kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кейс – технологии как один из инновационных методов образовательной среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС второго поколения, с одной стороны этому способствует, а с другой – наоборот. Залог успешного учения - активная работа ученика на уроке. Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как можно этого достичь при 1 часе географии в неделю? Для поддержания устойчивого интереса к предмету, для достижения высоких результатов в приобретении знаний и воспитании детей, я решила использовать на уроках географии кейс – технологию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кейс – технологии как один из инновационных методов образовательной среды»

Кейс – технологии

как один из инновационных методов образовательной среды


Я – счастливый человек, потому что, проработав в школе два десятилетия, я иду на уроки с радостью. Конечно, было все, и взлеты, и падения, не буду кривить душой – были мысли покинуть школу, но какая-то неведомая сила удерживает меня рядом с ней. Каждый урок для меня – это маленькое открытие, новая ступенька на бесконечном пути, так как в нашей профессии предела совершенства нет. Учительская профессия немыслима без постоянного поиска и саморазвития, потому что нет одинаковых уроков, даже если они хорошо спланированы, все равно может возникнуть чувство внутренней неудовлетворенности, которое не позволяет останавливаться на достигнутом. Хочется объять необъятное. Хочется показать красоту и гармонию живой природы, дать глубокие и прочные знания, необходимые каждому в жизни. А еще хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали и творили, а само учение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития… И чтобы мне при этом тоже было радостно и интересно.


Современная школа требует творческого отношения учителя. Необходимость сделать учебный процесс ярким, нестандартным, а результативность занятий - максимальной, заставила меня искать новые методы в обучении и воспитании учащихся, где главная цель – личность ребёнка, использование его потенциальных возможностей.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС второго поколения, с одной стороны этому способствует, а с другой – наоборот. Залог успешного учения - активная работа ученика на уроке. Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как можно этого достичь при 1 часе географии в неделю? Для поддержания устойчивого интереса к предмету, для достижения высоких результатов в приобретении знаний и воспитании детей, я решила использовать на уроках географии кейс – технологию.


Название метода произошло от латинского термина – «казус» - запутанный или необычный случай, а также от английского case – портфель, чемоданчик.

Кейс имеет несколько определений.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.



Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести те, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать обучающихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время».


Во всем многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Объем кейса может быть различным - от нескольких предложений на одной странице ("западно-европейские" кейсы) до множества страниц ("американские" кейсы). Однако большие кейсы вызывают некоторые затруднения у обучающихся по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

При разработке кейса должны помнить, что он должен соответствовать чётко поставленной цели; иметь соответствующий уровень трудности; быть актуальным на сегодняшний день; не устаревать слишком быстро; иллюстрировать типичные ситуации; иметь несколько решений; провоцировать дискуссию; развивать аналитическое мышление.


Представить кейс на уроке можно различными способами, но, как правило, представляется в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. В последнее время все популярнее становится мультимедиа презентации. Однако фильм, видео и аудио презентации могут создавать некоторые проблемы. С печатной информацией легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в фильме. Ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению информации и ошибкам. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео.


Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

1. индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);


На данном этапе происходит знакомство с кейсом и вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации. Ребята получают кейс и задания к нему. Практика показывает, что на уроке лучше всего использовать печатные кейсы объёмом не более 1-3 страниц, прочитать которые можно непосредственно во время занятия за 5-10 минут.


2. работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

При формировании групп не нужно придерживаться принципа, согласно которому группа должна состоять из слабых и сильных обучающихся. Желательно, чтобы группа состояла из школьников с одинаковым уровнем развития, для того чтобы активизировать работу слабых обучающихся, при этом оптимальное количество участников в группе должно быть 4-6 человек. Оптимальное количество групп в одной аудитории – четыре. При увеличении размера группы или числа групп понадобятся дополнительные усилия для контроля над ситуацией, а обучающимся - дополнительное время для третьего этапа, что в целом снизит эффективность урока. Время, отводимое на работу в малых группах, должно быть ограниченным (10-15 минут), чтобы сделать обсуждение в группах более напряженным.

Именно на этом этапе сталкиваются различные подходы к решению проблем. Школьники учатся творчески применять имеющиеся знания и отстаивать свою точку зрения. Здесь имеется возможность высказать свое мнение тем обучающимся, которые по характеру менее активны и порой остаются в тени при работе с целым классом. Итогом работы в малой группе является выработка общего решения, которое может сопровождаться схемами, тезисами, но общее решение в данном случае для учителя не является самоцелью. Оно желательно, но каждый обучающийся имеет право остаться при своей точке зрения и высказать её при общей дискуссии на третьем этапе.

3. презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Каждая группа должна представить свой вариант решения проблемы всей аудитории кратко и ясно. Именно на этом этапе умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным качеством обучающихся.

Устная презентация обладает свойством кратковременного воздействия и, поэтому, трудна для восприятия и запоминания. Степень подготовленности выступающего проявляется в спровоцированной им дискуссии. Преимуществом такой презентации является ее гибкость. Оратор может откликаться на изменения окружающей обстановки, адаптировать свой стиль и материал, чувствуя настроение аудитории.

Непубличная презентация менее эффектна, чаще всего это отчет по выполнению задания, при этом стимулируются такие качества, как умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет. Письменные отчеты-презентации обычно более структурированы и детализированы. Основное правило письменного анализа кейса заключается в том, чтобы избегать простого повторения информации из текста, информация должна быть представлена в переработанном виде. Самым важным при этом является собственный анализ представленного материала, его соответствующая интерпретация и сделанные предложения.

Итоговая групповая презентация обычно занимает не более 3 минут, чтобы хватило времени на проведение межгрупповой дискуссии, которая является естественным завершением работы с конкретной ситуацией и содержит в себе высокий развивающий потенциал. Важно рассчитать время урока так, чтобы его хватило на межгрупповую дискуссию, иначе подводя итоги урока, учитель навязывает свою точку зрения на решение проблемы.

Роль преподавателя на этом этапе очень важна: он обобщает сказанное, логически разделяя между собой разные блоки дискуссии; подводит ее итог. В конце обсуждения учитель высказывает свою точку зрения, не настаивая на том, что она единственно правильная, тем самым подчеркивая, что он и обучающиеся партнеры при решении данной проблемы. На этом же этапе происходит оценивание работы обучающихся.


Таким образом, кейс – технологию можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. Это дает обучающимся возможность освоить и закрепить формы познания  и анализа действительности в комплексе. Сочетание различных методов обучения является одной из причин эффективности применения метода кейсов.

К кейс - методам, активизирующим учебный процесс относятся:


1. метод инцидента, особенность которого заключается в том, для принятия решения имеющейся информации недостаточно, поэтому обучающийся сам находит информацию для принятия решения и анализирует ее.


2. метод разбора деловой корреспонденции, в котором обучающиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения и вопросы, которые позволяют найти решение.


3. метод игрового проектирования, итогом которого могут быть мини-проекты различного направления.


4. метод ситуационно-ролевой игры при которой проблемную ситуацию кейса предлагают сами заранее подготовленные учащиеся.


5. метод дискуссии является самым распространенным методом, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию и дать возможность каждому учащемуся высказать свою точку зрения. В споре рождается истина!



При применении кейс - метода преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала. При его использовании, несомненно, много плюсов:

- способствует повышению познавательной активности обучающихся в учебном процессе;

- развитие и совершенствование творческих способностей обучающихся;

- активизирует мышление обучающихся;

- формирует умения работы с большим объёмом информации;

- формирует коммуникативные навыки;

- способствует развитию здоровой дискуссии;

- удобно совмещается с другими технологиями.

Таким образом, наличие проблемной ситуации, умение найти необходимую информацию, коллективно выработанное решение, возможность нескольких вариантов решения проблемы, высокая степень активности, а также управляемый эмоциональный фон отличают кейс - метод от других и способствуют формированию познавательного интереса обучающихся, расширению их кругозора, развитию критического мышления, а также активизации всего педагогического процесса.

Но при работе с кейсами есть и сложности:

- подготовка кейса требует много времени и обилия информации;

- сложность в подборе информации;

- не все обучающиеся способны работать с большим объёмом информации, так как техника чтения не у всех школьников одинаковая;

- невозможность частого использования метода в рамках классно-урочной системы.


В заключении надо отметить, что ни один метод обучения не является универсальным. Обучение с помощью метода кейсов имеет многочисленные преимущества и содержит недостатки. Поэтому его применение в учебном процессе должно быть весьма избирательным с точки зрения места и времени. Только оптимальное сочетание различных методов может принести максимальный обучающий эффект.

Однако, не смотря на все сложности и на титанический труд, который предстоит учителю, результаты стоят потраченных сил и времени. Ведь главная радость для учителя – это его успешный ученик, в котором воплощаются все его идеи и стремления. И чем более успешными и развитыми будут ученики, тем большее удовлетворение от своей работы получает учитель.

ДЕРЗАЙТЕ,

И НЕ БОЙТЕСЬ НИЧЕГО НОВОГО,

НЕ БОЙТЕСЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ,

«ИБО ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»!!!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Кейс – технологии как один из инновационных методов образовательной среды

Автор: Будасова Елена Валентиновна

Дата: 09.06.2016

Номер свидетельства: 333686

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"
    ["seo_title"] => string(70) "kieistiekhnologiikakodinizinnovatsionnykhmietodovobrazovatielnoisriedy"
    ["file_id"] => string(6) "299062"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456429169"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "«Кейс – технологии как один из инновационных методов образовательной среды»"
    ["seo_title"] => string(73) "keis_tekhnologii_kak_odin_iz_innovatsionnykh_metodov_obrazovatelnoi_sredy"
    ["file_id"] => string(6) "527588"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574097441"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка на тему "Использование технологии  кейс-стади на уроках развития речи в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-kieis-stadi-na-urokakh-razvitiia-riechi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444906007"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Современные средства оценивания  результатов освоения  ООП  ООО по биологии"
    ["seo_title"] => string(83) "sovriemiennyie-sriedstva-otsienivaniia-riezul-tatov-osvoieniia-oop-ooo-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "253179"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447527761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства