Научно – исследовательская
работа по географии
Арктика. Борьба за ресурсы.
Работу выполнил
Бочнев Дмитрий
ученик 9 б класса
МБОУ СОШ №7
п. Каменномостского
Руководитель
учитель географии
Жигилиев П.Ю.
2015 год
Объект исследования.
Природно – ресурсный потенциал Арктики и перспективы его освоения.
Актуальность.
Отстаивание экономических и гео - политических интересов России в Арктике.
Цели работы.
Изучить литературу об использовании российской части Арктики как ресурсной базы экономики страны.
Узнать о национальных стратегиях развития арктических территорий других государств.
Предмет исследования.
Международно - правовые документы, научная литература, статьи периодической печати.
Гипотеза.
Арктика была, есть и будет неотъемлимой частью экономических и гео –политических интересов России.
Задачи.
Проанализировать научную литературу, с целью изучения состояния данной проблемы.
Выявить новые данные о государственной политике Российской Федерации и других стран в Арктике.
Метод.
Монография (теоретический анализ научной литературы по вопросам, относящимся к проблеме исследования)
Арктика – загадочный уголок нашей планеты, где природа сохранилась в своем первозданном виде. Это не просто снежная шапка Северного полюса. Это огромный район пересекающихся геополитических и экономических интересов приарктических стран. Российская Федерация, США, Канада, Дания и Норвегия претендуют на часть морского дна в Арктике, богатого полезными ископаемыми. Существующие арктические проблемы, включая вопросы континентального шельфа, могут быть решены в духе партнерства, путем переговоров и на основе действующих норм международного права. Крупные корпорации делают ставку на обнаружение месторождения углеводородов в регионе, который находится вдалеке от политической нестабильности. Не останавливает их ни суровый климат, и даже не низкие температуры.
У России имеются большие возможности по развитию и освоению Арктики (из числа тех государств, которые имеют арктическое морское побережье). Более 250 миллионов барр. газа и нефти в нефтяном эквиваленте находится в российских районах Арктики (по оценкам компании, это 60,1% от всех запасов Арктики).
В документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (п. 4 главы II Национальные интересы Российской Федерации в Арктике) подчеркнуто, что «основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:
а) использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;
б) сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;
в) сбережение уникальных экологических систем Арктики;
г) использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике».
Документом определены цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации государственной политики РФ в Арктике. Главными целями политики государства в данном регионе являются расширение ресурсной базы Арктической зоны РФ, поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск Вооруженных Сил РФ в регионе, сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований Арктической зоны РФ и другие.
В целом в среднесрочной перспективе реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике позволит России сохранить роль ведущей арктической державы.
Воды Северного Ледовитого океана омывают берега пяти государств: Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии. Эти государства пытаются закрепить за собой право собственности на часть морского дна в Арктике, где, по оценкам специалистов, могут содержаться миллиарды тонн нефти и природного газа.
По данным Геологической службы США, в целом к северу от полярного круга находится около трети мировых запасов природного газа и 13% запасов нефти3. Более того, под толщей воды северных морей сосредоточены большие месторождения алмазов, никеля, хрома, марганца, вольфрама, редких металлов, золота. В связи с этим борьба за Арктику в последние годы заметно обостряется.
Существует два способа разграничения прав арктических государств на дно Северного Ледовитого океана: секторальный и конвенциальный. Согласно первому – сектором каждого из упомянутых государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Данный способ основывается исключительно на обычных нормах международного права (на практике действий и национальных законодательствах, не оспариваемых иными государствами). Во всех пяти арктических странах приняты свои критерии определения полярных областей. В п.1 ст. 6 Женевской Конвенции о континентальном шельфе, заключенной 29.04.1958 г. подчеркнуто: «если один и тот же континентальный шельф примыкает к территориям двух или более государств, берега которых расположены один против другого, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется соглашением между ними. При отсутствии соглашения и если иная линия границы не оправдывается особыми обстоятельствами, границей служит срединная линия, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек тех исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих государств». Принципы и нормы этой Конвенции были отражены во многих международных договорах о разграничении континентального шельфа и в соответствующих внутригосударственных нормативных актах.
Российский сектор, к примеру, закреплен Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Канадский – Законом Канады о Северо-Западных территориях (в ред. 1925 г.). Однако между пятеркой арктических государств отсутствуют соглашения, четко определяющие права на дно Северного Ледовитого океана.
Очевидно, что данный способ разграничения наиболее выгоден для Российской Федерации. В большей или меньшей степени выгоден он и для Дании, Канады, Норвегии и Соединенных Штатов Америки. Существующие же разногласия в кругу пятерки арктических государств можно решить путем переговоров, на основе достаточной международно-правовой базы. Этому была посвящена конференция по Северному Ледовитому океану пяти прибрежных арктических государств. Конференция состоялась 28 мая 2008 г. в Илулиссате (Гренландия). На конференции обсуждался общий подход к обусловленным изменением климата перспективам и проблемам Северного Ледовитого океана и сопредельных территорий. Важнейшим итогом конференции стало принятие политического заявления - Илулиссатской декларации. Ее целью является создание прочной политической основы для мирного развития Северного Ледовитого океана.
Согласно конвенциальному способу – к Северному Ледовитому океану, в частности, необходимо применять общие правила разграничения прав на морские районы, установленные Конвенцией ООН по морскому праву от 10.12.1982 г. Каждая из пяти стран, расположенных в районе Северного полярного круга, имеет право на 200-мильную исключительную экономическую зону, если считать от береговой линии. Территориальные претензии за пределами этой зоны может иметь любое государство, если оно способно доказать, что ее континентальный шельф простирается за эти пределы.
Конвенциальное разграничение морского дна Северного Ледовитого океана значительно уменьшает размер арктического сектора Российской Федерации, на что указывают российские ученые-правоведы в ряде публикаций. Несмотря на это Россия избрала именно этот способ, в одностороннем порядке ограничив свои права в арктическом секторе, что явно не отвечает долговременным интересам нашего государства.
Интерес к Крайнему Северу возник в связи с глобальным потеплением. Из-за ускорения таяния льдов природные ресурсы, которыми богата Арктика, становятся все более доступными для добычи. Основной спор, касающийся раздела шельфа в Северном Ледовитом океане, идет о подводном хребте Ломоносова, на который претендуют Канада, Дания и Россия. Так что сейчас одной из главных задач для России является сбор научных доказательств того, что данный хребет является продолжением именно ее континентального шельфа.
Российские политики и ученые ожидают, что ООН примет «научно обоснованную» претензию России на получение во владение обширного участка арктического дна. Если удастся доказать на международном уровне, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, тянущиеся к Гренландии, являются продолжением Сибирской континентальной платформы, то Россия приобретет право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике и на разработку огромных месторождений нефти и газа в треугольнике Чукотка-Мурманск-Северный полюс. Однако остается лишь предполагать, что будет, если планам России не суждено сбыться и развитие событий пойдет не по выстраиваемому сценарию. Ведь цена вопроса очень высока.
В последние годы многие ведущие мировые державы предпринимают активные усилия с целью пересмотра границ арктических пространств, и в первую очередь российского сектора Арктики.
В последнее время Российская Федерация предприняла ряд шагов с целью изучения Арктики, но много еще предстоит сделать. Учеными научно-исследовательского судна «Академик Федоров» проведена работа по сбору информации о глубинах и строении дна Северного Ледовитого океана. Данные исследования продолжала дрейфующая полярная станция «СП-38». На льдине установлен современный цифровой эхолот. В 2011 году проведены дополнительные сейсмические исследования, геолого-геофизические работы по обоснованию континентальной природы поднятий Ломоносова и Менделеева. Эти данные помогли России собрать достаточно информации, чтобы подкрепить свою заявку в комиссию ООН по морскому праву для международно-правового оформления внешней границы континентального шельфа Арктической зоны Российской Федерации. Однако предпринимаемых шагов недостаточно. Немалые средства необходимо вложить в создание военной и пограничной инфраструктуры, в строительство метеорологических и гидрологических станций, создание служб спасения, информационно-телекоммуникационной среды, строительство судов, прежде всего вспомогательных и так далее. Более того предпринимаемые практические действия требуют подкрепления со стороны нормативно-правовой базы.
Россия стремится к достижению компромисса в вопросах Арктики путем переговоров. Ярким примером тому служит Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане подписанный 15.09.2010 г. между Королевством Норвегия и Российской Федерацией. Данным документом удалось разрешить вопрос делимитации между Норвегией и Россией в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, тем самым положен конец территориальному спору, длившемуся на протяжении нескольких десятилетий. Согласованное сторонами решение находится в рамках современных принципов международного права. Договор означает продолжение широкого норвежско-российского сотрудничества, регулирует его в сфере использования возможных трансграничных месторождений углеводородов в указанных морских пространствах.
В своем выступлении на Международном форуме «Арктика – территория диалога» В.В. Путин отметил, что «в Арктике действительно пересекаются серьезные геополитические и экономические интересы. Но у меня абсолютно нет сомнений в том, что существующие арктические проблемы, включая вопросы континентального шельфа, могут быть решены в духе партнерства, путем переговоров и на основе действующих международно-правовых норм».
Арктика – зона мира. Колоссальный объем природных ресурсов этого региона ведет к необходимости международного сотрудничества в их исследовании и освоении. Дальнейшее освоение северных территорий должно быть неразрывно связано с мероприятиями по сохранению крайне уязвимой природной среды Севера, ее биологического богатства. В наших силах сохранить Арктику для будущих поколений.
Выводы:
- Арктика – альтернативный район добыче углеводородов;
- Российской Федерации необходимо отстаивание территориальных интересов в Арктике;
- использование природных ресурсов Арктики ведет к необходимости международного сотрудничества в их исследовании и освоении;
- создание военной и пограничной инфраструктуры, строительство метеорологических и гидрологических станций, создание служб спасения, информационно-телекоммуникационной среды, строительство судов требуют государственной поддержки на уровне Федерального законодательства.
Список литературы
1. Российская газета - Центральный выпуск №4877, 30.03.2009.
2. Калышева Е. Лед прокормит // Российская Бизнес-газета №774(41), 02.11.2010.
3. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII.- М., 1970. С. 101-105.
4. http://maxpark.com/community/politic/content/2121438
5. http://voprosik.net/arktika-i-novye-resursy/
6. http://www.km.ru/referats/333000-rossiya-kurs-na-arktiku