Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии обучения, развивающие личность школьника»
Современные педагогические технологии обучения, развивающие личность школьника
Немного истории…
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.
У истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.
Любая деятельность, отмечает В. П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т. е. является началом технологии
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов XX века и связывают с реформированием вначале американской, а затем и западноевропейской системой образования.
Технологизация учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно- технологический процесс с гарантированным результатом ».
К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хам-блин, Г. Гейс, В.Коскарелли.
Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н.Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и д
Понятие «педагогическая технология» -
1) научное: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательное: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенное: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Педагогическая технология -
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле , мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок , определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Основные понятия:
Метод обучения- упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение целей образования.
Методический приём – составная часть метода.
Форма организации деятельности – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке и определённом режиме.
Эффективность методовобучения
лекция
5%
самостоятельное чтение
10%
аудио- видео методы
20%
демонстрации
30%
работа в малых группах
50%
практическая работа
75%
коллективные способы обучения (сам.работа с взаимообучением и обсуждением в диалоговом режиме)
90-95%
Классификация педагогических технологий: ( по Г. К. Селевко)
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического про граммирования и суггестивные.
По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам — ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий — СУД); эмоционально-художественныеиэмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы — СДП).
По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредмет-ные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПО Е.Ф. ШИРОКОВОЙ )
По ведущему фактору
психического развития
Биогенные
Социогенные
Психогенные
Идеалистические
По ориентации на личностные
структуры
Информационные (формирование знаний,
умений, навыков)
Операционные (формирование
способов умственных действий)
Эмоционально-художественные
(воспитание эстетических отношений)
Эмоционально-нравственные
(воспитание нравственных отношений)
Саморазвитие (формирование
самоуправляющих механизмов)
Эвристические (развитие
творческих способностей)
По характеру содержания
образования
Обучающие - воспитательные
Светские - религиозные
Общеобразовательные - профессиональные
Гуманитарные - технократические
По организационным формам
Классно-урочные - альтернативные
Академические - клубные
Индивидуальные - групповые
Коллективный способ обучения
Способы дифференцированного
обучения
По отношению к ребенку
Технологии свободного
воспитания
Авторитарные
Дидактоцентрические
Личностно-ориентационные
Гуманно-личностные
Технологии сотрудничества
По преобладающему
(доминирующему) методу
Догматические , репродуктивные
Объяснительно-иллюстративные
Развивающее обучение
Проблемные, поисковые
Творческие
Программированное обучение
Саморазвивающее обучение
Информационные (компьютерные)
По категории обучающихся
Массовая технология
Компенсирующие
Технологии работы
с трудными детьми
Технологии работы
с одаренными детьми
По концепции усвоения
Ассоциативно-рефлекторные
Бихевиористические
Гештальт-технологии
Суггестивные
Нейролингвистические
Основные признаки педагогической технологии:
Концептуальность
Опирается на научную концепцию (включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование) и разрабатывается под конкретный педагогический замысел.
Основные признаки педагогической технологии:
Системность
Представляет собой систему, состоящую из трёх структурных блоков:
Концептуальная основаСодержательная частьПроцессуальная часть
Концептуальная основа
Содержательная часть
Процессуальная часть
Основные признаки педагогической технологии:
Управляемость
Возможность планирования и проектирования учебного процесса, использование различных средств и методов для коррекции результатов обучения.
Основные признаки педагогической технологии:
Воспроизводимость
Поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии предусматривает возможность повторения обучающих процедур другими учителями в однотипных ОУ.
Основные признаки педагогической технологии:
Эффективность
Средства достижения целей должны быть достаточно эффективными и гарантировать всем школьникам прочное усвоение базового уровня ФГОС ОО.
Структура педагогической технологии
В структуру педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа ;
б) содержательная часть обучения:
- цели обучения - общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Что такое современные педагогические технологии?
Проблемное обучение
Проблемность является одной из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развивает его творческое мышление.
Психологическое состояние интеллектуального затруднения, явно или смутно осознаваемое. Пути преодаления проблемной ситуации требуют поиска новых знаний, новых способов деятельности.
Учебная проблема-
элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемная ситуация перерастает в учебную, когда ученик осознает этот элемент и принимает его к решению.
Проблемная ситуация
Потребность в решении …
Исходные данные…
Противоречие между объектом и субъектом познания.
«… диалектическое противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами, для объяснения которых прежних знаний недостаточно, нужны новые». (М.И Махмутов)
УЧИТЕЛЬ создает на уроках проблемные ситуации, организует учащихся для их анализа, обучает решению проблем, формируя умения видеть противоречия, формулировать проблему.
Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний.
Формы выражения проблемы
Проблемный вопрос;
Проблемная задача;
Проблемное задание.
Методы
Проблемное изложение;
Частично- поисковый;
Исследовательский
Характерный признак
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся.
Условия для построения проблемных заданий (по И.Я. Лернеру):
Связь содержания вопроса (задания) с ведущими идеями (понятиями) естественных наук;
Возможность раскрытия путей решения проблемы через методы естественнонаучного познания;
Связь с мировоззренческими идеями, самостоятельное усвоение которых в значительной степени обеспечивает умственное развитие учащихся;
Возможность группировки материала, в том числе и фактического вокруг решения проблемы.
Виды проблемных заданий:
1) Задания, в основе содержания которых лежат научные гипотезы.
Например: о происхождении многолетней мерзлоты, изменении климата Земли, дрейфа материков и т. д.
2) задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи или вопроса.
Например: при сопоставлении летних и зимних температур экваториального и тропического пояса Африки школьники должны определить, почему в более удаленном от экватора тропическом поясе температура июля выше, чем в экваториальном.
3) задания, в основе которых лежат факты, идущие вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями.
Например: известно, что чем севернее, тем природные условия более суровые, однако освоение Сибири русскими землепроходцами происходило с севера на юг.
4) задания на установление многозначных причинно- следственных связей.
Например: какие изменения произойдут на территории Западно- Сибирской равнины, если план переброски сибирских рек, все-таки будет осуществлен.
Например: ответ на вопрос об уменьшении или увеличении в условиях НТР влияния природных условий на хозяйственную деятельность людей.
Этапы решения проблемного задания
Проблемное задание
Пользуясь картами атласа, установите, почему вода в бессточном озере Чад является пресной
Iэтап.Осознание проблемы, вскрытие противоречия
Отсутствие
поверхностного стока
Солёная вода
Наличие
поверхностного стока
Пресная вода
Наличие почти
пресной воды в озере Чад
Отсутствие
поверхностного стока
IIэтап.Формулировка гипотезы
Выскажите предположения о том, как может происходить сток из озера Чад.
Гипотеза: отсутствие поверхностного стока из озера Чад, должно было привести к засолению этого озера, однако этого не произошло, видимо, сток из озера всё же существует.
IIIэтап.Доказательство гипотезы
Ребята должны вспомнить, что сток может быть не только поверхностным, но и подземным, временным и постоянным.
Следовательно,
Возможно существует временный сток из озера в период дождей.
Возможен временный или постоянный подземный сток.
Возможно и то и другое вместе.
IVэтап.Общий вывод
Решение проблемы заканчивается общим выводом, в котором углубляются и расширяются знания школьников о причинах засолённости воды в озёрах.
Результаты, использования технологии проблемного обучения
1. Осознание детьми характера своей умственной деятельности;
2. формирование у них умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы;
3. активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблем.
Литература:
Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Знание. Педагогика и психология. – 1991. - №4.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М., 1991.
Задание 1.
Работая в группе, предложить проблемное задание по предмету.
Представить алгоритм решения проблемного задания в рамках конкретного урока.
Время выполнения – 20- 30 минут
Технология учебно- игровой деятельности
« Игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, иллюстрирующих реальную производственную обстановку».
1) представление в лицах(инсценировках) какой-либо истории;
Например: Мини- спектакль.
2) выход за пределы реально происходящих историй;
Например: Определение последствий вырубки лесов для животного мира.
3) «действие за другого»: попытка понять мотивы действий другого человека;
Например: директора завода, через принятие его установок (способов действий и мышления)
4) перенос исторических событий в современную ситуацию;
Например: моделирование заседания экспертной комиссии по строительству целлюлозно-бумажного комбината на Байкале.
5) разыгрывание действий по определённому сценарию;
Например: Об использовании территории как места массового туризма или создание на ней национального парка.
6) общая тема в частном;
Например: «Как родители могут помочь своему ребёнку лучше узнать природу».
7) непосредственное изучение социальных ситуаций;
Например: посетители рвут цветы рядом с табличкой, запрещающей это.
8) тренировка в исполнении роли;
Например: отработка действий охотоинспектора при задержании браконьера.
Подготовительный этап
Планирование игры.
1. Отбор содержания (подбор материала на котором будет проигрываться ситуация, подготовка раздаточного материала, методических рекомендаций)
2. Наметить роли
3. Подобрать реквизит
4. Обдумать как начать и когда закончить игру
5)Решить как использовать результаты игры
6) Выбрать время игры
Организационный этап
Учащиеся получают всю необходимую информацию по игре.
Самостоятельная индивидуальная или работа в группах.
Заключительный этап
Активное обсуждение ситуаций, проблем, вопросов, которые решались в ходе игры.
Результаты, использования технологии учебно- игровой деятельности
Позволяет усваивать содержание учебного материала, знакомят со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем и инструментов, но и дают обучаемым опыт коллективного принятия решений, стимулятор активной учебной деятельности.
В процессе игровой деятельности происходит формирование:
Знаний,
Умений,
Опыта творческой деятельности,
Опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
Литература
Грэм Р.Т., Грэй К.Ф. Руководство по операционным играм.- М.,1977
Пидкасистый П.И., Хайдаров Т.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.
Солонько А.В. Современный урок географии В4ч. Ч4: методические разработки уроков, деловые игры. – М., 2002
Задание 2.
Работая в группе, предложить алгоритм игровой ситуации на уроках в 5-11 классах.
Время выполнения – 20- 30 минут
Модульная технология
Модуль – это целевой функциональный узел, где объединены учебное содержание и технология овладения им.
УЧЕНИК самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
МОДУЛЬ можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.
Модульный урок состоит из учебных элементов.
Учебный элемент (УЭ) – последовательность шагов при освоении содержания материала, АЛГОРИТМ работы учащегося.
Виды учебных элементов
Текстовый;
Картографический;
Табличный;
Иллюстративный;
Словесный;
Компьютерный;
Аудиовизуальный;
Натуральный;
Смешанный
Этапы модульной технологии
Ученик получает инструкцию, в которой определены :
1. Цели усвоения модуля(урока) и каждого УЭ;
2. Задания разного уровня сложности;
3. Материалы для работы (ссылки на источники, приложения);
4. Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом- выучить, составить конспект, решить задачу ит.д.);
5.Формы контроля, определяющего степень усвоения учебного материала (письменный, устный, само- взаимоконтроль и т.д.).
Напримеринструкции модуля по теме «Воды Мирового океана»
Учебный элемент
Учебный материал
УЭ 0
Руководство по усвоению учебного материала
Интегрирующая цель
При завершении работы над модулем учащийся должен знать:
Гипотезы происхождения вод МО, свойства вод, виды льдов, понятие «водная масса».
Учебник И. В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв «География. Наш дом Земля» стр 45-56;
Атлас 7 класс.
УЭ 1
Цель
Познакомиться с гипотезами происхождения вод Мирового океана.
Работа с текстом учебника
Задания
Прочитайте текст учебника на с.53
Ответьте на вопросы6
Откуда поступает вода на поверхность Земли?
Как объясняли соленость воды в античное время?
Контроль
взаимоконтроль
УЭ 5
Выходной контроль
Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы поставленных в начале урока целей.
Ответьте на вопросы теста в приложении.
Занесите полученные баллы в сводную ведомость, суммируйте их. Если Вы набрали 20 баллов, то итоговая отметка «5»…
Работа с текстом в приложении и сводной ведомостью
Выходной контроль представляет собой разноуровневую проверочную работу, охватывающую весь круг вопросов темы. Если в ходе выполнения работы учащийся не сделал какое-нибудь задание, он возвращается к необходимому модулю или УЭ.
Задачи учителя:
Разработка инструкций модулей;
Оказание помощи ученикам, поддержание темпа урока, управление у-п деятельностью учащихся через модули;
Корректировка модулей при практической работе с ними;
Контроль и коррекция усвоения учениками знаний, умений, навыков.
Преимущества модульной технологии
Самостоятельное изучение материала по индивидуальной программе;
Имеется возможность вернуться к учебному материалу, если в том есть необходимость;
Работать дома в случае пропусков по болезни.
Литература:
1.Греханкина Л.Ф. Добрякова З.Ф. Блочно-модульное изучение курса «География материков и океанов» // География в школе. – 1999.№4.
2. Кутейников С.Е. Модульные блок- циклы в преподавании географии // География в школе. – 2000.-№5
3. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения – Каунас,1989.
4. Яовлева З.Л. Использование модулей в курсе географии 10 класса // География в школе – 2001.-№2.
Технология«Развитие критического мышления через чтение и письмо»(РКМЧП)
Критического мышления это:
Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов.
Концептуальность - Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер ,М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.
Этапы технологии критического мышления
Стадия вызова
Стадия осмысления
Стадия рефлексии
1 ФАЗА«ВЫЗОВ»
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
актуализация имеющихся знаний, представлений;
пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;
учащиеся определяют направления в изучаемой теме;
1 ФАЗА «ВЫЗОВ»
Деятельность учащихся
Возможные приемы и методы
Учащиеся “вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели.
Составление списка “известной информации”, рассказ – предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая) кластеры; таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т.д.
Графические организаторы:«Кластеры»
Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
Важно в тексте, с которым работаешь:
Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Рабочая таблица для 3-Х-У
1. З- что мы знаем
Х - что мы хотим узнать
У - что мы узнали и что нам осталось узнать
2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
организация активной работы с текстом,
удовлетворение познавательных «запросов»;
формирование отношения к тексту;
2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)
Деятельность учащихся
Возможные приемы и методы
учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения.
методы активного чтения:
- маркировка “ INSERT ”;
- ведение различных записей типа двойного дневника, бортового журнала;
- поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д.
Стратегия «Инсерт»(«Условные значки»)
Значки
Ключевые слова
+
–
?
Фиш-бон
детали
Главная мысль
Таблица-”синтез”
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ( СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ) /до прочтения/
ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА ( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)
1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. /во время чтения/ 1…………….. 2……………..
ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)
Концептуальная таблица
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Категория Сравнения
Персоналии факты
Категория Сравнения
Персоналии факты
Категория Сравнения
3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ»
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
• соотнесение старых и новых представлений;
• обобщение изученного материала;
• определение направлений для дальнейшего изучения темы.
? ? ?
3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ»
Деятельность учащихся
Возможные приемы и методы
Учащиеся соотносят “новую информацию” со “старой”, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию
Заполнение кластеров; таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;- ответы на поставленные вопросы;- организация устных и письменных круглых столов;- организация различных видов дискуссий;- написание творческих работ (пятистишия – синквейны, эссе);- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Прием“Синквейн”
Синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Назовите тему для синквэйна .
Каждому участнику дается 5-7 минут на
то, чтобы написать синквэйн.
Синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Назовите тему для синквэйна . Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн.
Синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Назовите тему для синквэйна . Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн.
Синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Назовите тему для синквэйна . Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн.
Синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Назовите тему для синквэйна . Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн.
Синквэйны очень полезны в качестве:
Синквэйны очень полезны в качестве:
Синквэйны очень полезны в качестве:
Синквэйны очень полезны в качестве:
Синквэйны очень полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) средств оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства творческой выразительности.
1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) средств оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства творческой выразительности.
1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) средств оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства творческой выразительности.
1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) средств оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства творческой выразительности.
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) средств оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства творческой выразительности.
Правила написания синквэйнов:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...) 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...) 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...) 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...) 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)
4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.
Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны , угрозы и возможности.
Сильные стороны
Угрозы
Слабые стороны
Возможности
Результативность технологии
УЧЕНИК УМЕЕТ:
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
ОБЛАДАЕТ СПОСОБНОСТЬЮ:
самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
сотрудничать и работать в группе и др.
Рекомендуемая литература:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И . Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
3. Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000. 4. Ходос Е. А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 2002. 5. Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования. М .,2002 7 . Сенъко Ю . В . Формирование научного стиля мышления учащихся . М., 1986. 8. Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста. Дис . на соискание докт . пед . наук . Баку , 1968.
Задание 3.
Работая в группе, предложить примеры приёмов технологии критического мышления на различных этапах её реализации через предметное содержание курсов биологии, химии, географии.
Время выполнения – 15- 20 минут
Технология интерактивного обучения
В середине XX в. К. Левин выдвинул идею: «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности». Это и является особым отличием интерактивного обучения:
По своей конструкции интерактивное обучение может представлять собой метод или технологию в зависимости от способа организации учебной работы учителя и учащихся при решении определенных дидактических задач. В любом случае данный вид обучения предназначен для решения коммуникативно-развивающих и социально-ориентированных целей и задач .
Главный принцип интерактивного обучения
п ринцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся, осуществление их психолого-педагогической поддержки в процессе обучения, что приводит к обогащению опыта, актуализации и развития, самообразования.
Особенность
Интерактивного обучения - организация внутри групп интенсивного диалога , при необходимости сменяющегося на полилог .
Диалог происходит внутри групп, а в результате общения между группами возникает полилог.
Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия обучающего и обучающихся в форме учебных игр, дискуссий, различных диалоговых процедур и видов деятельности, проблемных и развивающих ситуаций, проектирование, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение. Интерактивными по педагогической природе является деятельность с мультимедиа программами, использование ресурсов и возможностей Интернет, компьютера.
Этапы интерактивной работы:
I . Этап подготовки преподавателя и обучающихся к интерактивному обучению;
II . Этап комплектования групп;
III . Этап образовательной деятельности обучающихся в группе;
IV . Этап презентации группового решения;
V . Этап экспертизы (на усмотрение преподавателя);
VI . Этап рефлексии прошедшего занятия.
На практике сложилось два основных подхода к формированию групп учащихся для интерактивной работы :
Деление на пары и тройки (диады и триады);
Ролевое распределение в группы 4-5 человек (например, докладчик, понимающий, конструктивный критик, организатор и др.).
Основные принципы формирования групп:
А) свободный (по желанию учащихся);
Б) организованный учителем.
Приемы формирования групп учителем:
Учитель предварительно раскладывает на столах карточки с именами и фамилиями учащихся, которые должны образовать данную микрогруппу;
При входе в класс учитель раздает учащимся цветные карточки, которые представляет собой пропуск к определенному столу, помеченному конкретного цвета карточкой;
Предлагается выбрать стол с литерой (А, Б, С..), указывающей на сложность задания.
Предлагается при входе в класс, сгруппироваться по принципу общности месяца рождения.
Предлагается при входе в класс, сгруппироваться с учетом первой буквы имени.
При комплектовании групп следует учитывать плюсы и минусы каждого из двух его видов.
Варианты свободного комплектования групп:
Учитель называет количественный состав групп (например, по 3 человека), которые должны сформироваться за 2-3 минуты;
При входе в класс, учащиеся берут различные по цвету или форме карточки и образуют соответствующие группы;
Учитель предлагает учащимся выбрать из перечня карточек, объединенных единой тематикой (например, рассмотрение конкретного вопроса с позиций истории, зарубежного опыта, различных категорий населения страны). Задание предполагает состязательност ь при формировани и групп.
групповая форма обучения , позволяет одновременно решить три задачи :
познавательную задачу, вытекающую из конкретной учебной ситуации;
коммуникативно-развивающую , в процессе которой создаются условия и формируются умения общения как внутри, так и за пределами данной группы;
социально-ориентационную , формирующую и развивающую гражданские качества, необходимые для социализации школьника в современном обществе.
Результативность технологии
Технология позволяет
- за короткий срок изучить и обсудить объемный и, порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала;
- решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;
- продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют;
- оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Использование ресурсов INTERNET
Дистанционное обучение
Подготовка презентаций
Использование мультимедиа учебников на разных этапах урока
Компьютерное тестирование, практические работы и тренажеры
Интерактивные атласы
INTERNET- РЕСУРСЫ
Поиск информационных ресурсов
Конференции по отдельным проблемам
Участие в международных географических проектах
Дистанционное обучение в образовательных порталах
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Использование на этапе объяснения нового материала
Использование в деловых играх
Отчет по проделанной проектной работе (практической работе)
Участие в конференциях разного уровня – сопровождение доклада
Дистанционное обучение в школе и на образовательных порталах в Интеренете
МУЛЬТИМЕДИА УЧЕБНИКИ
Объяснение нового материала Самостоятельная работа на занятиях . Богатый иллюстративный ряд Тесты и практические задания Методическое обеспечение семинаров и лекций
Объяснение нового материала
Самостоятельная работа на занятиях . Богатый иллюстративный ряд
Тесты и практические задания
Методическое обеспечение семинаров и лекций
КОМПЬТЕРНОЕ
ТЕСТИРОВАНИЕ
Индивидуальность
Вариативность
Работа на время
Объективность оценивания и фиксация итогов
Возможность создать свои тесты
ИНТЕРАКТИВНЫЕАТЛАСЫ
Система поиска объектов на карте
Масштабирование
Наложение карт
Многомерные карты – 3- D
Создание собственных
карт и слоев - ГИС
Литература:
1.В.П. Беспалько. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского психолого-социального института.
2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
3.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Технологияпроектного обучения
ПРОЕКТ («БРОШЕННЫЙ ВПЕРЕД»)
Педагогическая технология, направленная не на интеграцию практических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний.
Концептуальность:Дж. И Э. Дьюи, У.Х. Киллатри, Э. Коллинз, Полат Е.С., Чечель И.Д., Шамова Т. И.
Проект– совокупность определенных действий,
документов, замысел для создания реального
объекта/ теоретического продукта.
Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
Учебный телекоммуникационный проект-совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата.
Разработка сценария и ТЗ (варианты исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование).
Практическая работа (сбор информации, аналитическая работа).
Предварительная защита (промежуточное обсуждение).
Защита проекта (самооценка, оппонирование, экспертиза, выводы).
125
Проектный метод направлен на …
Развитие критического мышления:
- аналитическое;
- ассоциативное;
- логическое;
- системное.
Развитие творческого мышления:
- пространственное воображения;
- самостоятельный перенос знаний;
- комбинаторные умения;
- прогностические умения.
127
Умения работать с информацией:
отбирать нужную;
анализировать;
систематизировать и обобщать;
выявлять проблемы;
выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
ставить эксперименты;
статистически обрабатывать данные;
генерировать идеи;
работать в коллективе;
владеть культурой коммуникации.
127
Параметры внешней оценки проекта (Е.С. Полат)
Значимость и актуальность проблемы.
Корректность методов исследования и методов обработки результатов.
Активность каждого участника.
Характер общения и взаимопомощи.
Привлечение знаний из других областей.
Доказательность принимаемых решений.
Эстетика оформления результатов.
Умение отвечать на вопросы оппонентов.
129
1) помогает ученикам в поиске нужных
источников; 2) сам является источником информации; 3) координирует весь процесс; 4) поощряет учеников; 5) поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Выбор темы исследования
Выдвижение гипотез
Поиск и предложение возможных вариантов решения
Сбор материала
Обобщение полученных данных
Подготовка проекта (презентация, буклет, публикация)
Защита проекта.
Творческий проект
Не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности
Четко определен результат и форма представления
Оформление результатов требует четко продуманной структуры
132
Структура только намечается и корректируется до завершения работы
Участники выступают в определенной роли
Результаты конкретизируются в конце проекта
132
Практико-ориентированный (прикладной) проект
Четко обозначен результат деятельности участников
Результат практико-ориентирован
Структура проекта детализирована
Известна функция каждого участника
134
Направлен на сбор информации об объекте
Структура: цель, актуальность -источники информации - обработка информации -презентация
Интегрируются в исследовательские
134
В рамках одного предмета
По наиболее сложной теме
Структуризация по урокам
Заранее планируется работа на каждом уроке по группам
134
Выполняется во внеурочное время.
Требует квалифицированного координатора.
Группы имеют четкие исследовательские задания.
Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов.
134
Что такое Web-квест?
Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания (1995) являются Bernie Dodge и Tom March http://ozline.com/learning/index.htm
Формы web-квеста
База данных по проблеме
Микромир, в котором обучающиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок
Интерактивная история (обучающиеся могут выбирать варианты продолжения работы)
Документ (анализ сложной проблемы и спорное решение)
Интервью on-line с виртуальным персонажем
Структура веб-квеста:
Введение - краткое описание темы веб-квеста.
Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки . Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.
Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
Примеры:
http://www.itlt.ed.nstu.ru/webquest.php Технология веб-квестов
http://school-sector.relarn.ru «Тропами Горного Алтая или Колобок идет по следу...» http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/webquest/index.htm «Защитим Байкал»
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
3. Ван лоо Э., Брон Ж. Т., Янсен Ю. Эксперименты в обучении русскому языку, основанном на задачах (task-based learning): "ярмарка языков" и "веб-квест по русскому языку и страноведению" // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Круглые столы: Сборник докладов и сообщений. СПб., 2003.
4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
Кейс-технологии
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я запоминаю.
То, что я делаю сам, я понимаю.
Конфуций
Характеристика метода
По технологии применения
метод решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию .
Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.
Из истории:
Начал использоваться в медицине и в области права в начале XX века
Ведущая роль в распространении принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса с 1909 по 1919 года.
Первый сборник кейсов был издан в 1921 году.
Рядовой студент прорабатывает 500 кейсов в год.
Среднее количество кейсов – 290 по дисциплине.
Отечественный опыт
Метод case - study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране ещё в 20-е годы. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов или метод казусов. В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с методом казусов в одном из американских экономических журналах ( Harvard Business Review ) – органе Гарвардского университета.
Терминология
Case - (англ.) - случай
Casual – (англ.) – случайный
case - многозначное слово, которое употребляется в различных контекстах, например, case study - конкретное социологические исследование, case frame - модель управления, case history - наглядная иллюстрация, case method - метод анализа (конкретных) ситуаций.
Кейс-технология
Кейс-технология основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации.
Доставка материалов обучающимся при этом осуществляется любыми приемлемыми для образовательного учреждения способами.
Применяются телекоммуникационные средства для обеспечения контактов обучающихся с преподавателем и членами учебной группы, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами.
Существенная роль отводится организации очных занятий (консультаций) в составе группы обучающихся и индивидуально, проводимых специально подготовленным преподавателем – консультантом (тьютором).
Опыт использования кейс-метода при обучении показал его высокую эффективность с точки зрения:
развития навыков структурирования информации и идентификации проблем;
научения технологиям выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
актуализации и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;
эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
разрушения стереотипов и штампов и организации поиска верного решения;
стимулирования инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Дидактические принципы и условия организации
1. Индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его потребностей и стиля обучения;
2. Максимальное предоставление свободы в обучении, вариативность (возможность выбора типа задач и способа их выполнения);
3. Обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и т.д.);
4. Прагматизм в обучении;
5. Обеспечение доступности преподавателя для школьника;
6. Формирование у школьника навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;
7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон школьника.
8. Активность обучения;
9. Успешность в обучении (опора на сильные стороны);
10. Проблемность.
В основе метода конкретных ситуаций лежитимитационное моделирование, или конкретный пример:
констатация ряда событий на производстве или в учреждении, описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия сотрудников, т. е. моделируется соответствующий содержанию обучения рабочий процесс в реальных условиях.
констатация ряда событий на производстве или в учреждении,
описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия сотрудников, т. е. моделируется соответствующий содержанию обучения рабочий процесс в реальных условиях.
Применяемый на занятиях случай должен удовлетворять следующим требованиям:
Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом.
Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.
Случай должен содержать проблемы и конфликты.
Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей обучающихся.
Случай должен допускать различные варианты решения.
Что необходимо помнить при организации?
корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки;
успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации — альтернатив;
необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы— требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.
Специфика методов решения КС
Работа с информацией
Сравнительный анализ различных подходов к формированию информационных массивов . Важно показать, как в рамках одинаковых начальных информационных условий формируются разные модели выбора решений
Технологии выявления проблемы
Анализ последовательности фактов.
Поведение субъектов, определение их места в организации, схем взаимодействия, области интересов, возможного предмета конфликта
Описание организации как целостной системы
Методы анализа
Выбираются в зависимости от содержания проблемы и объекта анализа (схем взаимодействий, процессов управления, состояний системы, системы в целом).
Процедуры решения проблемы
Либо нормативная процедура, либо новации
Критерии эффективной работы по методу КС
Ученики работают как единая учебная группа. Обсуждение осуществляется по типу ученик-ученик;
Высокая степень участия учеников. Обсуждение может проводиться на трех уровнях:
1) обсуждение чужой проблемы;
2) роль одного из героев КС;
3) ученики по собственной инициативе проецируют события на себя;
Преподаватель направляет, а не управляет обсуждением.
Условия эффективности технологии КС
Необходимость наличия у учащихся:
базовых теоретических знаний («пустая голова думать не может);
базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования социальных процессов и явлений;
навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса;
предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению КС.
использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления;
постоянному удержанию аудитории на пике напряженности, используя, в том числе и жесткий регламент обсуждения;
Что можетпомешатьпреподавателю?
отсутствие соответствующей подготовки;
боязнь потери контроля над учебным процессом в аудитории;
использование неприспособленных помещений;
использование очень длинных, старых и не относящихся к делу ситуаций или ситуаций без проблем;
чисто иллюстрационный подход к использованию ситуаций;
излишний догматизм.
Подготовка и обучение в форме кейс-метода (вариант)
Фаза
Действия преподавателя
До занятия
Действия ученика
Подбирает кейс; Определяет
основные и вспомогательные
материалы для подготовки
учеников; Разрабатывает сценарий
занятия
Во время занятия
Получает кейс и
список рекомендуемой
литературы;
Индивидуально
готовится к занятию
Организует предварительное
обсуждение кейса;
Делит группу на подгруппы;
Руководит обсуждением кейса
в подгруппах, обеспечивая их
дополнительными сведениями
После занятия
Задает вопросы,
углубляющие понимание
кейса и проблемы;
разрабатывает варианты
решений, слушает, что
говорят другие
Оценивает работу учащихся;
Оценивает принятые решения и
поставленные вопросы
Составляет письменные
отчеты по занятию по
данной теме
Источники информации:
Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода.http://marketing.spb.ru/read/m21/
Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2.
Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям /Под ред. Проф. Соломина В.П. –СПб.: Питер, 2004.
Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.
Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
Литература:
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М., 1989.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2002.
Педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. Кукушина В. С. – М., 2002.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.