kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад по теме "Новые педагогические технологии – условие успешного перехода к ФГОСам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшая проблема нашего общества - сохранение и развитие одарённости детей. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Именно поэтому в работе с одаренными детьми необходимо использовать современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные и др.

Рассмотрим основные технологии, используемые в работе с одаренными детьми.

1.     Проектная технология.

2. Технология исследовательской мастерской.

3.Технология дебатов.

4. Технология критического мышления (инсерт, кластер, синквейн, метод Э. де Боне, групповые дискуссии, метод «мозгового штурма»).

5. Технология проблемного обучения.

6. Методика обучения в малых группах.

7. Кейс – технология.

8. Информационные технологии.

9.  Технология тьюторского сопровождения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Новые педагогические технологии – условие успешного перехода к ФГОСам"»

Доклад

Новые педагогические технологии –

условие успешного перехода к ФГОСам


Подготовила: Пшенова Тамара Владимировна,

учитель географии Тополевской ООШ


План

  1. Проектная технология.

  1. Технология исследовательской мастерской.

  1. Технология дебатов.

  2. Технология критического мышления (инсерт, кластер, синквейн, метод Э. де Боне, групповые дискуссии, метод «мозгового штурма»).

  3. Технология проблемного обучения.

  4. Методика обучения в малых группах.

  5. Кейс – технология.

  6. Информационные технологии.

9. Технология тьюторского сопровождения.


Важнейшая проблема нашего общества - сохранение и развитие одарённости детей. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Именно поэтому в работе с одаренными детьми необходимо использовать современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные и др.

Рассмотрим основные технологии, используемые в работе с одаренными детьми.

1. Проектная технология.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой интеграция фактических знаний (иногда путем самообразования) для активного включения школьников в освоение новых способов человеческой деятельности.

Можно разделить деятельность обучающихся и учителя на этапах выполнения проекта (табл. 1).

2. Технология исследовательской мастерской.

Исследовательская мастерская – это новый способ организации деятельности учеников на уроке. Мастерская включает в себя ряд заданий, которые направляют школьников в нужное русло, но внутри каждого задания ученики абсолютно свободны. Они каждый раз сами выбирают пути исследования, средства для достижения цели и темп работы.

3. Технология дебатов

«Дебаты» - это образовательная технология, использующая позиционные игры для достижения следующих образовательных результатов:

  • Умение пользоваться различными способами интегрирования информации.

  • Умение задавать вопросы.

  • Умение самостоятельно формулировать гипотезу.

  • Умение аргументировать свою точку зрения.

  • Умение толерантно относиться к чужому мнению.

  • Способность участвовать в совместном принятии решений.

  • Способность брать на себя ответственность и принимать решения в экстремальных ситуациях.

Качество выступлений участника дебатов имеет множество аспектов, важнейшие из них: понимание темы и предмета обсуждения, выразительность, способность выражать свои мысли, умение вести разговор и убедительность. На этих аспектах и базируются критерии оценки участников (табл.2).

4.Технология критического мышления.

Базовый цикл технологии включает три стадии, каждая из которых направлена на развитие интереса каждого обучающегося вне зависимости от уровня его развития и достижений в обучении:

  • Первая стадия – вызов. У школьников активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

  • Вторая стадия – осмысление. Содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа осмысленная – процесс чтения сопровождается действием ученика (маркировка, составление таблиц и т.д.). Здесь «текст» трактуется широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

  • Третья стадия – рефлексия, размышление. На данном этапе ученик формирует личностное отношение к тексту. Происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Технология критического мышления включает в себя множество приемов, которые позволяют учителю помочь обучающимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Это инсерт, мозговая атака, групповая дискуссия, кластеры, синквейн, эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, взаимоопрос, метод шести шляп Э. де Боне и др.

Инсерт – прием, осуществляющийся в несколько этапов:

  1. Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом: галочкой помечается то, что уже известно обучающимся; знаком «минус» - то, что противоречит их представлению; знаком «плюс» - то, что является для них интересным и неожиданным; «вопросительный знак» ставится, если что-то не ясно, возникло желание узнать больше.

  2. Читая текст, обучающиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Все работают в индивидуальном режиме.

  3. Обучающимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующей таблице:


V - «галочка» (то, что уже известно)

Знак «минус» (то, что противоречит представлению)

Знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? – «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)


Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Развитие критического мышления через получение новой информации можно привести на примере изучения компонентов природы Австралии. Эта технология предполагает активное действие учеников на протяжении всего урока. Каждому ученику раздается лист формата А4, который разделен на 4 колонки:
1. — я это знаю;
2. — новая информация;
3. — думал иначе;
4. — не понятно.


Положительное влияние на формирование интереса обучающихся, интенсификацию их познавательной активности оказывают кластеры.

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

Последовательность действий:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «Планета и ее спутники»).

  3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает информационное поле по данной теме.

В ходе применения данного технологического приема как способа мотивации мыслительной деятельности ученики проявляют высокую степень участия в коллективной работе, так как важно не то, чтобы они ответили правильно, а то, чтобы ответили и ответов-идей было как можно больше.

Не меньшими возможностями для формирования познавательной активности обучающихся обладает синквейн за счет того, что он вообще требует интенсивной мыслительной деятельности.

Синквейн представляет собой стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором синтезируется весь блок изучаемого материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысли в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:

  • Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

  • Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

  • Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

  • Пятая строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Например, синквейн на тему «Лист»:

Лист.

Простой и сложный.

Дышит, испаряет, образует.

Состоит из листовой пластинки и черешка.

«Правая рука».

Таким образом, результатом синквейна является создание школьниками творческого продукта.

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боне легко может быть использован на уроке любой предметной области. Использование данного метода развивает у обучающихся способность структурировать информацию. В «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

Методика «Шесть шляп мышления» это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше:

  • работать с информацией;

  • находить выгоды и возможности;

  • использовать интуицию;

  • критически анализировать проблемы;

  • генерировать творческие идеи;

  • организовывать свое мышление.

Характеристика шляп мышления.

Белая шляпа - объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь важно выяснить как то, что ученики знают по данному вопросу, так и то, что они не знают. Можно задать себе и оппоненту следующие вопросы:

  • какая информация имеется;

  • какая информация необходима;

  • как и где получить недостающую информацию.

Красная шляпа - мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе - нейтрального, объективного, почти полностью лишенного эмоциональных оттенков. Однако оно играет важную роль. Если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.

Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  • что я сейчас чувствую;

  • что мне подсказывает интуиция;

  • что говорит мой «внутренний голос».

Черная шляпа - мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия. Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический анализ проблемы. Мышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.

Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:

  • каковы возможные проблемы;

  • каковы вероятные сложности;

  • на что нужно обратить внимание;

  • в чем опасность.

Желтая шляпа - требует сознательного усилия. Желтая шляпа антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, обучающийся превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать.

Вопросы «под Желтой шляпой»:

  • каковы преимущества;

  • каковы положительные стороны;

  • в чем ценность;

  • привлекательна ли концепция данного предложения;

  • можно ли это воплотить в жизнь.

Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, обучающийся выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то новое. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.

Вопросы «под Зеленой шляпой»:

  • какие творческие идеи имеются;

  • каковы возможные альтернативы;

  • как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.

Синяя шляпа - особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой обучающиеся управляют процессом восприятия и переработки поступающей информации. Фокусирование - одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса - самый простой способ фокусирования мышления. Здесь нужны определенные навыки и умения: умение задавать правильные вопросы, умение точно определить и сформулировать проблему, умение поставить задачу для мышления. Под Синей шляпой ученики делают обобщения и выводы (наблюдение и обзор; комментарии; подведение итогов).

Вопросы «под Синей шляпой»:

  • с чего начать;

  • что на повестке дня;

  • каковы цели;

  • какие шляпы использовать;

  • как подвести итог;

  • что делать дальше.

Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его

4. Технология проблемного обучения.

Преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся.

Более того, проблемное обучение сопровождается участием обучаемых в прогнозировании следующего шага рассуждения.

Например: раскрытие вопроса из урока «Природные зоны Евразии» с использованием эвристической беседы:

«У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление». Возникает столкновение уже имеющихся знаний с новым фактом и у школьников возникает интеллектуальное затруднение, т. е. возникает проблемная ситуация.

Система вопросов логически связанных между собой помогает ученикам найти верный ответ, т. е. решить проблему.

Учитель:

В какой сезон года происходит интенсивный рост деревьев? (летом; в тёплый сезон года, благоприятный для роста деревьев).

Когда происходит интенсивный рост у саксаула? (тоже в благоприятное для роста растения время).

Какое время в пустыни благоприятно для роста деревьев? (время дождей).

Почему у саксаула за год образуется несколько колец? (после каждого продолжительного дождя ствол саксаула приобретает одно кольцо).


5. Кейс-технология

Кейс-метод – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций. При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.

Суть его заключается в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, научно-популярных журналов, таких как «Наука и жизнь», СМИ и др. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-метод по отношению к другим технологиям можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, менее сложные методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др. В качестве задания обучающемуся (или группе обучающихся) можно предложить сделать доклад, подготовить проект или компьютерную презентацию.

При работе с кейсом у обучающихся формируются умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

8. Информационные технологии в обучении одаренных детей

Информатизация образования, основанная на использовании новых информационных технологий, направлена на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к умению приобретать их самостоятельно.

Предъявляемая обучающимся информация и организация возможностей ее изучения постоянно расширяются благодаря развитию интерактивных компьютерных систем:

- мультимедийных технологий, подключающих комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимация) восприятие информации;

- телекоммуникаций, позволяющих расширить границы того социального окружения, в рамках которого осуществляется познавательное развитие школьника;

- искусственного интеллекта, поднимающего уровень обучения до сознательного эксперимента и исследования.

Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания определенных учебных предметов, объектно-ориентированных программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы и др.), предназначенных для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры, систем искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные обучающие системы), предназначенных для организации процесса самообучения, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.

При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо. Снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий. Компьютер дает мгновенный анализ ответа, что позволяет опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Рекомендуемая литература

  1. Глухова С.В. Проектная деятельность в личностно-ориентированном обучении // Заочный педсовет. – 2011. -№2. – С. 60-63.

  2. Гой Е.И. Исследовательская мастерская на уроках математики // Сибирский учитель. – 2011 - № 4. С. 71-72.

  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 48 с.

  4. Зеленина Е.Б. Технологии работы с талантливой молодежью // Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в современном мире: сборник тезисов международной научной конференции. – 2010. – С. 100-105.

  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.

  6. Пырьева В.В. Метод проектов как условие интеграции школьных предметов // Сибирский учитель. – 2011. - № 4. С. 112-116.

  7. Яшкова М.Н. Возможности технологии развития критического мышления для формирования познавательной активности школьников // Практика школьного воспитания. – 2011. - №4. – С. 31-37.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад по теме "Новые педагогические технологии – условие успешного перехода к ФГОСам"

Автор: Пшенова Тамара Владимировна

Дата: 10.10.2016

Номер свидетельства: 348048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(83) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385542"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-sposobnosti-obuchat-sia-ili-ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107917"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО (из опыта работы)». "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-urochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-noo-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "128544"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415534027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства