Презентация "Задания, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках географии""
Презентация "Задания, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках географии""
Предложенное многоуровневое задание изменяет организацию традиционного урока. Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное и интегрированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению естественнонаучных предметов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Задания, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках географии""»
Задания, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках географии
Естественнонаучная грамотность
– это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Естественнонаучная грамотность
Задания должны быть направлены на проверку этих компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Каждое из заданий классифицируется по следующим категориям:
компетенция, на оценивание которой направлено задание;
тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;
контекст;
познавательный уровень (или степень трудности) задания.
Задача учителя географии
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемыиз реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное и интегрированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению естественнонаучных предметов.
Такие задания изменяют организацию традиционного урока.
Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. функционировать в ней.
Компетентностно-ориентированное задание
Комплексное задание «Почему летом тепло, а зимой холодно?» (4 задания).
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
Катя спросила Дениса: «А ты знаешь, почему летом у нас тепло, а зимой холодно?» Денис очень удивился этому вопросу и ответил: «Просто зимой Земля находится дальше от Солнца, чем летом. Поэтому зимой на неё поступает меньше тепла от Солнца». В ответ на это Катя напомнила об одном факте, который опровергает объяснение Дениса.
Катя спросила Дениса: «А ты знаешь, почему летом у нас тепло, а зимой холодно?» Денис очень удивился этому вопросу и ответил: «Просто зимой Земля находится дальше от Солнца, чем летом. Поэтому зимой на неё поступает меньше тепла от Солнца». В ответ на это Катя напомнила об одном факте, который опровергает объяснение Дениса.
1. Какой из перечисленных ниже фактов доказывает, что объяснение Дениса неверное?
Выберите один ответ.
А) Земля обращается вокруг своей оси и вращается вокруг Солнца.
В) Смена дня и ночи объясняется обращением Земли вокруг своей оси.
С) Когда в Северном полушарии Земли зима, в Южном полушарии –лето.
D)Чем дальше планета от Солнца, тем меньше энергии от него получает.
Осмысление
«Тогда объясни сама», – сказал Денис. И тогда Катя сказала, что смена зимы и лета объясняется наклоном земной оси. «Из-за того, что ось Земли всегда наклонена к плоскости орбиты, когда наша планета вращается вокруг Солнца, на одно и то же место на поверхности Земли лучи падают под разным углом летом и зимой. Летом они падают более отвесно, а зимой как бы наискосок. Из-за этого летом они нагревают поверхность сильнее, а зимой слабее».
«Тогда объясни сама», – сказал Денис. И тогда Катя сказала, что смена зимы и лета объясняется наклоном земной оси. «Из-за того, что ось Земли всегда наклонена к плоскости орбиты, когда наша планета вращается вокруг Солнца, на одно и то же место на поверхности Земли лучи падают под разным углом летом и зимой. Летом они падают более отвесно, а зимой как бы наискосок. Из-за этого летом они нагревают поверхность сильнее, а зимой слабее».
«Тогда объясни сама», – сказал Денис. И тогда Катя сказала, что смена зимы и лета объясняется наклоном земной оси. «Из-за того, что ось Земли всегда наклонена к плоскости орбиты, когда наша планета вращается вокруг Солнца, на одно и то же место на поверхности Земли лучи падают под разным углом летом и зимой. Летом они падают более отвесно, а зимой как бы наискосок. Из-за этого летом они нагревают поверхность сильнее, а зимой слабее».
2. В каком положении находится Земля, когда в России лето, и в каком – когда в России зима? (рис.1)
Запишите свои ответы.
Когда в России лето, Земля находится в положении
Когда в России зима, Земля находится в положении
Рис.1
Исследование
Для того чтобы доказать, что нагревание зависит от угла падения лучей, Катя и Денис решили провести исследование. Они взяли:
картоннуюкоробочку,двестороныкоторойимеютвид прямоугольного треугольника (две коробочки показаны на рисунке 2);
настольную лампу с гибкой ножкой (см. рисунок 2);
термометр для измерения температуры воздуха, который можно через небольшое отверстие вставить внутрь коробочки, как показано на рисунке 3.
Исследование
Используя это оборудование, ребята провели два опыта:
В Опыте 1 они расположили включённую лампу и коробочку так, как показано на рисунке 4.
А в Опыте 2 так, как показано на рисунке 5.
Перед началом каждого опыта они измеряли температуру воздуха внутри коробочки в нормальных условиях, при выключенной лампе (то есть определяли начальную температуру). А после того, как 20 минут светили на коробочку лампой, температуру внутри коробочки измеряли снова.
Опыты
3. С какой целью в Опыте 1 и Опыте 2 коробочку расположили по-разному по отношению к лампе?Запишите свой ответ.
В результате этих двух опытов ребята получили данные, которые показаны в таблице ниже.
Опыт1
Начальнаятемпература
Температуравоздухавнутри
22 о С
Опыт2
воздуха внутрикоробочки
29оС
коробочки через 20 минутосвещениялампой
22оС
25оС
Вывод
4. Какой вывод можно сделать по результатам этих опытов?
ХАРАКТЕРИСТИКИ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
«Почему летом тепло, а зимой холодно?» Задание 1.
Характеристики задания :
Содержательная область оценки : науки о Земле.
Компетентностнаяобластьоценки :
интерпретация данных для получения выводов.
Контекст : глобальный.
Уровень сложности : средний.
Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа.
Объект оценки: оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.
Система оценивания
Код
1
Содержание критерия
0
Выбрано:
Другие варианты.
3. Когда в северном полушарии зима, в южном полушарии – лето.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
«Почему летом тепло, а зимой холодно?» Задание 2.
Характеристики задания :
Содержательная область оценки : науки о Земле.
Компетентностная область оценки : научное объяснение явлений.
Контекст : глобальный.
Уровень сложности : средний.
Формат ответа: задание на установление соответствия (две группы объектов).
Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления.
Система оценивания
Код
1
Содержание критерия
0
Верно выбраны А (лето) и С (зима).
Другие варианты.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
«Почему летом тепло, а зимой холодно?» Задание 3.
Характеристики задания :
Содержательная область оценки : физические системы.
Компетентностнаяобластьоценки : применение методов естественно-научного исследования.
Контекст : личный.
Уровень сложности : средний.
Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста, рисунка или и рисунка, и текста).
Объектоценки: предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса.
Система оценивания
Код
1
Содержание критерия
0
В ответе должна быть отражена идея: расположение коробочек меняют, чтобы изменить угол падения света на поверхность коробочки и определить, какая будеттемпература воздуха внутри
В ответе отсутствует нужная идея.
коробочки при разных углах падения света.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
«Почему летом тепло, а зимой холодно?» Задание 4.
Характеристики задания :
Содержательная область оценки : науки о Земле.
Компетентностная область оценки : интерпретация данныхдля получения выводов.
Контекст : глобальный.
Уровень сложности : высокий .
Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста, рисунка или и рисунка, и текста).
Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Система оценивания:
Код
Содержание критерия
2
Вывод содержит два утверждения:
1
опыт показывает, что температура, до которой нагревается воздух в коробочке, зависит от угла падения света на ее поверхность: чем отвесней (угол падения ближе к 90), тем вышетемпература
Вывод содержит только одно из этих утверждений
0
И
В выводе не содержится идеи о зависимости температуры воздуха
опыттакжепоказывает,чтотемпература,докоторой
в коробочке и температуры земной поверхности от угла падения света.
нагревается земная поверхность, должна зависеть от угла падения солнечных лучей.