Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность обучающихся»
Исследовательская деятельность обучающихся
Лысенко Т.Ю.
Для осуществления Исследовательской деятельности обучающиеся должны обладать следующими исследовательскими умениями (по А.И. Савенкову – российскому психологу и педагогу): 1. Видеть проблему 2. Задавать вопросы 3. Выдвигать гипотезы 4. Выполнять логические действия (давать определения понятиям, классифицировать, формулировать суждения, обобщать, делать выводы) 5. Наблюдать 6. Проводить эксперимент Для формирования исследовательских умений необходимо предлагать ученикам специальные учебные задачи.
Умение видеть и формулировать проблемы. Учебная проблема – это затруднение, требующее разрешения. Полезны учебные задачи, направленные на то, чтобы заставить ученика посмотреть на изучаемый объект (явление) с разных точек зрения или от лица разных персонажей.
1 .7 класс. Раздел Климаты Земли. Ситуация – наступил январь, а вам предложили путешествие на мыс Йорк. Какие вещи вы возьмёте с собой.
2.7 класс. Раздел Географическая оболочка. Т. Хейердал – «В Океане нет «национальных вод». То, что сегодня называют территориальными водами Перу, завтра становится территориальными водами Океании. Прибрежные воды Африки становятся прибрежными водами Мексиканского залива». О какой проблеме идёт речь? Есть ли способы её решения? Продолжите высказывание, сравните с оригиналом. «Очень важно положить конец намеренному сбрасыванию отходов в Океан».
3.8 класс. Раздел Часовые пояса. Ситуация – Вы директор компании. Ваш офис в г. Москве, а филиалы в Екатеринбурге, Красноярске и Владивостоке. В какое время вы проведёте селекторное совещание с сотрудниками? Есть Учебные задания, формирующие представления воображения , которые способствуют формированию исследовательских умений. Для создания представлений воображения можно использовать произведения живописи.
«Извержение вулкана». Н.А. Ярошенко
Задания: 1.Представьте, что у края кратера стоят туристы. Попробуйте описать, что могут видеть, слышать, ощущать, осязать люди. 2.Представьте, что люди, стоящие у края кратера, - геологи. Опишите извержение вулкана их глазами.
«Разлив». Ф Жуков.
Задания: 1.Опишите природное явление с точки зрения местного жителя. 2. Опишите разлив реки от лица учёного- гидролога.
«Первый снег». А.А. Пластов.
Задания: 1.Опишите впечатления детей на картине. 2.Опишите погоду на картине от лица учёного-метеоролога.
Природные комплексы России.
Задания: 1.Опишите особенности природы от лица местного жителя. 2.Опишите природную зону, особенности климата, занятия местных жителей от лица географа.
Умение задавать вопросы . Ученикам предлагается придумать вопросы очевидцам тех или иных явлений; людям, побывавшим в разных странах или ландшафтах и т.д. Например, ученикам даётся описание жилищ местных жителей африканского континента и предлагается самостоятельно сформулировать вопросы по данному тексту, предложить варианты ответов. Предполагаемые вопросы: 1.Назовите, жителям каких природных зон принадлежат жилища? 2.Из каких природных материалов построены жилища? 3.Определите особенности африканских жилищ?
Африканские жилища
Умение выдвигать гипотезы. Умение выдвигать гипотезы также формируется в процессе решения учебных задач, которые целесообразно предлагать ученикам на этапе мотивации или актуализации знаний предстоящего урока. Например: 1.6 класс. Раздел Литосфера. Известно, что горные породы подвергаются выветриванию. Как вы думаете, в одинаковых условиях внешней среды что разрушится быстрее – кварц или гранит? Почему? 2.6 класс. Раздел Гидросфера . Почему облака не падают на Землю, а дождь падает? 3.7 класс. Раздел Африка, Южная Америка. Почему на побережье материков находятся одни из наиболее засушливых мест планеты – пустыни Намиб, Атакама.
Формирование логических умений. Выполняя определённые учебные задания, учащиеся приобретают следующие исследовательские умения: давать определения понятиям, классифицировать, формулировать суждения, обобщать информацию, делать необходимые выводы. Учебные задания:1.6 класс. Раздел гидросфера . Сравните дождь, росу, туман. Сформулируйте определения. Определите, что у них общего и чем они отличаются. 2.Задания на деление понятий. Классификация. Назовите лишнее из ряда перечислений. Лишняя по происхождению горная порода: Известняк- торф-песок-каменный уголь. Объясните логическую ошибку, которую содержат высказывания: « Эти озёра имеют примерно равную площадь, но озеро А глубокое, а озеро В пресное ». « Географические карты бывают климатические, почвенные, растительности и мелкомасштабные »
Умение наблюдать. Задания на развитие наблюдательности могут касаться объектов и явлений окружающей действительности, они призваны обратить внимание учеников именно на то, что находится рядом, что стало привычным и поэтому почти неосознаваемым фоном. Учебные задания: 1.Составить краткий путеводитель-инструкцию – как пройти из пункта а в пункт В. Маршрут должен быть один для всех. 2. Наблюдение «Увидеть мир в зерне песка». Предлагается рассмотреть песчинки, зарисовать увиденное, написать мини-сочинение о происхождении.
Эксперимент.
Эксперимент.
Используемая литература:
О.В. Крылова. Учебно-методическое пособие: М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.