Программа курса предназначена для формирования у учащихся системы взглядов в области мировой энергетики и политики, способности к её самостоятельному совершенствованию и развитию. Предполагается также ознакомить учащихся с основами аналитической работы, правилами написания рефератов и проектных работ, а также дать понимание того, каким образом получаемые знания могут быть применены в последующей деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Спецкурс "Мировая энергетика и политика"»
Учащиеся, получая географические знания, должны овладеть основами науки, включая знания, умения, навыки, которые требуются ему для самообразования и ориентации в жизни по вопросам экономики, политики в глобальном, страноведческом и краеведческом аспектах.
На уровне общего среднего образования важное значение для предметов естественнонаучного цикла имеет развитие математической и информационной грамотности. Она включает в себя умения строить и заполнять информационные структуры (схемы, графы и таблицы), умения организовывать сбор информации, проводить ей анализ, строить и анализировать графики, использовать методы моделирования. Обязательно включается анализ проблем, формулирование заданий, переход от текстового условия к формуле, от описания процесса к его представлению и объяснению смысла преобразований. Изучаются и применяются понятия: «модель», «данные», «параметры», «постоянные и переменные величины», «область допустимых значений».
Программа курса предназначена для формирования у учащихся системы взглядов в области мировой энергетики и политики, способности к её самостоятельному совершенствованию и развитию. Предполагается также ознакомить учащихся с основами аналитической работы, правилами написания рефератов и проектных работ, а также дать понимание того, каким образом получаемые знания могут быть применены в последующей деятельности.
Цель курса: представить учащимся, изучающим мировую политику, специально отобранный и структурированный исторический материал, который поможет им более глубоко понимать причины и закономерности современных мировых политических процессов.
Задачи курса:
Дать учащимся понимание современных мировых политических процессов, а также теоретических подходов к исследованию мировой энергетики и международных политических отношений;
Усвоить современные теоретико-методологические представления о сущности мировой политики, выработать понимание основных концепций и подходов к её изучению, а также ключевых проблем, существующих в мировой энергетике;
Помочь подготовить учащихся к качественному и количественному анализу экономических проблем; обзор основных факторов, определяющих развитие мировой экономики;
Развитие у учащихся понимания важности постоянной работы с историческими и статистическими материалами;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Знать основные тенденции развития мировой энергетики и политики;
Основные экономические законы, историю развития мировой энергетики и мировой политики;
Международные организации общества;
Особенности развития энергетики в отдельных странах и регионах мира;
Учащиеся должны уметь:
Анализировать источники научной информации по изучаемой проблематике;
Формулировать собственные суждения о процессах, происходящих на мировой экономической и политической арене;
Иметь навыки презентации собственных суждений, ораторского искусства, ведения дебатов.
Работать со статистическими материалами средств массовой информации, справочной литературой, атласами, политическими картами, энциклопедиями;
Форма проведения занятий: лекции, практикум, дебаты, деловая игра.
Ожидаемый результат: правильное восприятие тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике, формирование теоритических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей профессии. Важным результатом обучения является активность выпускника средней школы по естественнонаучным аспектам в информационно-образовательной среде школы.
Содержание курса «Мировая энергетика и политика»
11 класс
1. История развития мировой энергетики и политики. Основные вопросы курса.
Устойчивость развития в перспективе, прорывы в экономическом росте, демография. Типы обществ и скорость развития, разрыв Европы и Азии в 15 веке.
Ряд базовых понятий: ВВП, накопление и потребление, государственные расходы. Рост: доходы и издержки, факторы: труд, капитал, энергий, прогресс, институты.
2. Экономический рост и его факторы
Виды экономических ресурсов, капитал и труд, энергия, научно-технический прогресс; их комбинации. Природные ресурсы в меняющих исторических условиях. Географическое положение, природные условия. Научно-технический прогресс и его воплощение в материальных активах, человеческом капитале. Норма накопления, образование, трудовая этика.
3.Мировая энергетика
Масштабы мировой энергетической взаимозависимости. Унаследованные ресурсы и активы, использование доходов для модернизации «неэнергетической» экономики. Стейкхолдеры и собственники: различия интересов сторон. География ресурсов нефти, природного газа, угля. Ядерная энергетика. Проблема выбросов парниковых газов.
4.Глобализация мировой экономики
Глобализация до 1 мировой войны и в настоящее время. Роль информационной революции. Финансовый сектор и всеобщая зависимость. Попытки решить проблемы развития. Глобализация как сращивание и выравнивание институтов. Элиты и их роль. Перевороты и революции как смена политики и основ общественной жизни. Интересы элит, старых и новых. Группы интересов: за открытую либеральную экономику или за регионализацию. Инерция развития или свободный выбор пути.
5. Потребление в мировой экономике
Динамика объемов валового потребления в мировой экономике. Потребности человека и классификация товаров в соответствии со способностью их удовлетворять. Кривые Энгеля и структура потребления в развитых и развивающихся странах. Потребление продовольствия в развитых и развивающихся странах. Глобальная продовольственная безопасность на современном этапе.
6. Международная интеграция
Понятие и основные этапы международной интеграции. Зачем страны интегрируются? Основные интеграционные группировки современной мировой экономики. Основные этапы европейской интеграции. Охарактеризуйте современное развитие интеграционных процессов в ЕС.