kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Загрязнение окружающей среды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человечество тесно взаимодействует почти со всеми формами жизни на планете. Это только кажется, что все живут сами по себе. На самом деле все живые существа тесно связаны друг с другом. Они объединены общей тер­риторией, общими источниками питания, общими врагами, общими заботами. Человек - часть природы, он живет в ней и не может жить вне ее.

Ежегодно из недр Земли извлекаются миллиарды тонн горных пород. Только 10%

этого сырья превращается в готовую продукцию, остальное - отходы, загрязняющие   природу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Загрязнение окружающей среды. »

Тема: «Загрязнение окружающей среды»

Тип урока: комбинированный

Задачи:

1) Образовательные:





2) Воспитательные:




3) Развивающие:








Методы и методические приёмы:






1) Познакомить учащихся с последствиями загрязнения окружающей среды.

2) Создать условия для усвоения учащимися знаний о том, как можно защитить природу.


1) Продолжить формирование естественно-научного

мировоззрения учащихся

2) Воспитывать интерес к предмету


1) Стимулировать познавательную активность, умение

быстро и четко формулировать свои мысли.

2) Формирование комплекса общеучебных

познавательных умений: логически мыслить,

анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное.


Словесные (эвристическая беседа, рассказ)

Наглядные (работа с картами звездного неба)

Сравнение и обобщение

Самостоятельная работа с учебником


План урока:

1) Организационный момент.

2) Актуализация опорных знаний.

3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация

учебной деятельности.

4) Восприятие и осознание нового материала

5) Закрепление пройденного материала

6) Комментирование Д/З

7) Подведение итогов урока. Комментирование

оценок.














I. Актуализация опорных знаний: устный опрос по вопросам:

1) К каким изменениям в окружающей природе приводит накопление мусора, быст­рое потребление природных ресурсов, увеличение сельскохозяйственных угодий?

2) Какое значение для нашей планеты имеют вечнозеленые тропические леса?

II. Изучение нового материала:

Человечество тесно взаимодействует почти со всеми формами жизни на планете. Это только кажется, что все живут сами по себе. На самом деле все живые существа тесно связаны друг с другом. Они объединены общей тер­риторией, общими источниками питания, общими врагами, общими заботами... Человек - часть природы, он живет в ней и не может жить вне ее.

Ежегодно из недр Земли извлекаются миллиарды тонн горных пород. Только 10%

этого сырья превращается в готовую продукцию, остальное - отходы, загрязняющие природу.

При получении электроэнергии и при сжигании топлива на транспор­те расходуется море нефти и нефтепродуктов. Много сжигается каменно­го угля. Все это приводит к выбросам в атмосферу большого количества углекислого газа. Несмотря на запреты и строгий контроль, в реки еще сбрасываются неочищенные промышленные стоки. Для повышения плодородия в почву вносятся минеральные удобрения, а для борьбы с вреди­телями - различные ядохимикаты. Они тоже попадают в водоемы. Сброс загрязненных сточных вод заводов, фабрик и сельскохозяйственных пред­приятий в открытые водоемы наблюдается почти везде. Реки Казахстана Нура, Иртыш, Или, Сырдарья и другие относятся к числу очень загряз­ненных.

Один из главных загрязнителей атмосферного воздуха - автотранспорт. Автомобили выбрасывают в атмосферу тонны вредных веществ. На 1 тыс. км пробега легковой автомобиль использует такое количество кислорода, которого хватило бы для семьи из четырех человек в течение года.

Самые больные точки на планете - большие города (мегаполисы). Во многих городах нашей республики содержание загрязняющих веществ пре­вышает допустимые нормы. К таким городам относятся Усть-Каменогорск, Риддер (Лениногорск), Алматы, Шымкент и др.

Вы знаете, что в атмосферу выбрасывается много пыли и вредных веществ: дым за­водских труб и труб сотен тысяч деревенских домов, лесные пожары, выхлопные газы автомобилей, дымящиеся свалки мусора и пр. При этом в воздух попадают угольная пыль, углекислота, соединения серы, азота, хлора и др. Соединившись в атмосфере с водяными парами, они возвращаются на землю в виде кислотных дождей и приводят к высыханию растений, гибели лесов и водных организмов.

Накапливающиеся в атмосфере отходы промышленных предприятий задерживают тепловое излучение земной поверхности. Это приводит к разогреву нижних слоев ат­мосферы. На Земле, как в парнике под пленкой, создаются и более влажные, и более теплые условия. Поэтому мы все чаще слышим о потеплении климата и о парниковом эффекте, который сам по себе не так уж и страшен. Более того, он способствует улуч­шению состояния лесов, увеличению урожаев культурных и диких растений, климат станет более влажным и т. д. Но он же может спровоцировать таяние ледников и повы­шение уровня Мирового океана. Под водой могут оказаться целые страны. Кроме того, возникновение озоновых дыр также связано с парниковым эффектом.

И еще один термин, связанный с загрязнением атмосферы, - ядерная зима. Атомные взрывы и гигантские пожары могут поднять в небо столько сажи и пепла, что они на­долго закроют солнце. По фильмам-катастрофам вы уже знаете, что выжить в таких условиях ни растения, ни животные, ни человек не смогут.

Значительный урон окружающей среде и непоправимый ущерб всему живому нанесли испытания ядерного оружия на бывшем Семипалатин­ском испытательном полигоне. Здесь было проведено около 500 ядерных взрывов. У всех в памяти останется также катастрофа на Черно­быльской АЭС.

Не стоит пугаться мрачных прогнозов. Человечество может и должно жить на мирной, экологически чистой планете. Ведь безопасность Земли зависит от нас. Мы живем в третьем тысячелетии, которому достались многие экологические проблемы прошлого столетия. Поэтому необходимо предпринять все усилия, чтобы значительно уменьшить вредное воздействие на природу - среду жизни животных и растений, среду существования самого человека.

?: Что нужно делать для сохранения природы? Предотвращать или хотя бы существенно ограничивать вред, наносимый ей. Еще первобытный человек, охотясь, истребил немало животных. Так, считается, что исчезновение ма­монтов - результат его охотничьих успехов. Но в каменном веке люди вряд ли задумывались о далеком будущем, о последствиях своей удачной охоты. Ведь и сейчас человечество, например, ведет непрерывные войны. При этом гибнут не только солдаты и мирное население. Войны безжалостно истреб­ляют окружающий нас мир, отравляют атмосферу, воды и почвы.

Охрана природы - это комплекс межгосударственных, государственных и региональных законов и мероприятий, направленных на сохранение, рацио­нальное использование и восстановление природы. Охрана природы - это со­хранение не только животных и растений, но и земель, вод, атмосферы и при­родных комплексов. Успешной она будет, если в ней примут участие все стра­ны и каждый человек нашей планеты.

Важнейшая задача охраны природы - сберечь чистую воду. Сейчас на многих предприятиях использованную воду охлаждают, очищают на спе­циальных фильтровальных установках и уже очищенную снова пускают в дело. Таким образом, сберегаются ресурсы, и природа сохраняется.

Зап. в тетр.: В зависимости от того, кто охраняет природные объекты, они бывают национальными и международными.

Национальными объектами государ­ства распоряжаются в соответствии с собственными законами.

Междуна­родные объекты охраны принадлежат всем. Это космическое пространство, атмосферный воздух, Мировой океан, ничей материк Антарктида, перелет­ные птицы, переплывающие из одних вод в другие рыбы, животные, пере­мещающиеся по территории разных стран. Например, река Дунай проте­кает через 9 стран, берега Балтийского или Каспийского моря принадле­жат тоже нескольким странам. Такие объекты охраняются на основе меж­дународных договоров, конвенций и пр.

Одна на всю планету у нас и атмосфера. Естественно, что ее охрана - дело всех стран и народов. Сегодня главная забота международного сообщества - охрана озонового слоя Земли. Важную роль сыграли договоры о запрещении ядерных испытаний. В целом человечество многое делает для сохранения атмосферы.

Поддержание в чистоте воздуха, которым мы дышим, воды, плодородной почвы воз­можно, если на заводах и фабриках будут использоваться дымоуловители и очистные сооружения, а также экологически чистые виды топлива взамен угля, бензина, газа. В недалеком будущем на смену традиционным видам топлива придет экологически чи­стое и неисчерпаемое топливо - водород.

Для сохранения плодородия почв необходимо проводить работы по их восстановлению: вносить органические удобрения и в норме использовать минеральные.

Установка мощных фильтров на трубах заводов, фабрик и тепловых элек­тростанций, строительство мусороперерабатывающих заводов, борьба с лес­ными пожарами позволяют избегать образования кислотных дождей. Для того чтобы наводить чистоту в промышленных стоках и предотвращать загряз­нение рек, очищать воздух от вредных примесей, человек придумал много разных прибо­ров и сооружений. Среди них есть и системы очистки с помощью живых организмов. Развиваясь в толще шлака, через который фильтруются загрязненные воды, микроорга­низмы обезвреживают многие вещества сточных вод и промышленных выбросов.

Рациональное и бережное отношение к природе обеспечит ее сохран­ность и дальнейшее развитие человечества. Законы об охране природы приняты почти во всех странах. Но в природе нет государственных гра­ниц, поэтому международным экологическим законам все подчиняются добровольно. Борьбу за безопасность окружающей среды ведут многие природозащитные орга­низации. Их общее название - «Гринпис» (Greenpeace - зеленый мир), или «зеленые». Они действуют почти во всех странах мира. Среди них есть и мощные политические партии (например, в Германии), и скромные Общество защиты мышей и тараканов, Лига спасения секвойных лесов, Общество прав жаб и лягушек и др.

III. Закрепление:

1) Что такое окружающая среда?

2) Перечислите источники загрязнения окружающей среды в вашем городе, поселке. 3) Какие последствия возникают при загрязнении воздуха, воды, почвы? Приведите примеры.

4) Что такое охрана природы?

5) Для чего природу необходимо охранять?

6) Приведите примеры защиты природы в вашем крае.

7) Что вы можете предложить в целях охраны природы?

Д/З: §57-58 с. 136-142.


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Загрязнение окружающей среды.

Автор: Усенова Татьяна Викторовна

Дата: 31.07.2015

Номер свидетельства: 224001

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Загрязнение окружающей среды промышленными   отходами."
    ["seo_title"] => string(61) "zaghriaznieniieokruzhaiushchieisriedypromyshliennymiotkhodami"
    ["file_id"] => string(6) "268599"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450650813"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Разработка урока по естествознанию на тему "Загрязнение окружающей среды и ее охрана" "
    ["seo_title"] => string(101) "razrabotka-uroka-po-iestiestvoznaniiu-na-tiemu-zaghriaznieniie-okruzhaiushchiei-sriedy-i-ieie-okhrana"
    ["file_id"] => string(6) "115274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411916201"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Загрязнение окружающей среды промышленными отходами."
    ["seo_title"] => string(59) "zagriaznenie_okruzhaiushchei_sredy_promyshlennymi_otkhodami"
    ["file_id"] => string(6) "605007"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1650218219"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Загрязнение окружающей среды. Шумовое загрязнение. Электромагнитное загрязнение."
    ["seo_title"] => string(80) "zagriaznenie_okruzhaiushchei_sredy_shumovoe_zagriaznenie_elektromagnitnoe_zagria"
    ["file_id"] => string(6) "621559"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1672032527"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Загрязнение окружающей среды. Загрязнение воды."
    ["seo_title"] => string(52) "zagriaznenie_okruzhaiushchei_sredy_zagriaznenie_vody"
    ["file_id"] => string(6) "621156"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1671620923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства