержанию в разных школьных курсах, но немного разнятся во времени , являются либо закрепляющими, повторяющими пройденный материал, либо предварительными, которые создают основу для более детального, глубокого изучения некоторых тем.

При изучении темы «Тропические пустыни Африки» (интегрированный урок география + физика) рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому суть многих явлений и объясняет физика. Ответить на вопросы: - Почему в Сахаре большие амплитуды температуры воздуха? - Как движутся пески и образуются барханы? – помогает физика. Выполняя практическую работу по определению плотности песка и воды, учащиеся проникают в суть явлений и процессов, происходящих в пустыне.

В математике при знакомстве с геометрией дети изучают фигуры, углы. Важность геометрии, геометрических тел в природе очень велика. И живые примеры можно привести из географии. На интегрированном уроке для детей открытием является то, что Пифагор, чьи "штаны во все стороны равны", первым сделал интереснейшее предположение, что Земля - шар. "Все в природе должно быть совершенно и гармонично. Но совершеннейшее из геометрических тел есть шар. Земля тоже должна быть совершенна. Стало быть Земля - шар!" - говорил Пифагор.

Жизнь на Земле в значительной мере зависит от формы и размеров нашей планеты, а так же от расстояния до Солнца и угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Это урок "Геометрия вокруг нас" (математика + география).

Урок обобщающего повторения в форме игры - соревнования по теме "Австралия" интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, поэтому целесообразна интеграция географии с биологией.

При изучении темы "Рельеф России" (8 класс) прослеживается связь с физикой. Внутренние процессы, движение вещества мантии формируют рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические законы. На этом уроке ребята закрепляют знание закона сохранения вещества и энергии, знакомятся с физическим понятием деформации и видами деформации, а так же сейсмическими волнами - продольными и поперечными. Решают проблему использования энергии вулканов человеком. Интегрированный урок (география + физика) "Внутренние процессы формирования рельефа".

На уроках темы "Реки России" (8 класс) при знакомстве с типами водного режима рек одновременно закрепляются знания по теме "Функции. Свойства функций" из математики. Поскольку тип водного режима определяется по распределению расхода воды в течение года. Графики распределения расхода воды ничто иное, как графики функций. Дети осознают на таком уроке, что функция, график функции - это не нечто абстрактное, существующее само по себе, а необходимое звено для составления прогнозов наводнений. На интегрированном уроке (география + математика + физика) "Питание и режим рек России" дети понимают, что без знания математики нельзя провести какое-либо водохозяйственное мероприятие, будь то орошение, водоснабжение, осушение, строительство гидроэлектростанции, сооружение водохранилища. Тип урока - комбинированный с практической направленностью.

Интегрированный урок "Реки и человек" (география + биология + химия) помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека освещает биолог, а химик говорит с ребятами о негативных последствиях хозяйственной деятельности - загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами. Тип урока - урок изучения нового материала.

На третьем этапе (в 10 классах) – при изучении «Общей географии» необходимо широко реализовать знания учащихся по химии, физике, истории, привлекать краеведение с целью получения наиболее полных географических знаний. В первой четверти учащиеся знакомятся материальной и духовной культурой народов по трем предметам: МХК, география, всемирная история.

Урок - конференция "Мировые природные ресурсы, основные черты их географии" (интеграция географии и экологии). На этом уроке дети выявляют особенности современного этапа взаимодействия природы и общества.

Особенно широко можно использовать интеграцию в профильном обучении в 10-11 классах. Так нами в группе экономико-географического профиля поводилось занятие по географии и экономике по теме " Монополия и защита конкуренции", где подробно рассматривались ТНК, их роль в мировой экономике, этапы формирования и развития, их типы.

Всё это даёт возможность научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений и, наконец, моделируют все эти обобщенные мыслительные операции. Все это способствует развитию творческого мышления.

Местный край изучается на уроках разных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии, истории, литературы. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Наиболее полное изучение родного края возможно при проведении интегрированного курса "Мой родной край", который могут вести учителя географии, биологии, истории.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Межпредметные связи на уроках географии

Автор: Кочураева Алефтина Николаевна

Дата: 04.10.2016

Номер свидетельства: 347362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Межпредметные связи в географии"
    ["seo_title"] => string(33) "mezhpredmetnye_sviazi_v_geografii"
    ["file_id"] => string(6) "478109"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1537283738"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Межпредметные связи на уроках географии (доклад) "
    ["seo_title"] => string(56) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-ghieoghrafii-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "152742"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420900952"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Межпредметные связи биологии "
    ["seo_title"] => string(35) "miezhpriedmietnyie-sviazi-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "192118"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427410235"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Межпредметные связи на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417020009"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1620 руб.
2310 руб.
1710 руб.
2440 руб.
2220 руб.
3170 руб.
1770 руб.
2530 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства