Рабочие программы по географии 8 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 (в редакции от 26.07.2019г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред.от 31.12.2015 г.);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС»
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В результате изучения географии ученик научится
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
2. Содержание учебного предмета
Что изучает физическая география России (1 ч.)
Что изучает физическая география России? Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.
Наша родина на карте мира(6 ч.)
Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.
Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.
Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.
Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI-начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII— XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.
Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»
Актуальная тематика для региона:
Знакомство с предприятиями по рыборазведению и рыбопереработке: ЯНАО – «Салехардскийрыбоперерабатывающий комбинат»; г. Тобольск – ОАО «Тобольский рыбозавод»;
Тюменский район -ООО «Эра-98»;
Производство оборудования для буровых установок - ОАО «Завод БКУ», г. Тюмень.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
-определять географическое положение России;
-показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
-определять поясное время;
- ориентироваться в актуальной тематике региона;
Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы(4 ч)
Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.
Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.
Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.
Практические работы. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Актуальная тематика для региона: Знакомство с предприятиями по разработке песчано-гравийной смеси (Абатский район. ИП Токарев Константин Александрович); с предприятиями по добыче и переработке сапропеля (ИП Воротников Константин Александрович; Юргинский район. ИП Никулин Валерий Николаевич. Знакомство с месторождениями нефти (Уватский район. ОАО «НК «Роснефть») ИП Токарев К.А.Разработка месторождений песчано-гравийной смеси. ИП Воротников К.А.Добыча и переработка сапропеляЗАО МНПП «Фарт» Нижнетавдинский район – пр-во удобрений на основе торфа.ООО Строительная компания «ТюменьСтройРесурс».Сладковский район (ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство» - добыча сапропеля).Юргинский район (ИП Никулин В.Н – добыча сапропеля).Уватский район – ОАО «НК Роснефть»,ИП Алексеенко А.Н. (производство керамзитобетонных блоков).ЗАО «Завод Тюменьремдормаш», Г. Тюмень – ООО «Инициатива» (асфальтовый, бетонный завод).ООО Строительная компания «ТюменьСтройРесурс» (Тюменский район)ООО «ПФК «Аура» - производство тротуарной плитки и элементов благоустройства.ООО «Солекс» - производство композитной арматуры. Вагайский район: ООО "Бобровское нефтегазодобывающее предприятие"Геолого-разведочные работы»
Климат и климатические ресурсы(4 ч)
От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.
Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.
Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.
Практические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.
Актуальная тематика для региона: Знакомство с предприятиями ООО «ТК Тюмень Агро» - Тепличный комбинат по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте (Тюменский р-н д. Нариманово), ООО «Ясень Агро» (Комплекс по откорму и переработке КРС –Ярковскийрайон ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» - ООО Агрофирма «Междуречье», крестьянско-фермерские хозяйства Вагайского района: Общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Бегишево", - Сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив "Шадринский"Директор Симанов В. А., Дубровинское поселение: Крестьянское хозяйство "Мысы" Глава Рыбьяков Г. И., Сельскохозяйственный производственный кооператив "Рассвет" Председатель Ахметчанов А. Х., Крестьянское (фермерское) хозяйство "Урожай" Глава Дубровская Г. М., Касьяновское поселение: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Прогресс" Председатель Спиридонов С. Ю. Куларовское полселение: Сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив "Транссервисмолоко" Председатель Абдуллин Н.К., Первовагайское поселение: Крестьянское (фермерское) хозяйство "Транссервисмолоко" Глава Абдуллин Н.К., Сельскохозяйственный производственный кооператив "Сибирь" Председатель Семухин С. А., Сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив "Вагай-Молоко" Председатель правления Абдуллин И. М., Черноковское поселение: Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив "Салмыш" Председатель Анненков В. Н., Сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив "Агроникс" Председатель Бельский Н. С., Шишкинское поселение: Снабженческий-сбытовой-обслуживающий сельскохозяйственный потребительский кооператив "Союз", Сельскохозяйственный производственный кооператив "Желнинский" Председатель Кроо В. Д.
Внутренние воды и водные ресурсы(3 ч)
Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.
Дискуссия. Тема «Вода— уникальный ресурс, который нечем заменить...».
Актуальная тематика для региона:
Знакомство с объектами инфраструктуры окрестностей города Тюмени и районов области: База отдыха «Верхний Бор», ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель», ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район, г. Тобольск – ООО «Кристалл» (рыборазводные пруда – места для досуга населения), Змановский Д.А. – Завод по производству бутилированной питьевой воды (п. Богандинский), ЗАО «НПП «Западная Сибирь» (ЗАО «Универсал – нефтеотдача») лечебно-оздоровительный центр «ИНГАЛА». Вагайский район: Тукузское поселение, вылов рыбы- Снабженческо-сбытовой обслуживающий сельскохозяйственный производственный кооператив "Абдраш" Председатель Ибуков Х. А.
Почвы и почвенные ресурсы(3 ч)
Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.
Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.
Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.
Актуальная тематика для региона:
Знакомство с предприятиями: ИП Воротников К.А.Добыча и переработка сапропеля ЗАО МНПП «Фарт» Нижнетавдинский район – пр-во удобрений на основе торфа.
ООО «Ясень Агро» (Комплекс по откорму и переработке КРС - Ярковский район, Ярковский район – ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» - ООО Агрофирма «Междуречье», Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) Вагайского р-на (см. выше)
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы(4 ч)
Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.
Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.
Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.
Актуальная тематика для региона:
Знакомство с предприятиями по переработке природного сырья: ИП Воротников К.А.Добыча и переработка сапропеля, ЗАО МНПП «Фарт» Нижнетавдинский район – пр-во удобрений на основе торфа.
Знакомство с ООПТ: ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство» - заказник (разведение маралов). Заказник «Барсучий», озеро Большой Куртал. База отдыха «Верхний Бор». ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель», ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район, Лесозаготовительные предприятия Вагайского района: Первовагайское поселение- Муниципальное унитарное предприятие "Ремжилстройсервис" Директор Шаргин В. Н., Общество с ограниченной ответственностью "Русский Лес" Генеральный директор Кусков В. А., Общество с ограниченной ответственностью "Берёзка" Директор Шварц С. К., Общество с ограниченной ответственностью "Атлант- плюс" Директор Охалин А. В., Общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД" Директор Шарипов А. А., Распиловка и строгание древесины: Общество с ограниченной ответственностью "Вагайское деревообрабатывающее предприятие" Директор Голошубин Н. А., Супринское поселение: Сельскохозяйственный производственный рыболовецкий кооператив "Большой-Уват" Председатель Аминов А. Х.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть и показывать крупные равнины и горы;
выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
объяснять закономерности их размещения;
приводить примеры влияния рельефа на условия жизни
людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
делать описания отдельных форм рельефа по картам;
называть факторы, влияющие на формирование климата России;
определять характерные особенности климата России;
иметь представление об изменениях погоды под влиянием
циклонов и антициклонов;
давать описания климата отдельных территорий;
с помощью карт определять температуру, количество
осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
оценивать водные ресурсы;
называть факторы почвообразования;
используя карту, называть типы почв и их свойства;
объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
объяснять видовое разнообразие животного мира;
называть меры по охране растений и животных.
ориентироваться в актуальной тематике региона
Природные комплексы России (36 ч)
Природное районирование(6 ч)
Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.
Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.
Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.
Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.
Практические работы.9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
Природа регионов России(30 ч)
Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.
Кавказ— самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.
Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири— Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
Практические работы. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
Творческие работы.
- Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам.
-Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа.
- Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.
Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет...”».
Актуальная тематика для региона:
Знакомство с предприятиями районов: Уватский район. ОАО «НК «Роснефть», ЗАО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод», Тюменский район - ЗАО «Богандинский кирпичный завод», Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) районов юга области. ОАО РЖД ст. Тюмень, ст.Тобольск, ст.Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск, магистральные трубопроводы, автодороги, Вагайский район: Нефтеперерабатывающая станция "Вагай" Ишимского Управления магистральных нефтепроводов акционерного общества "Транснефть-Сибирь"
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
-приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
-объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
-показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
-приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
-показывать на карте крупные природные районы России;
-называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);
-отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
-оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
-приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;
-выделять экологические проблемы природных регионов;
- ориентироваться в актуальной тематике региона.
Человек и природа (6 ч)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.
Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.
Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.
Россия на экологической карте. Источники экологической опасности.
Контроль за состоянием природной среды.
Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей.
Ландшафты как фактор здоровья.
География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.
Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.
Актуальная тематика для региона:
Знакомство с учреждениями и предприятиями региона по охране природы и здоровья человека: База отдыха «Верхний Бор», ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель», ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район, г. Тобольск – ООО «Кристалл» (рыборазводные пруда – места для досуга населения), Змановский Д.А. – Завод по производству бутилированной питьевой воды (п. Богандинский), Заводоуковский район - ЗАО «НПП «Западная Сибирь» (ЗАО «Универсал –нефтеотдача»)-лечебно-оздоровительный центр «ИНГАЛА».
География родного края (6 ч)
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатическиеособенностисвоегорегионапроживания.Рекииозера,каналы иводохранилища. Природныезоны. Характеристикаосновныхприродных комплексовсвоей местности. Природные ресурсы.Экологическиепроблемы и путиих решения.
Актуальная тематика для региона:
Знакомство с предприятиями по разработке песчано-гравийной смеси (Абатский район. ИП Токарев Константин Александрович); с предприятиями по добыче и переработке сапропеля (ИП Воротников Константин Александрович; Юргинский район. ИП Никулин Валерий Николаевич. Знакомство с месторождениями нефти (Уватский район. ОАО «НК «Роснефть») ИП Токарев К.А.Разработка месторождений песчано-гравийной смеси. П Воротников К.А.Добыча и переработка сапропеля ЗАО МНПП «Фарт» Нижнетавдинский район – пр-во удобрений на основе торфа. ООО Строительная компания «ТюменьСтройРесурс». Сладковский район (ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство» - добыча сапропеля). Юргинский район (ИП Никулин В.Н – добыча сапропеля). Уватский район – ОАО «НК Роснефть», ИП Алексеенко А.Н. (производство керамзитобетонных блоков). ЗАО «Завод Тюменьремдормаш», Г. Тюмень – ООО «Инициатива» (асфальтовый, бетонный завод). ООО Строительная компания «ТюменьСтройРесурс» (Тюменский район) ООО «ПФК «Аура» - производство тротуарной плитки и элементов благоустройства. ООО «Солекс» - производство композитной арматуры.
Знакомство с объектами инфраструктуры окрестностей города Тюмени и районов области: База отдыха «Верхний Бор», ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель», ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район, г. Тобольск – ООО «Кристалл» (рыборазводные пруда – места для досуга населения), Змановский Д.А. – Завод по производству бутилированной питьевой воды (п. Богандинский), Заводоуковский район - ЗАО «НПП «Западная Сибирь» (ЗАО «Универсал – нефтеотдача») лечебно-оздоровительный центр «ИНГАЛА».
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры;
ориентироваться в актуальной тематике региона.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-ставить учебные задачи;
-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
-классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
-систематизировать информацию;
-структурировать информацию;
-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
-владеть навыками анализа и синтеза;
-искать и отбирать необходимые источники информации;
-использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск,
-построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
-представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
-работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой(текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
-использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
-создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
-составлять рецензии, аннотации;
-выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
-вести дискуссию, диалог;
-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
-российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
-целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
-гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
-основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
3. Тематическое планирование
Раздел/Тема
Количество часов
Что изучает физическая география России.
1
Наша родина на карте мира
6
ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ
18
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы
4
Климат и климатические ресурсы
4
Внутренние воды и водные ресурсы
3
Почвы и почвенные ресурсы
3
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы