В работе представлен мой опыт препадования краеведческой работы на уроках географии.. Школьное краеведение является не какой – то дополнительной нагрузкой на учителя, а его надёжным помощником. Оно представляет собою одно из средств для поднятия качества учебно-воспитательной работы;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краеведческий аспект преподавания географии »
Краеведческий аспект преподавания географии
Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, родного края. Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, кругозор. Поэтому использование краеведческого материала на уроках географии способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания географии сомневаться не приходится. Школьная практика требует от учащихся серьезных краеведческих знаний. Огромную помощь в сборе материала для уроков географии оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и проведение летних экологических экспедиций по нашему краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным. При использовании современных компьютерных технологий, цифрового фотоаппарата, сканера и обширных Интернет-ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения урока.
В основу школьного географического краеведения заложена та мысль, что своё, близкое понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое. Образовательное и воспитательное значение школьного краеведения у нас общепризнанно и бесспорно. Развитие школьного краеведения играет, несомненно, ведущую роль в преподавании географии. На краеведческом аспекте строятся занятия по географии в начальном курсе, начиная с 6 класса. При изучении начального курса географии мы знакомимся с родным краем при изучении каждой темы, например в разделе «Литосфера», мы знакомимся с рельефом нашей местности; в разделе «Гидросфера» - с водами нашей местности; в разделе «Атмосфера», знакомимся с климатом нашей местности, при изучении природных комплексов, знакомимся с природными комплексами нашей местности .Также ведётся изучение нашего края и в 7-ом классе, при изучении материка «Евразия» – как часть этого материка. Более подробное и детальное изучение природы родного края осуществляется в 8 классе. При изучении темы «Климат» работа с климатической картой особенно конкретизирует знания, когда все данные карты сравниваются с аналогичными показателями по своему краю. В этом случае количественные выражения элементов климата (температур, осадков и т. д.), показанные на карте, будут реально восприниматься.
В 9 классе изучается экономическая география Казахстана. Наряду с темами, изучаемыми по общему курсу экономической географии Казахстана, я провожу органическую связь с конкретным местным материалом. На этих уроках мы даём характеристику развития хозяйства республики, раскрываем особенности природно-ресурсной базы, какие межотраслевые комплексы получили развитие на территории Мангистауской области.
Осуществление краеведческого аспекта в преподавании географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других — из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае или из бесед о родных местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природы всего Казахстана и некоторых зарубежных стран. Наконец, использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению учебной программы. Я организую, систематические наблюдения над явлениями природы своей местности; проводим практические работы в природе, выполнение которых сочетается с краеведением. Так же применяются многие другие виды и приемы использования краеведческих знаний при изучении географии, например работа с местными картами, с краевой литературой. Наиболее правильным будет применение одновременно ряда приемов, так как учащиеся не могут, например, достаточно ознакомиться со своим краем из одного только объяснения учителя; требуется собственная активная работа: чтение литературы, работа с различными картами, непосредственные самостоятельные наблюдения. Осуществление краеведческого аспекта в преподавании географии связано с насыщением местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы. Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии.
Наиболее часто я использую прием введения краеведческого материала в учебные занятия - это постановка вопросов о географических явлениях или объектах своего края для сравнения их с изучаемыми в целях лучшего усвоения понятий. Вопросы такого рода обычно задаются, когда необходимо создать правильное представление о видовых признаках географических объектов, для уяснения причин явления. Например вопросы, задаваемых в целях конкретного представления о причинах географического явления. В начале урока спрашиваю сводку погоды за сегодняшний день (или вчерашний). Дежурный сообщает данные о температуре, осадках, о направлении ветра. Спрашиваю: “Почему сегодня ветер северо-западный?” Естественно, учащиеся не могут ответить на этот вопрос, поскольку у них нет еще соответствующих знаний. Мышление начинается с вопроса. Перед учащимися возникла проблема, решить которую они смогут только в конце урока, когда узнают, как образуется ветер. В конце урока вновь ставлю вопрос: “Почему сегодня ветер дует с северо-запада?” Теперь учащиеся дают на него обоснованный ответ, объясняя причину возникновения ветра разницей в температуре и давлении воздуха своей местности. Этот пример показывает использование на уроке краеведческого материала для постановки вопросов “проблемного” характера, направленных на развитие географического мышления.
Большое значение имеет краеведческий материал в работе с картой, особенно на уроках по первоначальному ее изучению и в занятиях с топографической картой. Обычно, для того чтобы с самого начала заложить у учащихся правильное представление о построении карты, провожу работы с планом школьного участка или ближайших окрестностей школы. А для работы с топографической картой используем составленную краеведами карту своей местности. Переключая внимание учащихся с обозрения участка своей местности, знакомых на ней предметов на условное их изображение топографическими знаками, добиваюсь правильного понимания карты.
Привлечение материалов местных наблюдений в процессе работы с картой поможет учащимся более сознательно разобраться в ее условных знаках, полнее и глубже понять географические особенности той или иной территории. Расширению географических знаний и приобретению умений и навыков работы с картой и периодической печатью служит дежурная карта своего района. Это местный педагогический прием, дающий хорошие результаты, так как учащиеся привыкают систематически следить за текущими событиями. Основным источником для дежурной карты является районная газета. Сама же карта - пособие для иллюстраций на уроках по ряду вопросов школьного курса географии (охране природы, местных памятников и объектов природы).
На практических работах построенной на краеведческом материале служит работа по изучению тем климата, когда ученики вычерчивают розу ветров, строят графики хода температур, диаграммы облачности; или например сравнение за несколько лет фенологических наблюдений; или например сравнивание климата своей местности с климатом соседних областей. Так же я задаю домашние задания с использованием краеведческого материала, рассчитанные на длительный срок выполнения и на большую самостоятельность в работе, например: сочинения о географии своего края, составление карт и графиков, монтаж тематических альбомов и плакатов.
Исследовательская деятельность школьника – это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования - это наиболее эффективный путь показания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали. Одно из плодотворных направлений модернизации географического и краеведческого образования – проектная деятельность школьников, которая развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования. Исследовательская работа выполняется под руководством учителя. Работа учителя - руководителя проекта заключается в мотивации проектной деятельности, в организации юного краеведа на определение замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультациях по вопросам получения, обработки информации, выбора форм реализации проекта, его апробации и презентации. Проводится защита и обсуждение готовой работы в классе, школе. При рассмотрении представленной работы обращается внимание на актуальность, наличие собственной исследовательской работы в решении проблемы, творческий подход, результативность и практическая значимость работы, умение вести обсуждение, отстаивать свою точку зрения, на оформление демонстрационного материала. Примеры тем проектов, выполненных юными краеведами: «Устюртский заповедник», « Наш Каспий», «Памятники природы Мангистауской области », «Топонимика природных географических объектов». и др.
Девиз нашей краеведческой работы: «Мира не узнаешь, не зная края своего».
Все годы детства окружающий мир, природа постоянно питают сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение книги природы было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний.
Жизнь школьника является частью жизни нашего народа. Постепенно дети учатся принимать участие в жизни общества. Учитель призван помочь ребёнку осознать себя членом семьи, членом школьного коллектива, гражданином своей Родины. В последнее время во всех регионах Казахстана большое внимание уделяется изучению краеведческого материала, поэтому педагогическое значение краеведения очень велико:
Школьное краеведение позволяет построить педагогический процесс при непосредственном восприятии изучаемых объектов;
Школьное краеведение активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся. Удовлетворяя присущую детям потребность исследования, познания, школьное краеведение укрепляет их интерес к науке, что является важным условием успеваемости в обучении;
Школьное краеведение содействует образованию у детей географических навыков и умений. Во время занятий школьным краеведением ученики применяют на практике приобретённые знания, закрепляют их и переводят в навыки;
Непосредственное изучение реальной действительности формирует у детей научное, диалектико-материалистическое мировоззрение;
Познание своего края укрепляет любовь к нему. Изучение географии своей местности в отношении к природным объектам порождает у детей интерес;
Школьное краеведение является не какой – то дополнительной нагрузкой на учителя, а его надёжным помощником. Оно представляет собою одно из средств для поднятия качества учебно-воспитательной работы;
Регистрационная форма
1.Фамилия,имя,отчество
Насырова Надия Закировна
2. Место работы ( должность)
ГУ «Общеобразовательная средняя школа №6 с дошкольным мини центром и гимназическими классами» . Учитель географии высшей категории.