Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Суража
Брянской области
Рекомендована
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Пед. советом школы
с зам. директора
Директор школы
№ от________
по УВР
Прохоренко З.А.
Бусарова Е.В.
Приказ №_________
«___»__________2018г
«___»__________2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ГЕОГРАФИИ
5 КЛАСС
Программа
Авторы:
Рабочая программа по ГЕОГРАФИИ 5 класс составлена на
основе Федерального компонента Государственного
Стандарта ООО, М.: Просвещение, 2011 и примерной программы ООО по ГЕОГРАФИИ
Количество часов:
35
Учитель географии
Решетнева В.Г.
Учебный год:
2018- 2019
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «География» в 5классе являются следующие умения:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
3.Содержание учебного предмета «География» в 5 классе
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географическихисследований. Географическоеописание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытияСредневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. ОткрытиеАнтарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». ОсвоениеСибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представлениядревнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строенииВселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран иНептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля – планетажизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первыйкосмонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местнымпризнакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царствебеспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека наприроду. Как сберечь природу?
Учебно - тематический план
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Количество часов
В том числе на:
практические
работы
проверочные (контрольные) работы
1
Раздел 1. Что изучает география
Тема 1. Мир, в котором мы живем
Тема 2. Науки о природе
Тема 3. География – наука о Земле
Тема 4. Методы географических исследований
5
-
1
2
Раздел 2. Как люди открывали Землю
Тема 5. Географические открытия древности и Средневековья
Тема 6. Важнейшие географические открытия
Тема 7. Открытия русских путешественников
5
1
1
3
Раздел 3. Земля во Вселенной
Тема 8. Как древние люди представляли себе Вселенную
Тема 9. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
Тема 10. Соседи Солнца
Тема 11. Планеты-гиганты и маленькийПлутон
Тема 12. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
Тема 13. Мир звезд
Тема 14. Уникальная планета – Земля
Тема 15. Современныеисследовании космоса
9
-
1
4
Раздел 4. Виды изображений поверхностиЗемли
Тема 16. Стороны горизонта
Тема 17. Ориентирование
Тема 18. План местности и географическая карта
4
1
1
5
Раздел 5. Природа Земли
Тема 19. Как возникла Земля
Тема 20. Внутренне строение Земли
Тема 21. Землетрясения и вулканы
Тема 22. Путешествие по материкам
Тема 23. Вода на Земле
Тема 24. Воздушная одежда Земли
Тема 25. Живая оболочка Земли
Тема 26. Почва – особое природное тело
Тема 27. Человек и природа
10
2
1
6
Итоговая работа
2
1
Итого
35
4
6
Тематическое планирование
№
урока
Наименование разделов, тем
Количество часов
Дата
по плану
Дата фактическая
Что изучает география
5
1.
Мир, в котором мы живем
1
2.
Науки о природе
1
3.
География – наука о Земле
1
4.
Методы географических исследований
1
5.
Обобщение по разделу «Что изучает география»
1
Как люди открывали Землю
4
6.
Географические открытия древности и Средневековья.
Практическая работа № 1 «Нанесение на контурную карту маршрутов путешественников»
1
7.
Важнейшие географические открытия
1
8.
Открытия русских путешественников.
Практическая работа № 2 «Десять великих путешественников»
1
9.
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»
1
Земля во Вселенной
9
10.
Как древние люди представляли себе Вселенную
1
11.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
1
12.
Соседи Солнца
1
13.
Планеты-гиганты и маленький Плутон
1
14.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
1
15.
Мир звезд
1
16.
Уникальная планета – Земля
1
17.
Современные исследования космоса
1
18.
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»
1
Виды изображений поверхности Земли
6
19.
Стороны горизонта
1
20.
Ориентирование.
Практическая работа № 3 «Ориентирование на местности»
1
21.
План местности и географическая карта
1
22.
Практическая работа № 4 «Составление плана местности школьного двора»
1
23.
Обобщение знаний по разделу «Виды изображения поверхности Земли»
1
Природа Земли
10
24.
Как возникла Земля
1
25.
Внутренне строение Земли
1
26.
Землетрясения и вулканы
1
27.
Путешествие по материкам
1
28.
Вода на Земле
1
29.
Воздушная одежда Земли
1
30.
Живая оболочка Земли
1
31.
Почва – особое природное тело
1
32.
Человек и природа
1
33.
Обобщающий урок по теме «Природа Земли»
1
34.
Итоговое собеседование на промежуточной аттестации
1
35.
Географическая олимпиада
1
Аннотация
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:
Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС). Утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрированом Минюстом России №19644 01 февраля 2011 г.
Примерной программы учебного предмета «География» на уровне основного общего образования. –2-е издание - М.: Просвещение, 2015 г. (стандарты второго поколения).
Авторской программы География. 5—9 классы: рабочая программа к УМК «Классическая линия» / И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. — М.: Дрофа, 2015.
Приказа Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г.«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и материально-технического обеспечения:
Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2015 г. (Федеральный перечень:1.2.2.4.2.1 Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География 5 ДРОФА http://www.drofa.ru/37/)
Рабочая тетрадь. Н. И. Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2015 г.
Методическое пособие. И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс.
Атлас. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2015 г.
Контурные карты. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2015 г.
В соответствии с примерным учебным планом предмет «География» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Данная Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю, что соответствует Учебному плану образовательной организации и Годовому учебному графику школы (35учебных недель).