| Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год 7 А класс |
| № | Дата проведения | Тема | Основные виды учебной деятельности | Примечание |
| | По плану | Фактически | | |
| Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА И ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 4 часа. | |
| 1 | | | Карта и ее математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях. Вводный инструктаж по ТБ | Работать с источниками информации. Давать определение понятиям: карта, план местности, космические снимки. Классифицировать картографические изображения. Определять вид картографической проекции;горные; Проанализировать особенности топографической карт. Выявлять специфику математической основы карт; Уметь строить профиль местности | |
| 2 | | | Топографическая карта. | |
| 3 | | | Практическая работа №2. Чтение топографической карты. Построение профиля местности. | |
| 4 | | | Космические и цифровые источники информации. | |
| Тема 2. Россия на карте мира 4 часа | |
| 5 | | | Географическое положение России Практическая работа №3. Характеристика географического положения России. | Умение объяснять: • специфику географического положения России; • особенности приспособления человека к природным условиям; • особенности проведения государственной границы России; • специфику исчисления времени на территории России. Умение определять: • различия во времени на территории России; • страны-соседей. | |
| 6 | | | Природные условия и ресурсы. | |
| 7 | | | Часовые пояса и зоны. | |
| 8 | | | Практическая работа №4. Определение поясного времени для разных пунктов России. | |
| Тема 3. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ 5 часов. | | | Обобщение по теме «Россия на карте мира» |
| 9 | | | Русские землепроходцы XI-XVII вв. Входной контроль. | • определять критерии для сравнения фактов, явлений, • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, • создавать объяснительные тексты Предметные умения: Умение объяснять: • особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития. Умение определять: • следствия географических открытий и путешествий. | |
| 10 | | | Географические открытия в России XVIII-XIX вв. | |
| 11 | | | Практическая работа № 5. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев. | |
| 12 | | | Географические исследования в XX веке. Практическая работа № 6. Анализ источников информации об истории освоения территории России. | |
| 13 | | | Роль географии в современном мире. | | |
| Тема 4.ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ РОССИИ 6 часов | |
| 14 | | | Геологическое летоисчисление . Шкала геологического времени. Геологическая карта. | Предметные умения: Давать определения терминов, по тематике урока; выявлять и объяснять особенности геологического летоисчисления; читать и анализировать геологическую карту и геохронологическую таблицу; классифицировать геологические эры и периоды; устанавливать связь между геологическим событием и эрой и периодом; формулировать вывод о значении геологической карты и геохронологической таблицы; показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока; использовать знания о геохронологической таблице для объяснения истории развития земной коры и природы планеты; представлять тематическую информацию в графическом виде. | |
| 15 | | | Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. | |
| 16 | | | Практическая работа №7 Выявление зависимости между строение, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. | |
| 17 | | | Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Практическая работа №8. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны. | |
| 18 | | | Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. | |
| 19 | | | Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | |
| ТЕМА 5. «КЛИМАТ РОССИИ» 7 часов. | |
| 20 | | | Факторы, определяющие климат России, солнечная радиация, распространения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. | Давать определения терминов, по тематике урока; читать и анализировать климатические карты; выявлять и объяснять особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей; определять по картам и формулировать вывод о закономерностях распределения основных климатических показателей на территории России; устанавливать связь между ГП и распределением основных климатических показателей; показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока; использовать знания о распределении тепла и влаги по территории России для характеристики климата отдельных территорий России; представлять тематическую информацию в графическом виде. | |
| 21 | | | Распределение тепла и влаги по территории России. Практическая работа №9. Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте. | |
| 22 | | | Климатические пояса и типы климатов России. Практическая работа №10. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. | |
| 23 | | | Погода Воздушные массы и атмосферные фронты. Практическая работа №11 Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте. | |
| 25 | | | Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Практическая работа №12. Прогнозирование тенденций изменения климата. | |
| 24 | | | Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. | |
| 26 | | | Обобщение, контроль и коррекция знаний и навыков учебной деятельности по теме «Климат России». | |
| ТЕМА 6. ГИДРОГРАФИЯ РОССИИ 8 часов. |
| 27 | | | Моря, территорию омывающие России. Практическая работа №13. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России. | Давать определения терминов по тематике урока; выявлять и объяснять особенности морей, омывающих территорию России; читать и анализировать тематические карты; составлять описание морей; формулировать вывод об особенностях морей, относящихся к бассейнам разных океанов и их значении; классифицировать моря; устанавливать связь между ГП моря и его особенностями; показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока; использовать знания о морях, омывающие территорию России для определения их значения в жизни и хозяйственной деятельности человека, в формировании природы России. | |
| 28 | | | Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания реки. Режим рек. | |
| 29 | | | Реки России. Практическая работа №14. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей их хозяйственного использования. | |
| 30 | | | Озёра и болота. Виды озер их распространение по территории России. Виды болот их хозяйственное значение. | |
| 31 | | | Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. | |
| 32 | | | Великое оледенение. Великий ледник на территории России. Последствия ледникового периода. | |
| 33 | | | Гидросфера и человек. Практическая работа №15. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны. | |
| 34 | | | Обобщение, контроль и коррекция знаний и навыков по теме «Гидрография России». | |
| ТЕМА 7. ПОЧВЫ РОССИИ 3 часа. | |
| 35 | | | Формирование почвы, ее состав, строение и свойства. | Давать определения терминов, по тематике урока; выявлять и объяснять условия формирования почв, особенности строения и состава почв; читать и анализировать тематические карты; составлять описание почвенного профиля; классифицировать почвенные горизонты; устанавливать связь между условиями почвообразования и типом почвы; формулировать вывод о почве как результате взаимодействия всех оболочек Земли; использовать знания об условиях почвообразования для характеристики типов почв на территории России; представлять тематическую информацию в графическом виде. | |
| 36 | | | Зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Практическая работа №16. Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования. | |
| 37 | | | Почвенные ресурсы. Изменение почв в процессе хозяйственной деятельности человека, борьба с эрозией и загрязнением почв. | |
| ТЕМА 8. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОССИИ 3 часа. | | | Антарктида – холодное сердце – 3 часа |
| 38 | | | Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Практическая работа №17. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы. | Давать определения терминов, по тематике урока; выявлять и объяснять место и роль растений и животных в природном комплексе, специфику типов растительности; определять особенности размещения растительного и животного мира по территории России; читать и анализировать тематические карты; классифицировать объекты; устанавливать зависимость растительного и животного мира от других компонентов природы; формулировать вывод о разнообразии растительного и животного мира России; использовать знания о растительном и животном мире России для описания природы нашей страны; представлять тематическую информацию в графическом виде. | |
| 39 | | | Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. | |
| 40 | | | Особо охраняемые природные комплексы. | |
| ТЕМА 9. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ 7 часов. | |
| 41 | | | Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. | Давать определения терминов, по тематике урока; выявлять и объяснять отличия ПК друг от друга; определять особенности размещения природных зон на территории России; читать и анализировать тематические карты; классифицировать ПК и их компоненты; сравнивать ПК; устанавливать связь между компонентами ПК; формулировать вывод о разнообразии ПК России; использовать знания о компонентах природы для характеристики ПК России; представлять тематическую информацию в графическом виде. | |
| 42 | | | Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Практическая работа №18. Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне. | |
| 43 | | | Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. | |
| 44 | | | Лесостепь, степь и полупустыни. Практическая работа №19. Составление описания одной из природных зон России по плану. | |
| 45 | | | Высотная поясность. | |
| 46 | | | Природно-хозяйственные зоны. | |
| 47 | | | Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «Природные зоны России». | |
| ТЕМА 10. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ 13 часов. | |
| 48 | | | Островная Арктика. | Давать определения терминов, по тематике урока; читать и анализировать тематические карты; выявлять и объяснять условия выделения и размещения природных районов, специфические черты природных районов; определять географические особенности природных районов и характер влияния человека на их природу; формулировать вывод об особенностях природных районов России; показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока; использовать знания о компонентах ПК для составления характеристики природных районов; представлять тематическую информацию в графическом виде. | |
| 49 | | | Восточно-Европейская равнина. Агроклиматические ресурсы Белгородской области. | |
| 50 | | | Восточно-Европейская равнина. Практическая работа №20. Составление описания природного района по плану. | |
| 51 | | | Северный Кавказ. | |
| 52 | | | Крым. | |
| 53 | | | Уральские горы. | |
| 54 | | | Западно-Сибирская равнина. | |
| 55 | | | Средняя Сибирь. | |
| 56 | | | Северо-Восточная Сибирь. | |
| 57 | | | Пояс гор Южной Сибири. | |
| 58 | | | Дальний Восток. | |
| 59 | | | Обобщение, контроль знаний по теме «Крупные природные районы России». | |
| 60 | | | Коррекция знаний и навыков учебной деятельности по теме «Крупные природные районы России». | |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК 1 час. |
| 61 | | | Природа и человек. Практическая работа №21. Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека. | Давать определения терминов, по тематике урока; читать и анализировать тематические карты; выявлять и объяснять закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий, особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства; определять закономерности размещения различных видов природных ресурсов; классифицировать природные ресурсы; использовать знания о взаимном влиянии природы и человека друг на друга для сохранения ПК; показывать и обозначать на карте объекты по тематике урока. | |
| ГЕОГРАФИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 5 часов. |
| 62 | | | Территория, границы, географическое положение Белгородской области. Практическая работа по краеведению №1. Физико-географическое положение Белгородской области | определять критерии для сравнения фактов, явлений, • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, • создавать объяснительные тексты Предметные умения: Умение объяснять: • особенности изучения территории Белгородской области на различных этапах ее геологического развития. Умение определять: • составляющие климата и прогнозировать изменения . | |
| 63 | | | Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф области. Практическая работа по краеведению №2. Полезные ископаемые области, района. |
| 64 | | | Общая характеристика климата Белгородской области. Практическая работа по краеведению №3. Основные характеристики климата Белгородской области. |
| 65 | | | Почвы и почвенный покров области. Земельные ресурсы и их использование. Водные ресурсы области. Практическая работа по краеведению №4. Земельные ресурсы своего района, области. |