Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание на внеклассных мероприятиях по географии»
Лукина В. В. Филиал МБОУ Сосновской СОШ №2 в с. Третьи Левые Ламки
Эстетическое воспитание на внеклассных мероприятиях по географии
(из опыта работы)
Эстетическое воспитание на внеклассных мероприятиях по географии, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Сложные задачи эстетического воспитания не могут быть решены только средствами учебного процесса. Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе.
Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.
В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена: 1) эстетическое просвещение, 2) развитие эстетических чувств и 3) обогащение опыта художественной деятельности.
Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это – беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, работа клуба любителей природы, географические вечера и т. д. Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют просто беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков.
Формирование эстетической культуры - это не только расширение художественного кругозора, увеличение числа прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда - это говорит о высоком уровне его эстетической культуры. Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, на улице, всюду, где они проводят время, занимаются делом или отдыхают.
Формирование эстетической культуры - это процесс развития способности личности к восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. (Сластенин В.А.) Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться с уродливым, безобразным, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве. Эстетическое воспитание не может ограничиваться только мероприятиями по литературе, музыке и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризоваться занятия и по таким предметам, как биология, физика, химия, география. Эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристотеля: ( Хотя, это высказывание относится к математике, но тем не менее) «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю, в том числе и учителю географии
Цели моей внеклассной работы по формирования эстетической культурывытекают из общих целей – создать средствами предмета географии условия для того, чтобы школьники умели видеть прекрасное, культурно вести себя в природной и социальной среде, имели склонность к самопроявлению и самовыражению своей личности
География – прежде всего наука о природе. Красота природы неоспорима. Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения Особенно это проявляется во время экскурсий и прогулок. Природа – богатейший источник эстетический переживаний школьников. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года, суток и погоды.
Для ознакомления учащихся с красотой родной природы провожу экскурсии, однодневные походы, организую наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, учащиеся создают гербарии из местных растений, проводим выставки рисунков, поделок из природного материала. В результате у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. В каждый момент в окружающей природе есть что-то прекрасное. Природа облагораживает чувства, влияет на весь духовный облик ребенка. Природа – это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Сочетание красоты с ароматом лесов и полей вызывает у школьника целый комплекс переживаний, которые при постоянном общении с природой становятся дорогими и близкими ему, ложатся в основу и патриотического чувства. К.Д.Ушинский считал, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению, благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, разнообразию форм, линий, красок. Эстетическое направление во внеклассной работе призвано научить школьников получать наслаждение от общения с природой, любоваться красотой ландшафтов, испытывать удовлетворение от труда по облагораживанию антропогенных комплексов в пределах своего села, района, своего жилища. Это направление способствует развитию художественного вкуса, выражается в создании рисунков, фотографий, их выставок, которые проводятся в нашей школе. Моей важнейшей целью внеклассной работы является так же и организация общественно полезной работы, которая позволяет школьникам применять полученные на уроках географии знания и умения в практической деятельности( тем более что я еще и являюсь учителем технологии). Например, экологические субботники Учащиеся по заданию учителя сделали уборку и навели чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, деревьев. «Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!» - говорю детям, и учащиеся любуются делом своих рук, переживая радость и воодушевление от сделанного. Школьники вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окнами школы. Их рукам создан и ухожен учебно-опытный школьный участок, на который можно любоваться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего эстетического вкуса
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на внеклассных мероприятиях по географии необходимо использовать произведения поэтов, музыкантов, художников, воспевающих красоту природы
. Синтез прозы, поэзии, музыки не только способствует развитию чувства прекрасного, эстетического отношения к природе, нотакже одновременно позволяет развивать эмоционально- образное и аналитическое мышление учащихся.
Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствует проведение даже тех же самых обычных мероприятий по географии: бесед , конференции, конкурсно-игровых и конкурсно-развлекательных программ, викторин, турниров знатоков и т. д. на различные темы. При этом дети представляют ярче образ далеких стран и континентов
В организации эстетического воспитания на внеклассных мероприятиях погеографии часто использую ресурсы Интернет. Много информации на сайтах: http://intergu.ru - сетевое сообщество, Интергуру, Интернет – государство учителей, http://it-n.ru сеть творческих учителей. Привлечение учащихся к подготовке мероприятий с использованием ИКТ, помогает им не только овладеть навыками рационального использования компьютера. PowerPoint, проявить себя и реализовать свои творческие способности, но также способствуют пониманию сущности эстетического в окружающей действительности, повышают художественную грамотность, развивают творческие способности, повышают интерес и стремление к эстетическому освоению мира. Выступая с презентациями дети учатся говорить, ощущают свою полную меру причастности к художественному творчеству. Применение ИКТ делает работу более эффективной и результативной. Слайды, выведенные на большой экран, служат прекрасным иллюстративным материалом. Использование ИКТ оживляет мероприятие, делает его ярким и запоминающимся. Методы применения средств ИКТ во внеклассной работе по географии направлены на совершенствование процесса обучения, на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитания их информационной культуры, и при этом развивается художественный вкус и умение любить красоту. Именно использование современных технологий во внеклассных мероприятиях позволят сделать их современными, более увлекательными и интересными для учащихся и в плане эстетической культуры, повышает потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности