Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. Задачи данного урока: систематизировать и обобщить знания об изменении природных комплексов под влиянием деятельности человека и убедить учащихся в необходимости ограничивать антропогенные нагрузки на природные комплексы с целью их сохранения; обобщить знания о неисчерпаемых и исчерпаемых, возобновимых и невозобновимых природных ресурсах; подвести учащихся к выводам о необходимости бережного отношения к природе Земли.
Учитель организует беседу по воспроизведению опорных знаний о классификации ресурсов по принципу исчерпаемости, о подходах к охране и сбережению отдельных видов ресурсов. Учащимся надо доказать, что деление ресурсов на группы весьма условно и что даже неисчерпаемые природные ресурсы могут быть непригодными для использования. Обобщая ответы, учитель обращает внимание на то, что в своей жизни и хозяйственной деятельности человек использует в той или иной степени все природные компоненты, которые становятся природными ресурсами. С развитием общества и производства увеличивается количество и объем используемых природных ресурсов. Вспомним, что брали от природы древние славяне, какими ресурсами пользовались их потомки в конце XIX века, и сравним, как стремительно расширяется добыча и использование полезных ископаемых в начале XXI века.
В настоящее время главным ресурсом все больше начинают считать территорию как таковую. В самом деле, именно территория является основой всего. На ней располагается все, без территории нет ни общества, ни производства, ни ресурсов. Территориальные ресурсы в настоящее время важнейший фактор развития, но ресурсы эти ограниченны. Поэтому использовать их надо особенно продуманно, с наибольшей пользой для общества.