kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.

Слова немецкого  педагога, автора гуманистической педагогики,  Адольфа  Дистервега злободневны и сейчас

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.»

Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.


Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.



Слова немецкого педагога, автора гуманистической педагогики, Адольфа Дистервега злободневны и сейчас. Это он говорил, что:

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой…

И щё

Читать — значит применять в жизни прочитанное.



Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода, чтобы применять на практике. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика - пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, предоставить ему условия для обобщения информации, способствовать развитию навыков самоанализа, рефлексии.

Структура технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной ( т.е. познавательной) деятельности личности. Важным в данной технологии является следование трём фазам:

  1. Первая фаза-вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

(мозговой штурм, кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения, игра-упражнение «Веер», прием «Поясните цитату», прием «Как вы объясните народную мудрость», прием «Вы согласны с этим высказыванием?», прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф», постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных, прием «Верите ли вы, что…», прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»), прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»);



2. Вторая фаза-осмысление. На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией.

(прием «Мудрые совы», прием инсерт (пометки на полях), прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация), прием «Сводная таблица», прием «Тонкие и толстые вопросы», прием «Зиг-заг», прием «Мое мнение», прием «Мозговой штурм», прием «Фишбоун», прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)



3. Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой стации информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

(написание эссе, синквейна, рефлексивный экран вопросов, сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме, можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»), что нового вы узнали на уроке)


Итак, основные методологические

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


  1. Приём «Парадокс» Опыты - фокусы, опыты - парадоксы

Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример, эпиграф, цитату или загадку, задачи – ошибки (задания – ошибки) задания - в рисунках, демонстрирует опыт. Например, опыт с бумагой и стаканом воды, демонстрирующий атмосферное давление воздуха (при опрокидывании стакана, лист бумаги не падает), или другой пример - география в 6 классе, тема «Ветер» можно начать с рассказа:

«Удивительный дождь прошёл у нас в стране на территории Горьковской области (ныне Нижегородской) в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот день жители деревни собрали около тысячи монет».

Или проблемный вопрос :

«В каждой калифорнийской квартире есть красная сумка, содержание которой не только знает, но и готов применить каждый взрослый и каждый ребенок. Что находится в этой сумке? К чему всегда готовы в Калифорнии? Где ещё на Земле людям необходимо быть предусмотрительными? «– так начинаем изучать литосферные плиты по теме Строение земной коры (7 класс)



2. Прием «Кла́стер» (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Правила составления кластеров:

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Пример – изучение природы Антарктиды. Ученый-полярник А. М. Гусев писал: «И лежит этот неведомый край  снега и льда за Южным полярным кругом... или Антарктида – континент, полностью укрытый снегом и льдом. ... Первый круг – географическое положение, второй круг – климат, дальше природа – соединяем общее, что не знаем – ставим знак вопроса и ищем информацию…

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
    Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

3. Прием «Инсерт» самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Учащимся предлагается система маркировки текста. чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V - галочкой (V) помечается то, что им уже известно; - знаком минус (-) помечается то, что противоречит их представлениям;

+ - знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным.

? - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

После прочтения текста с пометками заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из четырех колонок, причем заполняется сначала первая колонка по всему тексту, затем вторая, третья, четвертая.

V

-

+

?

4

1

3

3

В каждую колонку вносят фразу, слово, или символ и т.д.



4. Прием «Знаем, хотим узнать, узнаем»: - этот прием применим для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая длится нескольких уроках. Начинаю с активизацию того, что дети знают по данной теме. Задаю вопрос: «Что вы знаете?» Ученики предлагают свои идеи, это выписывают на доску в первую колонку таблицы.

Прошу учащихся записать вопросы, которые у них возникли. При чтении текста помечем ответы на свои вопросы. Когда ученики прочитали текст и заполнили рабочие таблицы, обсуждаем, чтобы проверить, на все ли вопросы получены ответы? Требование – записывать следует только своими словами, не цитируя текст.

5. Прием «Взаимный опрос». Этот методический прием применяется так: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

6. Прием «Тонкие и толстые вопросы» используется ля организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов». «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать

Пример – Океаны Земли – 7 класс. При изучении Тихого океана – выделяем рекорды или фактический материал (тонкие вопросы), объясняем причину этих фактов – (толстые вопросы )

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

- самый большой - самый глубокий - самый теплый - самый древний - самый грозный и т.д.

Эти же вопросы, но с объяснением ответов ….

Выявление причинно – следственных связей – также применяю это прием. Причина – Следствие (Причина сильной заболоченности Западно-Сибирской низменности…. И т.п.

7. Прием «Фишбоун» - в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Пример: Данный прием использовала на уроках географии по следующим темам: «Машиностроительный комплекс. Состав, значение, проблемы развития»,

«Цветная металлургия России», «Поволжье. Хозяйство. Экологические проблемы».

«Природные зоны России» - характеристики зон, изменение зоны человеком.

8. Мозговая атака. Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске все предложения. Критика и комментарии не допускаются. Регламент - 15 минут.

Второй этап - коллективное обсуждение идей и предложений. Главное - найти рациональное зерно в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

9. Прием «Концептуальная таблица». Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления). В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.

Москва

Линии сравнения

Санкт-Петербург


1.В какой части страны расположен город?



2.Выход к морю



3.Транспортное положение



4.Положение на реке



5.Планировка города

А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная)

Б) явный центр города

В) год основания

Г) достопримечательности


Сравнительная характеристика природных зон, Урала и Кавказа, климата Восточно-Европейской равнины и Западно - Сибирской низменности, (8 класс), материков, климатических поясов, рек (7 класс), гор (6 класс) и т.п….

На стадии вызова при организации урока в 8 классе «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра»

Ученики определяют линии сравнения, характеристики, по которым сравниваются природные зоны фиксируют план описания природных зон на доске – составляют сводную таблицу:

  1. «Корзина» идей, понятий, имен. (Этап «вызов»).

Прием организую для индивидуальной или групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске изображение корзины, туда будет собрано все, что ученики знают по теме.



  1. Географические диктанты (ВЕРНЫ ЛИ УТВЕРЖДЕНИЯ ( +- да, - нет)

1. Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами. 2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение). 3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения. 4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения. 5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост положительный.

ИЛИ

«Что такое? Кто такой?» Объясняем понятия при изучении материка – это и имена первооткрывателей, названия географических объектов, названия животных и растений. Задача ребят - ответить, что означают слова: пример Южная Америка «Что такое? Кто такой?» мулат, ягуар, Игуасу, гаучо, виктория – регия, Аконкагуа, сельва . т.д.

Задание для этой игры предлагается на небольших листках;

«Рекорды материка», или блиц-турнир: «Все выше и выше»

•  самая высокая точка С. Америки; •  самые большие по протяженности горы; •  самая длинная река на материке и т. п.

12. «Контур – символ». Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.

Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.

«Вспомни силуэт» Данный прием неплохо зарекомендовал себя при изучении географической карты. Заключается он в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту. В последнее время подобные задания входят в материал единого государственного экзамена, Всероссийской олимпиады школьников по географии.

12. Прием «СИНКВЕЙН» (пятистишье) – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Россия

Большая, богатая

Цветёт, живёт, дружит

Россия – наша любимая страна

Родина

13. Прием “Эссе, сочинение, рассказ”

Этот прием выражается словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, индивидуальность, оригинальность решения проблемы, аргументация. Задание выполняется в классе после обсуждения проблемы. Регламент не более 5 минут Пример: учащиеся получают задания: описать один день, проведённый в тайге, пустыне, влажном экваториальном лесу и т. д. ; или написать эссе по теме “Один день без географии”.

14. Прием «Географический конструктор»

Географический конструктор представляет собой особый вид настольной игры. Это набор карточек посвященных какой-либо географической теме. В качестве примера приведу образец конструктора по теме «Природные зоны Африки». За 1 минуту ученик должен сконструировать из карточек заданную учителем природную зону. (я провожу в виде диктанта….)

Природные зоны

А.

Постоянно-влажные и переменно-влажные леса

Б. Саванны


В. Пустыни





Элементы

1.Занимают на материке значительную площадь в северной и южной его частях

2.Наименьшее количество осадков (вообще не выпадает в ряде районов)

3.Кое-где растут колючие кустарники и отдельные пучки трав

4.В оазисах развита богатая растительность

И т. д


Для развития логического мышления применяю следующие приёмы:

«Да-нет» «Логическая задача», «Поиск общего», «Поиск аналогов», «Узнай меня», «Что это?», «Творческое задание», «Географические крестики-нолики», «Крокодил», «Географический диктант», «Почини цепочку», «Метод ассоциаций», «Логическая цепочка», «Плюс – минус – интересно»,

Технологии: «Проектная», Технология опорных конспектов, Французские мастерские, модульная технология.  Создание проблемных ситуаций

Дидактические игры: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Использование на уроке дополнительной литературы

В процессе работы по технологии критического мышления, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении культуры работы с текстом.

Критерии эффективности развития навыков критического мышления

Владение навыками поиска, трактовки, анализа информации. Умение формулировать корректные выводы. Интерес к творческой деятельности. Умение аргументировано отстаивать свою позицию. Положительная мотивация к предмету. Наличие исследовательских навыков. Умение выстраивать логические цепочки доказательств.

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».

(Эдисон)

Спасибо за внимание

Н.Н. Бабкина, учитель географии высшей категории 31.10.2014 год





9






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бабкина Н.Н.

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Интегрированный информационно - исследовательский проект "Санкт - Петербург" "
    ["seo_title"] => string(79) "intieghrirovannyi-informatsionno-issliedovatiel-skii-proiekt-sankt-pietierburgh"
    ["file_id"] => string(6) "182725"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425576499"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства