kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания нацелены на проведение занятий с учетом специфики дисциплины в различных формах: самостоятельная работа студентов, в том числе групповые и индивидуальные задания; написание  рефератов, заслушивание сообщений студентов с последующим их обсуждением, выполнение заданий из учебника.

Самостоятельная работа  студентов проводится с целью:

-                     систематизации и закрепления практического опыта, умений и  знаний, общих и профессиональных компетенций,  определенных в качестве основополагающих требованиями ФГОС СПО/НПО;

-                     формирования готовности к поиску, обработке и применению информации для решения профессиональных задач;

-                     развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-                     формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-                     выработки навыков эффективной самостоятельной профессиональной  деятельности

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине География »

БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж»

(Никольский филиал)




СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по научно-методической и инновационной деятельности БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж»

_______________/С.В. Потылицына/

«____»___________________ 2014г.


















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



по дисциплине

География


для профессий начального профессионального образования


















Никольск,

2014



РАССМОТРЕНЫ:

на заседании предметной (цикловой)

комиссии

Протокол №___ от ________________

Председатель __________________/В.В.Корепина/







Составлены в соответствии с ФГОС по профессии

260807.01 Повар, кондитер

110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства




Составлены в соответствии с ФГОС по профессии

260807.01 Повар, кондитер

110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства



Автор:



Рецензенты:


Е.С.Подольская, преподаватель



И.О. Фамилия, должность, ученая степень

И.О. Фамилия, должность, категория


























Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации и планированию самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 29 декабря 2000г. № 16-52-138ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО», Положением о планировании и организации самостоятельной работы студентов БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж» (принято Советом колледжа, протокол от 9 сентября 2010 г. № 1, утверждено приказом директора, приказ от 10 сентября 2010 г. № 381-а).

Образовательное учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения (п. 7.1. федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, среднего профессионального образования (далее – ФГОС НПО, СПО).

Формы и количество часов, отведенных на самостоятельную работу студентов определены в программе учебной дисциплины рассмотренной на заседании предметной (цикловой) комиссии _____________, протокол №___ от «___» ___________ 201_г., утвержденной директором «___»__________201_г.

Изучение учебной дисциплины «География» направлено на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения студентов, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности. У студентов формируется целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развивается познавательный интерес к другим народам и странам, а также формируются знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубляются представления о географии мира; на основе типологического подхода даётся представление о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.

Методические указания нацелены на проведение занятий с учетом специфики дисциплины в различных формах: самостоятельная работа студентов, в том числе групповые и индивидуальные задания; написание рефератов, заслушивание сообщений студентов с последующим их обсуждением, выполнение заданий из учебника.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления практического опыта, умений и знаний, общих и профессиональных компетенций, определенных в качестве основополагающих требованиями ФГОС СПО/НПО;
  • формирования готовности к поиску, обработке и применению информации для решения профессиональных задач;
  • развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • выработки навыков эффективной самостоятельной профессиональной деятельности







Содержание самостоятельной работы


Дидактические единицы (раздел, тема)

Объем в часах

Форма организация самостоятельной работы (внеаудиторная), вид самостоятельной работы

Задание

Форма контроля

Формируемые

компетенции

Тема 1.

Источники географической информации

1

Внеаудиторная, Поисковое задание

Подготовить сообщение «Геоинформационные системы»

Проверка сообщений с последующим обсуждением

Умение работать с дополнительной литературой, составлять сообщение

Тема 2.

Политическая карта мира

2

Внеаудиторная, составление кроссворда, выполнение домашнего задания из учебника

1.Составить кроссворд «Страны мира»


2.Выполнить задания 2,5 стр.22-23 из учебника

Проверка рабочих тетрадей


Знание государственного строя стран мира, классификацию стран по уровню развития, по государственному строю и административно-территориальному устройству.

Умение определять по карте положение стран; работать с атласом, картами, материалом учебника, составлять кроссворды

Тема 3.

География населения мира

2

Внеаудиторная, поисковое задание, составление кроссворда, выполнение домашнего задания из учебника

1.Выполнить задания 8,10 стр.86 из учебника


2.Составить кроссворд на тему «Города-миллионеры»

Проверка рабочих тетрадей


Знание о численности населения мира, понятии о воспроизводстве населения, о причинах демографического взрыва; понятии об урбанизации, её темпах, уровнях и формах, о составе населения, классификации народов мира и основные черты их распространения на земном шаре

Умение объяснять образование и развитие разных форм городского расселения, прогнозировать темпы роста населения в отдельных регионах мира. Анализировать текстовые, картографические и статистические материалы с целью определения общих черт и различий в воспроизводстве, составе, размещении и уровне жизни населения различных регионов мира, работать с дополнительной литературой

Тема 4.

География мировых природных ресурсов

1

Внеаудиторная, выполнение домашнего задания из учебника, составление схемы, поисковое задание

1.Составить конспект «Природные ресурсы мира»

2.Выполнить задания 8,9 стр.51,52 из учебника

Проверка рабочих тетрадей



Знание понятия о географической среде, ресурсообеспеченности, природопользовании;об основных закономерностях размещения ресурсов мира, основных путях решения геоэкологических проблем.

Умение давать характеристику размещения основных видов природных ресурсов; приводить примеры загрязнения окружающей среды. Характеризовать типы природопользования на основе текста и материалов, составлять схемы по теме

Тема 5.

География мирового хозяйства


1

Внеаудиторная, выполнение домашнего задания из учебника, составление таблицы.

Выполнить задание 13 стр.172 из учебника

Проверка рабочих тетрадей

Знание о составе и основных чертах размещения ТЭК мира, горнодобывающей, химической, лесной промышленности, машиностроения, с/х и транспорта. Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его отраслей.

Умение давать характеристику мировому хозяйству, отраслям мирового хозяйства, используя типовой план, работать с основной и дополнительной литературой

Тема 6.

Регионы и страны мира: Зарубежная Европа

2

Внеаудиторная, поисковое задание, составление кроссворда, выполнение домашнего задания из учебника

1.Составить кроссворд «Столицы стран Европы»


2.Выполнить задания 7,14(1,2) стр.217,218 из учебника


3.Подготовить сообщения по теме «Государства-карлики Зарубежной Европы»

Проверка рабочих тетрадей, проверка сообщения с последующим его обсуждением



Знание географической специфики отдельных стран и регионов, их различий по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ, особенностях географического положения, расселения населения, хозяйства стран Европы.

Умения составлять комплексную географическую характеристику стран Европы, работать с основной и дополнительной литературой, составлять кроссворды, отбирать материал для сообщения

Тема 6.

Регионы и страны мира: Зарубежная Азия

1

Внеаудиторная, выполнение домашнего задания из учебника

























Выполнить задание 20 (1-3) стр.269 из учебника

Проверка рабочих тетрадей, контурных карт

Знание географической специфики отдельных стран и регионов, их различий по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ, особенностях географического положения, расселения населения, хозяйства стран Зарубежной Азии.

Умение составлять комплексную географическую характеристику стран Азии, работать с основной и дополнительной литературой

Тема 6.

Регионы и страны мира: Северная Америка

1

Внеаудиторная, составление таблицы, составление кроссворда

1.Составить кроссворд «Штаты и города США»


2.Составить конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США»

Проверка рабочих тетрадей


Знание географической специфики отдельных стран и регионов, их различий по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ, особенностях географического положения, расселения населения, хозяйства стран Северной Америки.

Умение составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки, работать с основной и дополнительной литературой, составлять кроссворды и таблицы по теме

Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.


1

Внеаудиторная, составление таблицы

1.Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества»

Проверка рабочих тетрадей

Знание о глобальных проблемах человечества

Умение выявлять и объяснять географические аспекты глобальных проблем человечества, находить пути их решения.

Содержание заданий для самостоятельной работы


Тема 1. Источники географической информации

Задание: Изучив дополнительные источники по теме подготовьте сообщение «Геоинформационные системы». Сообщение подготовьте согласно плану:

1. Понятие о геоинформационных системах

2. Классификация геоинформационных систем

3. Роль геоинформационных систем в современном мире

При оценивании сообщений учитывается следующее:

Связность речи

Грамотность речи

Полнота передачи содержания

Фонетическая корректность

Сообщение желательно оформить в печатном виде, объем не должен превышать 2-3 листа печатного текста. Также приветствуется наличие иллюстраций, фотографий. Устное выступление не более 5 минут

После каждого выступления сообщение рецензируется и обсуждается.

План рецензии ответа

1.Был ли ответ (сообщение) студента последовательным и логичным?

2. Был ли ответ (сообщение) студента понятным?

3.Правильно ли давались определения понятий? Если нет, какие именно? Какие ошибки Вы заметили?

4.Полностью или частично раскрыто содержание учебного материала? Если нет, то какие дополнения могли бы Вы сделать?

5. Что нового Вы узнали из ответа студента?

6. Какие источники дополнительной информации использовал студент ?

7. Что Вас заинтересовало?

8. Умеет ли студент самостоятельно делать выводы и обобщения?

9. Требовалась ли студенту при ответе помощь учителя или группы?

10.Пользовался ли студент планом, текстом сообщения?

11. Какую оценку можно поставить студенту?

12.Какие бы Вы могли дать ему рекомендации для получения более высокой оценки?

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 1

Родионова И.А., Холина В.Н. Политическая карта мира: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Евразийский регион, 1998

Родионова И.А. Политическая карта мира. – М.: Московский лицей, 2000

Также допускается использование Интернет-ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/ http://fcior.edu.ru




Тема 2. Политическая карта мира

Задание 1: Составьте кроссворд «Страны мира».

Критерии для оценивания:

14 слов – оценка «5»

12 слов – оценка «4»

10 слов – оценка «3»

Материалы, необходимые для выполнения задания:

учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 1; атлас 10 кл..

Задание 2: Используя текст учебника и политическую карту мира в атласе, выпишите в тетрадь по несколько примеров развитых и развивающихся стран, относящихся к различным подгруппам.

Задание 5(творческое): Используя различные источники, приведите примеры важных геополитических проблем, которые стоят перед миром в конце 20 – начале 21 века.

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 1

Родионова И.А., Холина В.Н. Политическая карта мира: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Евразийский регион, 1998

Родионова И.А. Политическая карта мира. – М.: Московский лицей, 2000

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/ http://fcior.edu.ru


Тема 3. География населения мира

Задание:Составьте кроссворд «Города-миллионеры».

Критерии для оценивания:

14 слов – оценка «5»

12 слов – оценка «4»

10 слов – оценка «3»

Материалы, необходимые для выполнения задания:

учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 1; атлас 10 кл., интернет ресурсы

Задание 8:По карте религий в атласе 10 класса охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 1; атлас 10 кл., интернет-ресурсы http://school-collection.edu.ru/

Задание 10:Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками откуда в эти районы прибывает рабочая сила.

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 3; атлас 10 кл., контурные карты

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 3

Копылов В.А. География населения: Учеб.пособие. – М.:Маркетинг, 1998.

Народы и религии мира: Энциклопедия. –М.:БРЭ, 1998.

Религии мира: Пособие для учащихся 10-11 кл.-М.:Дрофа, 1997

Религии мира: Энциклопедия для детей. Т.6.-М.:Аванта+,1998.


Тема 4. География мировых природных ресурсов

Задание 1: Используя дополнительную литературу, составьте развернутый план – конспект темы «География мировых природных ресурсов», отразив в нём классификацию природных ресурсов мира и их характеристику, а также обеспеченность разных регионов мира природными ресурсами.

Как составить конспект

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Мысленно разделите текст на логически законченные части.

  3. Определите, о чем говорится в каждой части, выделите главное.

  4. Выделите трудные места в каждой части и разберитесь в них.

  5. Запишите кратко содержание части, включая новые термины и понятия.

  6. Выводы запишите полностью и подчеркните (выделите).

  7. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, выписанные из текста или составленные самостоятельно на основании прочитанного.

Требования, предъявляемые к конспекту:

Конспект должен быть

а) содержательным, т.е. отражать главное в тексте;

б) по возможности кратким, небольшим по объему;

в) сущность текста может быть записана своими словами

Материалы, необходимые для выполнения задания:

учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 1; атлас 10 кл

Задание 8: Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии своей области, приведите примеры: 1)рекреационно-лечебных, 2)рекреационно-оздоровительных, 3)рекреационно-спортивных, 4)рекреационно-познавательных территорий. По возможности используйте при этом собственные наблюдения и впечатления. Подготовьте альбом, посвящённый этой территории.

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник «География Вологодской области» под ред. Е.А.Скупиновой, О.А.Золотовой.- Вологда: Учебная литература, 2005.

Задание 9: Используя различные данные средств массовой информации, приведите по несколько примеров: а)положительных примеров природоохранной деятельности и осуществления экологической политики; б)отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 2

Природопользование: Учеб. Для 10-11 кл. – М.:Просвещение, 1994

Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для 10-11 кл–М.:Просвещение, 1998

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/


Тема 5: География мирового хозяйства

Задание: Используя текст учебника, рисунок 36 и карту мирового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:

Отрасли животноводства

Главные страны распространения

А) скотоводство


Б) свиноводство


В) овцеводство


Как бы вы объяснили причины такого распространения отдельных отраслей животноводства?

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» ч.1, тема 5; атлас 10 кл., рабочие тетради

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 5

Родионова И.А., Холина В.Н. Население и мировое хозяйство: Пособие по географии для поступающих в вузы.- М., 1997


Тема 6. Регионы и страны мира: Зарубежная Европа

Задание: Составьте кроссворд «Столицы стран Европы»

Критерии для оценивания:

14 слов – оценка «5»

12 слов – оценка «4»

10 слов – оценка «3»

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 6; атлас 10 кл., интернет ресурсы http://school-collection.edu.ru/

Задание 7(устное): Пользуясь текстом и рисунками учебника, картами атласа и таблицами 23-28 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности Зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определите их распределение по странам. По рисункам 25-29 установите, откуда в Зарубежную Европу поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 6; атлас 10 кл., интернет ресурсы, таблицы 23-28 учебника, рисунки 25-29 учебника.

Задание: Изучив дополнительные источники подготовьте сообщения по теме «Государства-карлики Зарубежной Европы»

Сообщение подготовьте согласно плану:

1. Географическое положение государства

2. Природные условия и ресурсы

3. Население

4.Хозяйство

При оценивании сообщений учитывается следующее:

Связность речи

Грамотность речи

Полнота передачи содержания

Фонетическая корректность

Сообщение желательно оформить в печатном виде, объем не должен превышать 2-3 листа печатного текста. Также приветствуется наличие иллюстраций, фотографий. Устное выступление не более 5 минут

После каждого выступления сообщение рецензируется и обсуждается.

План рецензии ответа

1.Был ли ответ (сообщение) студента последовательным и логичным?

2. Был ли ответ (сообщение) студента понятным?

3.Правильно ли давались определения понятий? Если нет, какие именно? Какие ошибки Вы заметили?

4.Полностью или частично раскрыто содержание учебного материала? Если нет, то какие дополнения могли бы Вы сделать?

5. Что нового Вы узнали из ответа студента?

6. Какие источники дополнительной информации использовал студент ?

7. Что Вас заинтересовало?

8. Умеет ли студент самостоятельно делать выводы и обобщения?

9. Требовалась ли студенту при ответе помощь учителя или группы?

10.Пользовался ли студент планом, текстом сообщения?

11. Какую оценку можно поставить студенту?

12.Какие бы Вы могли дать ему рекомендации для получения более высокой оценки?

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Зарубежная Европа. – М.: Мысль, 1979-1983. – (Серия «Страны и народы»).

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.2. – Тема 1.

Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: Кн. Для учащихся 10 кл./ Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000. – Раздел «Европа»



Тема 6. Регионы и страны мира: Зарубежная Азия

Задание 1.(Работа в тетради) Составьте логический конспект одного из параграфов темы 7 отразив в нём основные понятия и сущность вопроса.

Как составить конспект

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Мысленно разделите текст на логически законченные части.

  3. Определите, о чем говорится в каждой части, выделите главное.

  4. Выделите трудные места в каждой части и разберитесь в них.

  5. Запишите кратко содержание части, включая новые термины и понятия.

  6. Выводы запишите полностью и подчеркните (выделите).

  7. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, выписанные из текста или составленные самостоятельно на основании прочитанного.

Требования, предъявляемые к конспекту:

Конспект должен быть

а) содержательным, т.е. отражать главное в тексте;

б) по возможности кратким, небольшим по объему;

в) сущность текста может быть записана своими словами

Задание 3.Выберите одну из стран Зарубежной Азии, которую вы бы хотели посетить. Подберите интересный материал по этой стране. Опишите её – как будто по личным впечатлениям

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 7; атлас 10 кл., интернет ресурсы, таблицы учебника, рисунки учебника

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Зарубежная Азия. – М.: Мысль, 1979-1983. – (Серия «Страны и народы»).

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2004. – Ч.2. – Тема 2.

Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: Кн. Для учащихся 10 кл./ Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000. – Раздел «Азия»


Тема 6.Регионы и страны мира: Северная Америка

Задание: Составьте кроссворд «Штаты и города США»

Критерии для оценивания:

14 слов – оценка «5»

12 слов – оценка «4»

10 слов – оценка «3»

Задание: Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе составьте конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

Название пояса

Ведущие отрасли промышленности

Главные центры




Сформулируйте и запишите выводы.

Материалы, необходимые для выполнения заданий: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 8; атлас 10 кл., рисунок 89 учебника

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2004. – Ч.2. – Тема 4.

Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: Кн. Для учащихся 10 кл./ Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000.

Америка. Общий обзор. Северная Америка. – М.:Мысль,1989. – (Серия «Страны и народы»)


Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Задание: На основе приобретённых знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества», в которой отразите сущность проблемы, причины возникновения и пути решения проблемы. Сделайте вывод по материалам таблицы.

Материалы, необходимые для выполнения заданий: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 9;

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 6.

Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М.: Аспект Пресс, 1994.

Земля и человечество. Глобальные проблемы. – М.:Мысль, 1985. Введение. – Ч.4. – (Серия «Страны и народы»)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Подольская Елена Сергеевна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Цифровые ресурсы в обеспечении нового качества образования по                                                          географии "
    ["seo_title"] => string(85) "tsifrovyie-riesursy-v-obiespiechienii-novogho-kachiestva-obrazovaniia-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "113782"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411047395"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства