Цели: Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы и о требованиях к современному работнику. Дать понятие «трудовые ресурсы», дать представление об особенностях рынка труда. Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы , знаний , квалификации и способностей к трудовому процессу .
Рынок труда
Рынок труда - это соотношение спроса на рабочую силу и ее предложение
Ценой рабочей силы являетсязаработная плата. На рынке труда одна сторона (продавцы) представлена лицами, ищущими подходящую работу, другая (покупатели) — работодателями — предпринимателями или их представителями
Соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения при различной оплате труда
Низкая оплата труда
Высокая оплата труда
Работодатель:
Работодатель:
нужно
можно набрать
побольше
обходиться
дешевых
как можно
Работников
меньшим
числом работников
Работник:
Работник: очень хочется получить высокооплачиваемую работу
нет большого
желания
работать
за низкую
оплату
Много рабочих
Мало рабочих
мест, высокий
мест, низкий
спрос на рабочую
спрос на рабочую
силу
Силу
Мало желающих
Высокое предложение рабочей силы
работать, малое
предложение
рабочей силы
Безработица
Дефицит работников
Основные требования к квалифицированной рабочей силе:
Знания
Умения
Принятие самостоятельных решений
Знание иностранного языка
Конкурентоспособность
Освоение новых видов профессии
Опыт работы
Дисциплинированность
Организованность
Коммуникативная культура
Безработица
Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка
Распределение численности безработныхпо возрастным группам
География безработицы
География безработицы
Экономика районов с высоким уровнем безработицы там, где большой удельный вес занимает сельское хозяйство, уровень урбанизированности ниже средне российского, скорость создания новых рабочих мест меньше, чем скорость роста трудоспособного населения.
Низкий уровень безработицы наблюдается в районах нового освоения (например, на Крайнем Севере России). Поскольку большинство населения этих районов в основном приезжие, то, не находя работу, они возвращаются к себе на родину.
География безработицы в России зависит:
демографической ситуации и, от структуры хозяйства.
Районы с высоким естественным приростом населения имеют, как правило, и высокий уровень безработицы.
Главная причина - каждый год большие контингенты молодежи входят в трудоспособный возраста, выходит же из него на пенсию гораздо меньшее число людей. Экономика этих районов - большой удельный вес занимает сельское хозяйство, уровень урбанизированности ниже среднероссийского, скорость создания новых рабочих мест меньше, чем скорость роста трудоспособного населения.
Регионы высокого естественного прироста, являются в то же время регионами с менее развитой структурой хозяйства.
Причины безработицы:
Естественный прирост населения;
На пенсию выходят меньше, чем количество молодежи вступает в трудоспособный возраст;
Миграция населения;
Скорость создания рабочих мест;
Новые требования к трудовым ресурсам;
Наибольший спад производства;
Уровень урбанизации;
Трудовые ресурсы из вне;
Низкая оплата труда
Спад в производстве
Требования к современному работнику в условиях рынка
Требования к современному работнику в условиях рынка
Условия жизни и требования к работникам так быстро меняются, что полученное однажды образование уже не может обеспечить конкурентоспособность на рынке труда на всю оставшуюся жизнь. Поэтому современный работник должен уметь также приобретать новые знания и умения, т. е. заниматься самообразованием.
Лучший способ «научиться учиться» — это стараться самому овладеть как можно большим числом знаний и умений, осваивать новые профессии и виды занятий. Чем больше видов деятельности освоил человек, тем уверенней, «устойчивей» он чувствует себя на рынке труда.