Формы, методы и результаты работы с учащимися по изучению и охране природной среды в рамках внеурочной деятельности
Формы, методы и результаты работы с учащимися по изучению и охране природной среды в рамках внеурочной деятельности
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это как нельзя лучше можно отнести к формированию экологических компетенций, так как отдельного предмета в школьном компоненте нет, и поэтому необходимо искать новые формы и методы обучения. В основе реализации ФГОС лежит системно – деятельностный подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы, методы и результаты работы с учащимися по изучению и охране природной среды в рамках внеурочной деятельности»
Формы, методы и результаты работы с учащимися
по изучению и охране природной среды
в рамках внеурочной деятельности
В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед учителями задачу развития личности ребёнка, школьника, как непрерывный процесс. Проблема личностного развития учащихся, как единого целостного процесса может быть реализована, когда учитель будет иметь целостную картину основных линий развития экологической культуры.
При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это как нельзя лучше можно отнести к формированию экологических компетенций, так как отдельного предмета в школьном компоненте нет, и поэтому необходимо искать новые формы и методы обучения. В основе реализации ФГОС лежит системно – деятельностный подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.
У нас в гимназии экологическое образование представлено кружковой работой и участием школьников в работе научного общества «Сократ». Основными целями этой работы являются:
понимание, что человек – это часть природы, его назначение. Умение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
принятие личного участия в решении экологических проблем.
В своей педагогической деятельности по экологическому воспитанию учащихся я ставлю следующие задачи:
координация практической деятельности школьников по изучению и оценке состояния окружающей среды с соблюдением процесса преемственности;
разнообразие форм работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу;
воспитание навыков экологической культуры , элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения;
воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Для учащихся создаются условия для формирования и развития:
* интереса к географии и смежным наукам;
* умений самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.
Организация работы кружка опирается на знания учащихся по окружающему миру, географии, биологии и соответствует возрастным особенностям учащихся, включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного населенного пункта, края, страны. Некоторыми видами работы с учащимися я хочу с вами поделиться.
Работа кружка «География: от теории к практике» рассчитана на обучение детей в течение 2-х лет. В объединение набираются все желающие учащиеся 6, а затем 7 классов независимо от их уровня обученности. Именно этому возрастному контингенту свойственна познавательная активность и любознательность. Группа занимается 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Программа кружка предполагает групповую и индивидуальную форму обучения. Всего в году - 34 часа. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Все начинается с теории. Я считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным, поэтому на многих своих занятиях я использую такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений: добывать новые предметные знания, приемы и способы действий; самостоятельно организовывать поиск; достигать поставленных целей обучения; формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п. Например, при изучении темы «Растительный и животный мир» я организую сюжетно-ролевую учебную игру «Заповедники России». Ребятам дается опережающее задание – разделиться на группы, выбрать любой заповедник России и найти необходимую информацию для рекламы этой территории. Учащимся надо так представить рекламу своего заповедника, чтобы заинтересовать различные группы населения. При этом помимо чисто географической информации, которую должна содержать реклама, следует учитывать и социокультурные ассоциации, возникающие у людей при создании тех или иных зрительных образов. В игре ученики осознают и свою социальную ответственность. Они выбирают стратегию собственного поведения, правда, пока на эмоциональном уровне.
Каждый учащийся за время обучения в школе должен приобрести хотя бы скромный опыт в выполнении исследовательских заданий. На своем кружке я учу ребят обязательным элементам исследования – постановке цели, формулированию задач, выбору методов сбора и обработки фактического материала, проведению опытов, наблюдений, экспериментов, анализу и обсуждению полученного материала, умению делать промежуточные и окончательные выводы. Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность обучающихся при выборе методик и при обработке собранного материала. Я хочу продемонстрировать это на примере занятия в 6 классе по теме «Внутренние воды».
Очень большое значение имеет мотивация, которая может осуществляться различными способами: можно сделать акцент на значимости ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание и т.п. При исследовании мотивирующая (исходная) задача должна обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи. Очень действенным является метод географических загадок.
Постановка проблемы также может осуществляться различными способами. В идеале ее должен сформулировать сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако в реальной школьной практике такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднительно; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными или неточными. А потому на первых порах необходим контроль со стороны учителя, а затем учащиеся уже смогут это делать самостоятельно.
Выдвижение гипотез происходит перед проведением экспериментов. Сначала ребята выдвигают свои гипотезы после каждой поставленной проблемы, а затем практически ее доказывают или опровергают. Итогом является заполнение карт исследований, в которые учащиеся вносили и свои гипотезы, и результаты проделанных опытов, то есть экспериментальные доказательства решения проблемных заданий.
После проведения экспериментов в кабинете следуют практические занятия в полевых условиях. Полноценное выполнение таких исследовательских заданий требует тщательной подготовки соответствующего методического и лабораторного оборудования, а также всестороннего изучения устройства и работы используемых приборов учащимися. После теоретического обобщения каждый учащийся получает индивидуальное задание для выполнения, а результаты обрабатываются совместно для составления общего отчета.
Комплексные работы подразумевают исследования по различным направлениям. В конце 6 класса я провожу полевые изучения природных комплексов станицы. Учащиеся разбиваются на группы, каждый учащийся получает свое задание. Выполненные исследовательские работы объединяются в общий отчёт, где они представлены в виде отдельных разделов. В результате этой работы все ребята получают элементарные навыки исследования природы и её элементов, а так же самостоятельно делают выводы о последствиях вмешательства человека в окружающую среду.
В конце 7 класса каждый учащийся проводит мониторинг изменения окружающей среды в микрорайонах станицы по месту проживания, исследуя состав воздуха, почвы, местных водоёмов и степень озеленения территории, проводя анализ произошедших изменений и выяснение причин этих явлений.
Наш Краснодарский край поистине является жемчужиной России, имея и бескрайние степные просторы на севере, в пределах которых расположена наша станица, и величественные горы на юге, где не побывать – просто непростительная глупость. Отправляясь в очередное путешествие в горы, ребята получают различные задания в зависимости от степени их подготовки – от простейшего ознакомления с окружающими красотами до анализа данного природного комплекса в целом.
Свои отчёты они оформляют в свободной форме (фотовыставки, репортажи, исследования и т.п.), а лучшие работы в дальнейшем используются на уроках и внеклассных занятиях.
По требованиям ФГОС обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга достижений учащихся являются материалы выполнения учебных исследований и учебных проектов, а также защита итогового индивидуального проекта. Одна из форм организации проектной деятельности в гимназии - научное общество учащихся «Сократ». Главная задача НОУ – дать учащемуся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
В течение всего учебного года ребята изучают различные источники информации, отбирая необходимый материал, проводят микроисследования, анкетирования, обрабатывают и анализируют полученные данные, делают промежуточные и окончательные выводы, тем самым развивая свои общеучебные и метапредметные навыки - социальные, коммуникативные, мыслительные и исследовательские.
В 2014-2015 учебном году из 9 работ моих кружковцев 7 были заслушаны на районном семинаре для учителей муниципалитета в плане обмена опытом по проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС основного общего образования и рекомендованы для участия в муниципальном туре конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани в 2015-2016 учебном году. Этот конкурс у нас уже прошел, все 7 работ стали призерами и победителями, отправлены для участия в зональном туре, где 2 работы стали призерами. Сейчас мы ждем результатов регионального тура. Помимо этого проекты учащихся рассматриваются комиссиями конкурсов Малой сельхозакадемии наук учащихся Кубани, «Семейные экологические проекты», «Шаг в будущее-ЮНИОР» и конкурса «Биологическая наука – на благо человека». Мы надеемся на хорошие результаты.
В этом учебном году количество индивидуальных проектов, где я являюсь куратором, увеличилось до 12. Кроме этого я решила еще попробовать развитие исследовательских навыков и через групповую работу. Тематика индивидуальных проектов разная - это изучение свойств лекарственных растений, исследование качества родниковой воды, пакетированных и свежевыжатых соков, чая, исследование биологической природы иллюзий, изучение почвенного профиля новостроек станицы и т.п. На данном этапе работа с теоретическим материалом закончена, проведены анкетирования, готовятся опыты и эксперименты.
Реальный процесс творчества - это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Творчество созидания нового – преобразование того, что существовало в начале. Мы должны сделать школу местом для взращивания уникальных людей, ведь будущее начинается сегодня!