"Формирование навыков работы с картой на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
"Формирование навыков работы с картой на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
В образовательной специальной (коррекционной) шкле VIII вида на уроках географии у учащихся с нарушением интеллекта часто возникают трудности при работе с географической картой. Целью моих наблюдений было выявление состояния навыков работы с географической картой учащихся с нарушением интеллекта, а именно понимание карты (правильна расшифровка её условных обозначений, умение пользоваться масштабом, выполнение упражнений на пространственную ориентировку); чтение карты (за каждым её условным обозначением представлять реальный объект); наличие картографических представлений (представлений о местонахождении географических объектов, их форме, величине, протяженности и т.д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование навыков работы с картой на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида"»
«Формирование навыков работы с картой на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
(из опыта работы)
Коржева Наталья Юрьевна
учитель географии
Последние десятилетия ХХ века вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценной человеческой личности ознаменовались во всем мире процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами обучения, развития обучаемыми.
Работая в специальной (коррекционной) школе VIII вида учителем географии, я столкнулась с различными проблемами в формировании у детей с нарушением интеллекта географических знаний, умений, навыков, предусмотренных образовательной программой, в том числе у учащегося возникают трудности при работе с географической картой.
Карта, как географическое пособие является обязательным элементом географии. При организации работы с картой должны учитываться не только познавательные возможности учащегося с интеллектуальной недостаточностью, но и специальные карты как символического пособия, так как реальные объекты на ней передаются с помощью условных обозначений.
Целью моей исследовательской работы являлось выявление состояния навыков работы с географической картой у учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Основной задачей было проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению состояния навыков работы с географической картой учащихся с нарушением интеллекта.
В процессе исследования формирования навыков работы с географической картой изучались следующие компоненты: понимание карты (правильная расшифровка её условных обозначений, умение пользоваться масштабом, выполнение упражнений на пространственную ориентировку); чтение карты (за каждым её условным обозначением представлять реальный объект); наличие картографических представлений (представлений о местоположении географических объектов, их форме, величине, протяженности и т.д.)
По известным причинам знание карты (даже на самом элементарном уровне) формируется у учащихся с интеллектуальной недостаточностью со значительными сложностями. При этом у них проявляются специфические особенности овладения картографическими знаниями и умениями, среди которых необходимо отметить следующие:
Школьники с трудом усваивают условные обозначения карты. Поэтому нецелесообразно применение на уроках географии в специальной (коррекционной) школе других символов и знаков (достаточно общепризнанных специальных картографических).
Ученики допускают типичные ошибки при расшифровке условных цветов физической карты. Так, зеленый цвет они декодируют как лес, луг, траву; коричневый – как пашню, огород; желтый – как песок; голубой (синий) – как небо и т.д. Возникновение этих погрешностей обусловлено главным образом тем, что у учащихся «житейские» представления доминируют над географическими.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью зачастую переносят значения условных цветов с одной карты на другую. В частности, территорию, закрашенную на карте природных зон в зеленый цвет, они декорируют как равнину, в желтый – как возвышенность и т.д. Поэтому, сопоставляя карты, например физическую и природных зон, учитель должен добиваться от школьников понимания того, что на них одинаковыми (или близкими по оттенкам) условными цветами закрашиваются различные объекты: формы земной поверхности и природные полосы. В связи с этим необходимо ограничить количество карт, используемых на уроках географии в специальной (коррекционной) школе. Прежде всего, следует применять такие карты, как физическая, природных зон и политическая. Не является целесообразным употребление специальных карт: климатической, природных ресурсов, плотности населения и др. Они еще больше усложняют работу учащихся с картой.
Школьники испытывают сложности при выполнении заданий, предусматривающих пространственную ориентировку по картографическим пособиям. Например, учащиеся успешнее показывают на них требуемый объект в целом (Россию), чем его заданную часть (восточую часть России). В специальной (коррекционной) школе стоит пересмотреть способ определения сторон горизонта по «краям» и, главным образом, таких из них, как север и юг. В частности, при работе с картой полушарий этот способ отыскания сторон горизонта является правильным для объектов, расположенных в серединной части каждого из полушарий, а чем ближе объект находится к краям полушарий карты, тем больше будет его отклонение от положения относительно севера или юга.
Ученики не в состоянии правильно прочитать масштаб картографических пособий (например, в 1 см 50 км). Они с большим трудом усваивают и разграничивают такие понятия, как «крупный» и «мелкий» масштаб карты. Данные понятия у школьников ассоциируются с величиной числа. Например, карту мелкого масштаба они причисляют к крупномасштабной, отмечая: «Потому что у нее число больше». В связи с этим работу по дифференциации понятий «крупный» и «мелкий» масштаб необходимо проводить уже при вычерчивании учащимися несложных планов (предметов большого размера).
У учащихся обнаруживаются сложности в запоминании названий конкретных объектов, связанных с картой (в усвоении географической номенклатуры). Эти названия вызывают затруднения у школьников как в произношении, так и в написании.
Ученики не обращаются к легенде (таблице условных обозначений) картографических пособий, которая является «ключом» к их пониманию. Постоянная и кропотливая работа с легендой содействует предупреждению типичных ошибок учеников в расшифровке ее условных обозначений.
Как свидетельствует практика, специфические особенности усвоения учащимися с интеллектуальной недостаточностью условных обозначений карты и сложности в выполнении упражнений с нею вызваны не только своеобразием их познавательной деятельности. Они обусловлены еще и тем, что ученики не овладевают приемами работы с картой и в первую очередь вспомогательными. Именно данные приемы содействуют преодолению трудностей в формировании у школьников картографических знаний и умений.
При проведении опытно-экспериментальной работы в конце учебного года, направленной на выявление у учащихся степени овладения навыками работы с географической картой мною были использованы следующие практические задания: выявить умение учащихся определять название карты, читать легенду карты, использовать звездочку ориентирования для определения сторон горизонта, соотносить условные обозначения изучаемого объекта на карте с его изображением, показывать изучаемые объекты на карте, вычислять с помощью масштаба расстояние между географическими объектами.
Оценивание выполняемых заданий проводилось по 5-балльной шкале:
«5» - задание выполнено без ошибок;
«4» - задание выполнено с одной ошибкой;
«3» - задание выполнено с двумя ошибками;
«2» - задание не выполнено.
Общее количество набранных баллов:
26-30 баллов – высокий уровень усвоения знаний;
21-25 баллов – хороший уровень усвоения знаний;
16-20 баллов – средний уровень усвоения знаний;
До 15 баллов – низкий уровень усвоения знаний.
В опытно-экспериментальной работе участвовало 9 детей из 7 класса.
Проанализировав качественный и количественный результаты эксперимента можно сделать следующие выводы:
- высокий уровень сформированности навыков имеют 4 человека (44,4%)
- хороший уровень сформированности навыков имеют 4 человека (44,4%)
- средний уровень сформированности навыков имеет 1 человек (11,2%)
Применяемые в системе основные и вспомогательные приёмы работы с географической картой помогли учащимся с нарушением интеллекта к концу учебного года лучше ориентироваться в географических картах, понимать карты, читать карты, ориентироваться в расположении географических объектов.
Также в ходе опытно-экспериментальной работы выявлено, что у учащихся недостаточно сформированы навыки определения сторон горизонта, а также большие затруднения вызывают вычисления с помощью масштаба расстояний между географическими объектами.
Таким образом, применение разнообразных приёмов работы с географической картой оказывает положительное влияние на формирование навыков работы с картой у учащихся с нарушением интеллекта в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида.