Тема «Состав трудовых ресурсов России. Рынок труда», 8 класс.
Цель урока - разрешение проблемного вопроса через формирование представления о рынке труда.
Образовательные задачи: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: рынок труда, трудовые ресурсы, безработица, экономически активное население.
Развивающие задачи: в результате урока учащиеся смогут развивать познавательные способности, логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации, речь.
Воспитательные задачи: учащиеся осознают себя членами коллектива при работе в группах, будут воспитывать в себе чувства толерантности, умение отстаивать свою позицию, будут учиться ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, вести диалог на основе равноправных отношений, строить жизненные планы с учетом конкретных экономических условий нашего региона.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих
II. Актуализация опорных знаний
Учитель:
Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова Сенеки «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным». Ведь очень важно найти своё место в современном обществе и жить так, чтобы потом «…не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»
Просит учащихся сформулировать тему.
Попытка вызвать интерес, удивление, создавая, таким образом, мотив деятельности.
Пушкин в известной сказке говорил:
Пошел поп по базару
Посмотреть кое-какого товару.
Навстречу ему Балда,
Идет, сам не зная куда.
Вот так и встретились у Пушкина продавец покупатель.
Поп говорит:
Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
На современном языке это может звучать примерно так: нужен профессионал широкого профиля. Предлагаю сформулировать определение этого понятия и задаю проблемный вопрос: как стать конкурентоспособным на рынке труда? Как разрешить противоречие между желанием работать и отсутствием работы?
III. Изучение нового материала
Учитель дает задание учащимся, на основе работы с текстом учебника и раскрыть понятия трудовые ресурсы, рынок труда, экономически активное население. Пониманию этих сложных терминов способствует схема «Состав трудовых ресурсов России в 2012 г.» на с. 59 учебника.
Учащиеся работают с учебником, отвечают на поставленные учителем вопросы.
Трудовыми ресурсами называется трудоспособное население (женщины в возрасте от 16 до 55 лет и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет), а также дети и пенсионеры, занятые в народном хозяйстве
Рынок труда– это соотношение спроса на рабочую силу и её предложения.
Экономически активное население- люди, непосредственно занятые в общественном производстве и ищущие работу.
-Как называют таких людей? (безработные)
Учитель освещает некоторые моменты из истории понятия:
В Советское время учет безработных не производился. В Конституции существовала статья, согласно которой каждый гражданин обязан был трудиться. Безработных называли «тунеядцами», а выявленных неоднократно призывали работать, могли осудить.
Но существовала так называемая «скрытая безработица» - человек не работал, но по его трудовой книжке, под его именем работал другой – пенсионер – например, сторожем.
С переходом России на рельсы рыночной экономики человек стал сам определять, как ему существовать. А государство сняло с себя ответственность в обеспечении работой каждого члена общества.
С 1991 года появились биржи труда
Сейчас - службы занятости
Вопросы:
Платят ли пособия безработным?
Как ищут работу?
IV. Закрепление знаний
Учитель дает задание поработать в группах с текстом учебника, картами и ответить на вопросы:
От чего зависит география безработицы в России?
Каковы причины и следствия безработицы?
Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы?
Зависит ли безработица от структуры хозяйства?»
Предлагает внести предложения по сокращению безработицы:
а) в первую очередь; б) на перспективу.
Учащиеся работают в группах, обсуждают вопросы, Принимают участие в фронтальной беседе, вносят свои предложения
V. Закрепление знаний и умений в измененной ситуации
Учитель предлагает учащимся проранжировать по значимости десять профессий (с 1 по 10), обсудить полученные результаты.
Ответить на следующие вопросы:
Почему результаты оказались именно такими?
На чем, на ваш взгляд, должен быть основан выбор профессии?
Какие требования должны предъявляться к работнику в условиях рынка? Насколько вы сами отвечаете этим требованиям?
Почему сегодня говорят не об образовании «на всю жизнь», а об образовании «через всю жизнь»?»
Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу "Мои качества, помогающие овладеть выбранной профессией":
Качества личности, нужные для выбранной профессии
Качества, помогающие овладеть выбранной профессией
Качества, препятствующие овладению выбранной профессией
Проблема.
Как стать конкурентоспособным на рынке труда?
Как разрешить противоречие между желанием работать и отсутствием работы?
Учитель предлагает выступить представителям групп и высказать свои предложения по поводу решения проблемного вопроса.
-За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более цене, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях.
VI. Подведение итогов занятия
Учитель подводит итог групповой работы: чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда необходимо выполнить условия, которые учащиеся назвали условиями жизненного успеха.
Учащиеся определяют список качеств, которые необходимы, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда:
Условия жизненного успеха
Рефлексия (оценка результатов деятельности учащихся)
Было ли тебе интересно на уроке?______
Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______
Сумел ли ты применить свои знания?______
Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____
VII. Домашнее задание:
Изучить текст параграфа.
Подготовить сообщение о востребованной специальности.