Зарубежная Европа - это один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Страны Зарубежной Европы»
Страны Зарубежной Европы
ЦЕЛЬ УРОКА:
Определить в чём особенность ГП Европы;
Сколько стран в современной Европе;
На какие субрегионы делится Европа;
Природные условия и ресурсы стран Европы;
Как размещено население по территории Европы
Г
Географическая характеристика стран Европы
Политическая карта Европы
1. Типология стран Европы.
2. Интеграция стран Европы.
3. Субрегионы стран Европы.
3. Составление характеристики ЭГП одной из стран Европы.
Проведение страны Европы по классификации и типологии.
1. По географическому положению
Приморские
Внутренние
Островные
Полуостровные
По географическому положению
2. По форме правления
Республики
Монархии
Конституционные
Теократическая
3. По форме административно-территориального устройства
Унитарные
Федеративные
4. По уровню экономического развития
Экономические развитые страны
Страны «Большой семерки»
Другие европейские страны
Субрегионы Зарубежной Европы
Западная
Северная
Великобритания
Норвегия
Южная
Ирландия
Швеция
Франция
Восточная
Португалия
Германия
Польша
Испания
Финляндия
Чехия
Италия
Дания
Нидерланды
Исландия
Греция
Бельгия
Словакия
Австрия
Румыния
Швейцария
Болгария
Венгрия
Босния и Герцеговина
Македония
Албания
Сербия и Черногория
Субрегионы Зарубежной Европы.
Практическая работаСоставление экономико-географической характеристики страны Европы (по выбору учащегося).
Цель работы: развитие умений давать ЭГХ страны, используя различные источники географической информации.
Задание. Подготовить доклад на тему «ЭГХ страны», используя примерный план:
1. Название страны и состав территории.
2. ЭГП и ПГП страны: оценка пограничных государств с точки зрения их влияния на экономику и политику характеризуемого государства; оценка положения государства по отношению к транспортным путям; природные ресурсы и природные условия страны; изменение ЭГП и ПГП страны во времени.
3. Особенности населения.
4. Общая характеристика хозяйства.
5. География основных промышленных комплексов и отраслей.
6 Специализация сельскохозяйственного производства.
7 Развитие транспортного комплекса.
8. Социально-экономическое развитие районов внутри страны. Выравнивание уровней экономического развития.
9 Внешние экономические связи. Экспорт и импорт.
Площадь Европы 10 млн. км. кв. С трёх сторон окружена морями Берега Европы сильно изрезаны Площадь европейских островов превышает 700 тыс.кв.км В Европе расположены полностью или частично 50 островов
Регионы Европы
В Европе выделяют 4 региона: Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа.
Северная Европа
Включает 5 стран: Данию, Исландию, Норвегию, Финляндию и Швецию.
Обладает самыми значительными природными ресурсами (основные – полезные ископаемые и лес).
Населения мало, но оно однородно.
Высокий уровень развития хозяйства (Норвегия – нефть, Швеция – автомобили, Финляндия – электроника, Дания – «молочная ферма Европы»).
Памятников природы и истории немного.
Южная Европа
Находится на крупных полуостровах в Средиземном море.
Главное богатство – прекрасный средиземноморский климат и побережья теплых морей (главный курортный район Европы).
Регион заселен многими народами, многие из которых внесли большой вклад в развитие цивилизации.
Страны являются крупными производителями сельскохозяйственной и промышленной продукции (Греция и Италия – оливковое масло, Италия и Испания – автомобили, Греция – крупнейший в мире морской флот).
Много памятников истории.
Восточная Европа
Относится большая группа стран от Балтийского моря до Средиземного и Черного.
Большая часть равнинная (кроме Чехии и Словакии - Карпаты).
Есть прекрасные условия для зимнего отдыха.
Страны бедны полезными ископаемыми.
Регион густонаселен (кроме гор), преобладает городское население.
Много исторических памятников, из природных самым знаменитым является Беловежская Пуща.
Средняя Европа
Занимает наибольшую часть Европы. В южной части региона находятся Альпы.
Регион густонаселен.
Размеры стран очень различаются.
Находятся наиболее экономически развитые страны Европы: Германия, Великобритания, Франция.
Главная отрасль промышленности – машиностроение. Широко известна одежда и обувь из Германии, парфюмерия из Франции, лекарства из Швейцарии.
Памятников культуры много, а природных памятников – мало.
Плотность населения
ХОЗЯЙСТВО ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ.
Х ОЗЯЙСТВО ЗАРУБЕЖНОЙ Е ВРОПЫ.
План урока:
1. Место зарубежной Европы в Мировом хозяйстве.
Различия между странами.
2. Промышленность: главные отрасли.
3. Сельское хозяйство: три главных типа.
4. Транспорт: главные магистрали и узлы.
Место зарубежной Европы в Мировом хозяйстве. Различия между странами.
1. Место зарубежной Европы в Мировом хозяйстве. Различия между странами.
Зарубежная Европа остается крупнейшим центром мировой экономики. Как видно на рисунке 1, её суммарный ВВП составляет 29% от мирового, она занимает первое место в мировой торговле и лидирует в сфере золотовалютных резервов.
Экономическую мощь
региона определяют
четыре страны-члены
«Большой семёрки»
Рис. №1
Эти страны обладают широким комплексом
различных отраслей и производств.
Роль лидера принадлежит Германии,
хотя долгое время на пьедестале
«мастерской мира» находилась
Великобритания.
«Англия - родина технического прогресса,
а его кузница - Германия» - писал Карл Маркс.
Страны Восточной Европы.
Страны Восточной Европы.
Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы (см. карту). Это постсоциалистические страны, долгое время в своем социально-экономическом развитии ориен-тировавшиеся на Советский Союз (а Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия входили в него), теперь больше «смотрят» не на Восток, а на Запад Европы. Естественно, такая смена ориентации оказывает большое воздействие на отраслевую и территориальную структуру хо-зяйства этих стран.
Из остальных стран зарубежной Европы наибо-льший экономический вес имеют Испания, Нидер-ланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. Экономи-ка этих стран специализируется прежде всего на отдельных отраслях.
Валовой внутренний продукт (ВВП)
на душу населения в странах зарубежной Европы
(в долларах США):
ФРГ 28870 $ Польша 3400 $
Франция 26300 $ Латвия 3200 $
Италия 19800 $ Чехия 3500 $
Финляндия 23200 $ Украина 2100 $
Греция 11500 $ Молдавия 900 $
Великобритания 20300 $ Венгрия 4200 $
Промышленность: главные отрасли.
Промышленность: главные отрасли.
Хозяйственный облик зарубежной Европы определяется прежде всего развитием промыш-ленности. Уже более 200 лет промышленность является лицом зарубежной Европы в между-народном географическом разделении труда.
Высокий технологический уровень развития
Высокая экспортность товаров и услуг
Особенности
экономики
зарубежной Европы
Наличие высококвалифицированных рабочих кадров
Наличие ресурсов
Высокое развитие малого и среднего предпринимательства
МАШИНОСТРОЕНИЕ
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
МЕТАЛЛУРГИЯ
ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
Машиностроение - «индустриальное лицо» зарубежной Европы, которое производит буквально все: от простых металлоизделий до самолётов. Как видно из диаграмм, зарубежная Европа крупнейший в мире производитель и экспортер машин и оборудования.
Машиностроение тяготеет к крупным городам и агломерациям , так как ориентируется на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру. Но есть такие страны где она представлена практически в каждом достаточно крупном городе .
Доля машиностроения во
всей промышленной про-
дукции Европы.
Доля машиностроения в
экспорте промышленной
продукции Европы.
Далее
Автомобильная промышленность.
Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность .
«РЕНО» Франция
«ФОЛЬКСВАГЕН» Германия
«МЕРСЕДЕС» Германия
«ФИАТ» Италия
(Фабрика итальяна аутомобиле Торино)
«ВОЛЬВО» Швеция
«ТАТРА» Чехия
«ИКАРУС» Венгрия
Карта «Зарубежная Европа. Машиностроение».
Карта «Автомобильные заводы Германии»
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Занимает второе место в зарубежной Европе после машиностроения.
Как видно на карте, почти все страны зарубежной Евро-пы с высокоразвитой хими-ческой промышленностью, а самой «химизированной» страной не только Европы, но и мира является ФРГ.
Крупнейшими центрами химической промышленнос-ти Европы являются:
Энергетическое хозяйство европейских стран базируется как на собственных ресурсах (нефть и газ шельфа Северного моря, уголь ФРГ, Великобритании, Польши, Чехии и др.), так и на импортных из развивающихся стран и из России.
Диаграмма №1
В странах Северной и Южной Европы важное значение имеют гидроресурсы, см. диаграмму № 1, так например в Норвегии, Швеции на ГЭС вырабатывается большая часть электроэнергии. Самый большой гидроузел построен на Дунае в 70 гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии (см рис. 3)
В Исландии главным источником энергии служат выхо-ды геотермальных вод, см. рис. №2.
Регион лидирует в мире по развитию атомной энергети-ки (см. табл. 4) , особенно во Франции (см. диаграмму 2), Бельгии, Германии, Словакии, Болгарии. В регионе уже более 80 АЭС.
Диаграмма №2
Таблица 4
Рис. 3 ГЭС «Железные ворота»
Рисунок 2.
Далее
Альтернативные источники электроэнергии.
ГеоТЭС
Доля АЭС в общей выработке электроэнергии по странам, %.
Производство электроэнергии на душу населения
В целом, в зарубежной Европе большая часть электроэнер-гии вырабатывается на ТЭС, они ориентированны на уго-льные бассейны, но так же построены и в морских пор-тах (на привозном топливе) и в крупных городах.
Как видно из диаграммы, страны зарубежной Европы про-изводят 1/4 электроэнергии мира, но отстают от США и находятся на 2 месте, хотя Норвегия занима-ет 1 место в мире по производству энергии на душу населения.
Диаграмма: Доля регионов в
производстве электроэнергии.
Далее
ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
И с п а н и я
Ф р а н ц и я
Ф Р Г
Великобритания
Чехия
И т а л и я
Р у м ы н и я
ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
Старейшая отрасль сформировалась в районах добычи топлива или железорудного сырья: в Германии (Рур, Саар), Великобритании (Северо - Восток), во Франции (Лотарингия), в Испании (Авилес), в Бельгии (Льеж), Польше (Верхняя Силезия), Чехия (Остравско-Кар-винский район) (смотри карту)
ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
У с л о в н ы е о б о з н а ч е н и я:
- крупные районы черной металлургии,
сформированные в районах добычи топ-
лива и сырья;
- крупные центры черной металлургии,
сформированные на привозном сырье;
- название района.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ
РУРСКИЙ
П о л ь ш а
ЛЬЕЖ
РУРСКИЙ
ВЕРХНЕ-
СИЛЕЗСКИЙ
Позже отрасль переориентиро-валась на привозное сырье и начала перемещаться в морс-кие порты - Таранто (Италия), Дюнкерк (Франция), Галац (Румыния) - ориентирован на поставки сырья из СНГ.
ДЮНКЕРК
ОСТАВСКО-
КАРВИНСКИЙ
СААРСКИЙ
ЛОТАРИНГИЯ
ГАЛАЦ
АВИЛЕС
Цветная металлургия
ТАРАНТО
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
Ф р а н ц и я
Г е р м а н и я
И т а л и я
Швейцария
Австрия
Венгрия
Сербия и
Греция
Черногория
Польша
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
Важнейшими отраслями цветной металлургии являются алюминиевая и медная промышленность.
Алюминиевая промышленность - развивается в странах богатых бокситами (Франция,
Италия, Венгрия, Греция) или дешевой электроэнергией (Норвегия, Швейцария, Германия,
Австрия).
- страны , где алюминиевая промышленность развивается
за счет собственного сырья;
- страны, где алюминиевая промышленность развивается
за счет дешевой электроэнергии;
- страны, в которых наибольшее развитие получила медная
промышленность.
Норвегия
Медная промышленность - ориентирована на собственное сырье и получила наибольшее развитие в Германии, Италии, в Польше и Союзной респуб-лике Сербия и Черногория.
Лесная и легкая промышленность
Алюминиевый цех
Лесная и легкая промышленность
ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Лесная промышленность ориентируется на собственные лесные ресурсы и превратилась в отрасль международной специализации в Швеции и Финляндии.
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В начале ХХ века легкая промышленность зарубежной Европы занимала господствующее положение в мире. Однако, вследствие быстрого роста производства тканей, одежды и обуви в развивающихся странах и широкого дешёвого импорта этих товаров, в легкой промышлен-ности зарубежной Европы наступил кризис и её значение падает.
В настоящее время происходит смещение текстильных районов из Великобритании, Фран-ции в Южную Европу, где есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия преврати-лась в главную «швейную фабрику» региона, а Италия лидирует по производству обуви и уступает только Китаю.
Сельское хозяйство: три главных типа.
Сельское хозяйство: три главных типа.
Многоотраслевая крупная
ферма (Франция)
Зарубежная Европа полностью
обеспечивает себя основными
видами сельскохозяйственной
продукции и является её круп-
ным экспортером.
Основным типом сельскохо-зяйственного предприятия ста-ла крупная высокомеханизиро-ванная ферма .
Сельскохозяйственные регионы
Сельское хозяйство: три главных типа.
СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ
В регионе сложились
СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИЙ
(преобладание молочно-мясного животноводства, свиноводства и птицеводства, значительная часть пахотных земель занята кормовыми культурами)
три типа сельского
(преобладание интенсивного молочного животноводства и обслуживающего его растениеводство)
хозяйства -
ЮЖНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ
(преобладание растениеводства, производство
фруктов, цитрусовых, оливок, винограда и др.
ТРАНСПОРТ: ГЛАВНЫЕ МАГИСТРАЛИ И УЗЛЫ.
Т РАНСПОРТ: ГЛАВНЫЕ МАГИСТРАЛИ И УЗЛЫ.
Зарубежная Европа - регион высокоразвитого транспорта.
По обеспеченности транспортной се-
тью Европа занимает 1 место в мире.
? В каких странах Европы самая густая
транспортная сеть? (См. карту)
«Дорога Солнца» Италия
Транспортная сеть Европы
Т РАНСПОРТ: ГЛАВНЫЕ МАГИСТРАЛИ И УЗЛЫ.
автомобильный
Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобиль-ного транспорта , который играет глав-ную роль не только в перевозках пас-сажиров, но и грузов.
(См. диаграмму)
железнодорожный
воздушный
морской
трубопроводный
Пассажиров
Грузов
Имеется густая сеть очень хоро-ших автомобиль-ных дорог , в том числе междуна-родного значения (например, крупней-шая трансъевропей-ская автомагистраль «Север - Юг». Смотри карту 2 ).
Диаграмма: Доля видов транспорта в перевозках - (Франция)
КАРТА 2
Трансъевропейская магистраль
ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКАЯ МАГИСТРАЛЬ «СЕВЕР - ЮГ»
ГЛАВНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАГИСТРАЛИ:
Конфигурация транспортной сети Европы очень сложна. Но основной её каркас образуют магистрали широтного и мери-дионального направлений.
Г ЛАВНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАГИСТРАЛИ:
ШИРОТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ:
1) Брест-Париж-Берлин-
Варшава-Минск-Москва;
2) Лондон-Париж-Вена-
Будапешт-Белград-София-
Стамбул (далее на Ближний
Восток);
3) Париж-Прага-Киев...
СХЕМА ГЛАВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
МАГИСТРАЛЕЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ
СТОКГОЛЬМ
КОПЕНГАГЕН
ГДАНЬСК
ГАМБУРГ
Далее Минск,
Москва
АМСТЕРДАМ
ЛОНДОН
БЕРЛИН
БРЮССЕЛЬ
ВАРШАВА
ФРАНКФУРТ-
НА-МАЙНЕ
МЕРИДИОНАЛЬНОГО
НАПРАВЛЕНИЯ:
1) Амстердам-Брюссель-Париж-
Мадрид-Лиссабон;
2) Стокгольм-Копенгаген-
Гамбург-Франкфурт-на-
Майне-Цюрих-Рим;
3) Гданьск-Варшава-Вена-
Будапешт-Белград-Афины.
Далее на Киев
ПРАГА
ВЕНА
ЦЮРИХ
БУДАПЕШТ
ПАРИЖ
БРЕСТ
КИШИНЕВ
БУХАРЕСТ
БЕЛГРАД
СОФИЯ
МАРСЕЛЬ
ЛИССАБОН
СТАМБУЛ
РИМ
БАРСЕЛОНА
МАДРИД
Расширяется сеть высоко-скоростных железных дорог.
Далее
АФИНЫ
ГЛАВНЫЕ РЕЧНЫЕ ПУТИ
Г ЛАВНЫЕ РЕЧНЫЕ ПУТИ:
Главными речными магистралями являются Рейн и Дунай , которые также имеют меридиональное и широтное направление. (Определи, пользуясь картой, какое направление осуществляет Рейн, а какое Дунай?)
Водный путь Рейн-Майн-Дунай
Огромное транспорт-ное значение выполня-ет водный путь (канал) Рейн-Майн-Дунай , сое-динивший Северное и Черное моря (см. рис.)
В местах пересечения сухопутных и водных транспортных путей возникли крупные транспортные узлы и портово-промышленные комплексы.
Портово-промышленные
комплексы
ПОРТОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ
ПОРТОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ:
ППК Марсель-Фос (Франция)
Это морские порты, международного значения, находящиеся в устьях рек, для которых характерно развитие отраслей морского хозяйства и «портовой промышленности, работаю-щей на импортном сырье.
К ним относятся Роттердам, Лондон, Гамбург, Антверпен, Марсель и др. (См. также учебник рисунок «План порта Роттердам)
В Западной Европе естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Прорыты многокилометровые железнодорожные и автомобильные тоннели в Альпах , сооружен железнодорожный туннель через пролив Ла-Манш. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного и Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через пролив Босфор.
Туннели и мосты
Пролив Босфор
Длина туннеля ок. 50 км (в том числе 37 км под водой). Скоростные поез-да преодолевают расстоя-ние от Лондона до Пари-жа (ок. 450 км) за 3 часа, проезд под Ла - Маншем занимает 30 минут.
Туннель под Ла-Маншем.
Через Босфор перекинуты два моста. Их пролет имеет длину 1
км. Благодаря шестирядному движению мосты обладают высо-кой пропускной способностью.